€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Национальный туристический продукт. Ульяновский вариант
Александр Кременицкий
РЕАЛЬНОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Туристическая индустрия – одна из самых перспективных сфер на ближайшее время. И это мировой тренд. Сегодня на рынке экспорта туристические услуги занимают третье место после химпрепаратов и нефтепродуктов. Доля туризма в мировой структуре ВВП составляет почти 10%. Каждое 11 рабочее место в мире связано с данной отраслью. Российские показатели куда скромнее: доля туротрасли в ВВП – порядка 3,4 %, и каждое 52 рабочее место в нашей стране связано с туризмом. Но это только начало! По данным Минкульта РФ, рынок внутреннего туризма в прошлом году вырос на 10-15%, общий поток путешествующих по России достиг отметки в более чем 20 млн человек. И, как отмечают эксперты, эта цифра в реальности больше: не всех путешественников можно учесть из-за отсутствия пограничного контроля внутри страны и обилия неучтенных мест проживания.
– Внутренний туризм зависит от ряда факторов. К инфраструктурным изменениям относится, например, развитие горнолыжного направления в Сочи и приток сюда наших туристов, прежде отдыхавших за рубежом, – рассказала «ДО» глава ульяновской компании «РоссТур» Галина Черненко. – К объективным причинам выбора российских курортов относятся административные запреты для ряда граждан на отдых за рубежом, рост курса валют.
Также увеличение внутреннего турпотока эксперты связывают с антироссийскими санкциями, угрозой терроризма за рубежом, наконец, с качественным улучшением отечественных туристических продуктов. Так, в 2015 году в России впервые создан пакетный продукт для внутреннего туризма. И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как патриотический настрой, желание лучше узнать родную страну.
Об этом хорошо сказал писатель Евгений Гришковец: «Перемещаться по миру самое чудесное занятие, которое только может быть. Но активно поездив, я понял, что чем больше путешествую, тем мир становится меньше. А Россия, наоборот, для меня становится больше. Здесь, дома, мне очень многое не нравится, но здесь я многое люблю».
435 ТЫСЯЧ ИНВЕСТОРОВ
Доля туризма в структуре ВРП Ульяновской области составляет порядка 0,2%, и это ниже общероссийского показателя. Но, как и в целом по стране, отрасль в регионе динамично развивается. Глава Совета по туризму и гостеприимству, руководитель Агентства по туризму Ульяновской области Юлия Скоромолова приводит статистику: объем туристского потока на территорию области в 2016 году увеличился на 14% и составил 435 тыс. человек, из них 15 тыс. – иностранные туристы (к 2030 году поставлена задача увеличить этот показатель в шесть раз – до 80 тысяч).
И каждый наш гость, откуда бы он не приехал, выступает в роли «микроинвестора», который вкладывает средства в наш регион. Причем не только личные: туристы, прибывающие в Ульяновскую область с деловой миссией, часто тратят деньги своих компаний. По статистике, около 45% визитов в Ульяновскую область связаны с бизнес-туризмом.
И перед участниками туристического рынка стоит важнейшая задача – продать нашим гостям как можно больше услуг. Что сегодня и происходит. Объем платных услуг, оказанных туристам в прошлом году, составил более 1,3 млрд рублей, что на 23% больше, чем в 2015 году. Выросло и число турфирм – на 13,9%, по сравнению с 2015 годом (всего 139 организаций).
На 22% больше, чем в 2015 году увеличилось число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения (более 1,4 миллиона единиц!). Да и количество объектов тоже увеличивается.
– Туризм в Ульяновской области развивается активней, чем в целом по стране, судим по собственному бизнесу, – рассказывает генеральный директор event-агентства PRO MEDIA Дмитрий Лосев. – Наше event-направление работает, в основном, с иностранными компаниями, и всегда есть что им показать. Например, недавно мы проводили четырехдневное мероприятие для крупной немецкой компании. Было все – и авиационный музей, и экотуризм, и активный тимбилдинг, и, конечно же, рассказ о Родине Ленина, Карамзина и Гончарова. И, как всегда, наши партнеры были в восторге.
А вот частный предприниматель, создатель Бюро Путешествий имени себя Дмитрий Илюшин другого мнения: «Внутренний туризм в нашей области практически не развит, возможности региона используются максимум на 10 процентов. Основная ставка делается на развитие глобальных проектов внутри Ульяновска («Красный маршрут», «Родина СССР»), именно поэтому операторы преимущественно занимаются городскими туристическими маршрутами. Сам же Ульяновск по туристической привлекательности сильно проигрывает даже регионам Поволжья (Казань, Нижний Новгрод, Самара). Наши бренды (Ленин, Гончаров, авиационная столица, Карамзин, Колобок, буква Ё) практически не работают, то есть туристов не привлекают».
– Ульяновская область на сегодняшний день не обладает ярко выраженной парадигмой развития туризма, – соглашается Галина Черненко. – Тема Ленина то выставляется на передний план (имеются в виду китайские туристы), то перебивается менее четкими и уникальными объектами культуры и истории (быт XIX века и т.д.). По сути, Ульяновск на российском рынке представлен только санаторным сегментом.
НАТУРПРОДУКТ
Почему региону стоит делать ставку на развитие своего туристического потенциала? Судите сами. Географическое положение у нас очень выгодное, и не только с точки зрения въездного туризма, но и транзитного (Ульяновская область расположена в центре ПФ).
С советских времен осталось неплохое инфраструктурное наследство, в том числе речпорт, два аэропорта.
Климат в регионе благоприятный, – умеренно континентальный, почти семь месяцев в году тепло. Опять-таки природные богатства иным территориям на зависть – леса, водоемы. Одна Волга – крупнейшая река европейской части страны и ее заливы чего стоят. А лечебно-оздоровительные ресурсы – бальнеотерапия, грязетерапия, глинолечение, уникальная минеральная вода! Не зря же доля рекреационно-оздоровительного туризма на региональном рынке туристических услуг составляет 25%.
И, наконец, на туристическую отрасль может неплохо «работать» наше историко-культурное наследие. В регионе 50 музеев, в том числе такие уникальные, как ОГАУК «Ленинский мемориал», Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова. А музей провинциального города ХIХ века под открытым небом в составе заповедника «Родина В.И. Ленина»! Такого в мире больше нет.
– Ульяновск не входит в число «топовых» исторических городов России для посещения с культурно-познавательными целями, но мы считаем, что в этом плане потенциал региона не до конца раскрыт, – говорит замдиректора по развитию Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Оксана Соловей. – Отмечу, что мы стабильно каждый год обслуживаем больше туристов. Больше принимаем автобусов со школьниками из соседних регионов, семейных групп, приезжающих на своих автомобилях. Увы, не можем похвастаться увеличением судозаходов круизных теплоходов в Ульяновск: новые объекты инфраструктуры в Свияжске и Болгарах создают нам конкуренцию на Волге.
И новые предложения для туристов тоже могут «выстрелить». Например, привлекут любознательного путешественника археологические раскопки на местах стоянок древнего человека эпохи палеолита и неолита в районе Ундоровского края или история одного из древних сел страны (проект «1700 лет Старой Майне»). А сколько надежд связывают в регионе с особо охраняемыми территориями.
– Надеюсь, что создаваемый ныне национальный парк «Сенгилеевские горы» даст стимул для развития природного туризма не только в одном районе, а в целом по области, – говорит Дмитрий Илюшин. – Думаю, что именно экологический туризм, агротуризм и краеведческий туризм могут стать хорошим локомотивом развития туристического потенциала области. Ведь есть же в России регионы, которые живут в основном за счет природного туризма. Например, Республика Алтай, где более 100 тысяч частных предпринимателей по региону встречают и обслуживают туристов со всей России.
А какая отличная идея родилась в недрах УРОО «Клуб активных родителей» – общественная организация четвертый год подряд проводит увлекательные производственные экскурсии по предприятиям Ульяновска и области для детей и их родителей. Проект даже стал победителем регионального конкурса «Особо значимый туристский проект».
– И детям, и взрослым интересно побывать «за кулисами» того или иного производства. Но вне конкуренции, конечно, пищевые предприятия, на которых можно продегустировать вкусную продукцию. Мы уже организовали экскурсии на молочный комбинат «Заволжский», кондитерские фабрики «СладИС», «Симбирский артизан», хладокомбинат, в тепличное хозяйство, – рассказывает председатель правления УРОО «Клуб активных родителей» Анна Немоляева. – Жаль, только некоторые ульяновские предприятия не хотят сотрудничать, закрыты для посещения ребят. А ведь это еще и вопрос профориентации!
– В 2016 году область приступила к разработке проекта по интеграции туристических маршрутов в программы общеобразовательных, средних и высших учебных заведений Ульяновской области. «Уроки краеведения» – это отдельный цикл экскурсионных образовательных туристических маршрутов по достопримечательным местам Ульяновской области (с посещением музеев и других объектов показа) в рамках изучения определенного предмета, – рассказывает Юлия Скоромолова.
– Состояние детского туризма сегодня удручает, – сокрушается Оксана Соловей. – У многих родителей нет возможности показать ребенку даже родной областной центр, не говоря уже о столице нашей страны и других городах. И без дотаций на проезд и проживание для школьников мы эту проблему не решим, какие бы блестящие программы мы не готовили для детей в музеях.
Специалисты уверены, что развивать туристическую отрасль в регионе можно по многим сегментам: образовательный, круизный, деловой, промышленный, религиозный, этнографический, экологический, спортивный (например, зимняя рыбалка). Регион может привлечь и любителей событийного туризма.
Руководитель проекта «Туристическая деревня Артеково» Антон Рокитенец уверен, что известный с советских времен оздоровительный лагерь «Ульяновский Артек» в Юрманках после масштабной реконструкции сможет принимать не только россиян, но и зарубежных гостей, например, из Азии, – тех, кто неровно дышит к пионерской тематике, для кого сосновый бор – настоящая экзотика.
Частные инвесторы, развивающие амбициозный проект, рассчитывают «взять» клиента и конкурентными ценами. Для сравнения, стоимость полноценного детского отдыха за рубежом составляет 20 евро в день, а неделя в подмосковном летнем лагере обойдется родителям в 70-80 тысяч рублей.
Еще одна хорошая ниша – медицинский туризм. С открытием высокотехнологичного центра медицинской радиологии в Димитровграде можно рассчитывать на 20 тысяч туристов ежегодно. Вопрос лишь в средствах размещения. Для решения этого вопроса в городе атомщиков запланировано строительство четырехзвездочного отеля.
– В областном реестре туристических инвестпроектов около 40. Десять из них – в стадии активной реализации с общим объемом инвестиций более 1,5 млрд рублей, – рассказала Юлия Скоромолова. – Это проект оздоровительного центра «Берег орланов», строительство гостиницы IBIS в Заволжском районе Ульяновска, реконструкция гостиницы «Советская», расширение баз активного отдыха «Славянское подворье» и «Русский берег» и др. Кроме того, будет составлен реестр туристских инфраструктурных проектов, которые смогут получить деньги из регионального бюджета.
ЗАВТРА ТУРИСТА
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, а также в Стратегии развития Ульяновской области туристической отрасли уделяется особое внимание. Сегодня наша губерния занимает 40 место из 83 в Национальном туристическом рейтинге. Это неплохой результат, но, как отметил глава региона, «мы поставили перед собой цель войти в десятку лучших, обеспечив качественное развитие аспектов этой отрасли».
Для того чтобы туризм в ближайшем будущем дал мощный мультипликативный эффект развития нашего региона, создана Стратегия развития отрасли туризма Ульяновской области на период до 2030 года.
Уже состоялась Неделя туризма, прошла Межрегиональная выставка-ярмарка «Отдых на Волге», которая стала своеобразной площадкой по выбору мест отдыха для жителей и гостей региона на сезон 2017 года. Сейчас в стадии подготовки новый проект – «Ульяновск – центр гостеприимства», рассчитан он на ближайший год, включает проведение ряда мероприятий, например, продвижение региона на туристическом рынке России (ранее на эти цели не тратили средства). Между тем, существует проблема низкой узнаваемости брендов за пределами региона и страны. Более того, сами ульяновцы порой не знают обо всех возможностях региона.
– Наши дети едут куда угодно, но только не на экскурсии по родной области. Иногда даже не догадываются, что в регионе столько всего интересного, проходят увлекательные мероприятия. Например, фестиваль «Дикий пион», – говорит член областного семейного совета Марина Евстигнеева. – В сфере туризма нужно активнее развивать семейный бизнес. И этому надо учить. Должна сельская бабушка знать, как гостей принимать.
– Для Ульяновска было бы спасением развитие новых экскурсионных маршрутов на федеральном уровне, отход крупных туроператоров от вечного «Золотого кольца» и иже с ним, – полагает Галина Черненко.
Эксперты отмечают, что для нормального развития туристической отрасли региона крайне важно решить и проблему низкого качества предоставляемых услуг. А еще у нас слаборазвитая туристская инфраструктура, что особенно актуально за пределами областного центра, и наблюдается дефицит профессиональных кадров в сфере туризма. Официальная статистика гласит: с 2004 по 2016 год в регионе было подготовлено всего 650 специалистов сферы туризма и гостеприимства. Ощущается острая нехватка переводчиков, экскурсоводов, знающих язык, в первую очередь китайский. Количество туристов из Поднебесной, посетивших Ульяновск, в 2016 году возросло на 20%, а в этом году планируется увеличение турпотока из КНР в 2-3 раза, – в связи с мероприятиями, приуроченными к 100-летию Октябрьской революции.
И, наконец, пора уже местному интернетсообществу прекратить создавать негативный образ города и области. Лишь позитивный Ульяновск сможет привлечь к себе гостей!
Материалы по теме: