Обувщик Бокоунин
Фото предоставлено Ульяновским областным Краеведческим музеем им. И. А. Гончарова
Cпустя десять лет он перенес торговлю в Гостиный двор, где арендовал лавку, в которой наряду с дорогими кожаными изделиями покупатели могли приобрести обувь по вкусу, вплоть до резиновых галош. Торговля шла бойко.
В 1889 году купец купил деревянный дом на улице Московской (ныне Ленина - 78), облицевал его для солидности и прочности кирпичом. К тому времени он стал отцом семейства, воспитывал трех сыновей: Сергея, Александра и Константина. По мере взросления детей чаще задумывался об устройстве их будущего. К 1903 году Сергей Бокоунин считался самым крупным обувным торговцем города, но семейный капитал не был слишком большим для наделения каждого из сыновей необходимой суммой для открытия собственного дела.
Старший сын Сергей, надежда семьи, активно помогал отцу в торговых делах. Именно с ним губернские власти заключили договор о поставке кожевенного товара в Симбирскую губернскую мужскую и женскую тюрьмы и исправительный арестантский дом.
Бокоунины получили разрешение организовать товарищество на вере «Торговый дом С. Бокоунин с сыновьями», который открылся 1 января 1906 года. В товарищество помимо главы семьи вошли его супруга А.Ф. Бокоунина, сыновья Сергей и Александр. Согласно «Уставу» складочный капитал товарищества составил 25 тысяч рублей. Эти деньги Бокоунины разместили в нескольких симбирских банках, а ежегодную прибыль делили между собой по 20% каждому, также поровну делились и убытки. Для личных расходов каждый из пайщиков получал в год по 5% средств. Через три года со дня основания «Торгового дома С. Бокоунин с сыновьями» Сергей Александрович выбыл из него. Полностью отстранившись от дел, он передал управление семейным бизнесом старшему сыну Сергею Сергеевичу Бокоунину, сделав его главным распорядителем их товарищества на вере.
ДОМ - ТЕРЕМОК
Лавка в Гостином дворе уже не справлялась с объемом продаж, да и заказы росли год от года. В 1914 году старший сын Бокоунина Сергей решил сдавать лавку в аренду под магазин товариществу «Проводник». А сам на вырученные средства и имеющийся свободный капитал «Торгового дома» в 1915 году устроил небольшой кожевенный завод «Товарищество Бокоуниных» в селе Сельдинская Слобода в четырех верстах от Симбирска.
С лета 1916 года ежегодно завод выпускал до 20 тысяч дубленых кож. Завод был оснащен паровым двигателем, дубильными чанами с емкостью барабанов в 2384 ведра, позволявшими обрабатывать до 2660 изделий из кож крупных животных.
Обслуживали завод 47 военнопленных, которых Сергей Сергеевич Бокоунин нанял на работу согласно распоряжению симбирского губернатора о предоставлении военнопленным работы и об обеспечении их быта и питания.
К этому времени дела купца шли настолько хорошо, что он решил обзавестись собственным домом. Подготовить его проект он заказал симбирскому архитектору Федору Осиповичу Ливчаку, поставив условие, что дом должен быть небольшим, деревянным, выстроенным в модном в те годы «русском стиле». Так, в 1916 году на приобретенном Сергеем Сергеевичем Бокоунином небольшом участке земли на улице Романовской (улица Радищева - 4) появился чудный сказочный дом-«теремок».
Сегодня это памятник городской архитектуры начала ХХ века с резными наличниками на окнах, шатровой башней в виде кокошника, с окном в светелке на высокой крыше, резными деревянными столбиками парадного крыльца.
ГРАМОТНОЕ ПРАВЛЕНИЕ
Занятие производственными делами не мешали купцу участвовать в общественной жизни родного города. Сергея Сергеевича Бокоунина избрали в состав правления Симбирского торгово-промышленного общества взаимного кредита и губернский комитет Общества попечительного о тюрьмах. В 1909 -1913 годы он состоял гласным Симбирской городской думы, работал в 20 думских комиссиях, заведовал хозяйственной частью Симбирской богадельни и детского приюта.
На заседании городской думы 7 июня 1912 года был заслушан доклад приютской комиссии о деятельности Бокоунина. Члены комиссии отметили: «Доклад обрисовывает насколько упорядочена богадельня, ее внешность, строй, распорядок, все это заслуга Сергея Сергеевича Бокоунина». Комиссия предложили возбудить ходатайство перед вышестоящим начальством о представлении гласного Бокоунина к награде.
ДАЧНОЕ ОБЩЕСТВО
Узнав на заседании думы, что в 1911 году лесная территория под названием Колки будет сдаваться горожанам под дачные участки на 10-12 лет, он вместе с несколькими энтузиастами решил возглавить «Общество благоустройства дач Колки». Эта дачная местность лежала на берегу Волги к северу от города, но на значительном от него удалении. Туда не ходил транспорт, да и земля в тех местах была не из лучших, а недалеко стояли городские хранилища керосина, которые отравляли атмосферу испарениями.
Но организаторы не отчаивались. Они запланировали строительство в дачном обществе купальни, библиотеки, спортивных площадок, организацию совместной покупки земельных участков, инвентаря. Намеревались наладить охрану дач, обеспечить общественное водоснабжение, удобное транспортное сообщение.
Всего по плану дачных участков должно было быть в Колках около 500. Но в первый год желающих взять участки оказалось всего 10, во второй около 50. Многие дачники, особенно чувствительные к запаху керосина, вскоре по разным причинам стали отказываться от аренды земли в Колках, а в годы войны большая часть земель там и вовсе оказалась заброшенной.
СИМБИРСКИЙ ЯХТ-КЛУБ
Затея с дачным обществом провалилась, но члены симбирского Яхт-клуба, основанного в 1906 году, членом которого стал Сергей Сергеевич Бокоунин, посвятили себя развитию спорта в родном городе. На приобретенной в Колках земле они устроили спортивную площадку с теннисным кортом и полем для крокета, а позже клуб с буфетом и павильоном для танцев. Открытие его состоялось 26 мая 1917 года.
К тому времени кружковцы на свои средства приобрели моторную лодку и парусную яхту «Бриз», ставшую главным символом клуба. На ней еще летом 1915 года яхт-клуб принял участие в гонке «Казань-Симбирск». Несмотря на все старания, симбирские спортсмены уступили соседям по всем показателям – сказалось их недостаточная подготовка – результат плохой оснащенности клуба судами. Когда на следующий год Саратовский яхт-клуб пригласил их к участию в первенстве Поволжья на приз «Первый рулевой», симбиряне отказались, боясь потерять во время гонок единственную яхту.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
В октябре 1917 года в Симбирске установилась народная власть. У Сергея Сергеевича Бокоунина начались проблемы на заводе, поставщики задерживали сырье, производство упало. 28 февраля 1919 года завод «отчужден в пользу государства». После национализации своего детища Сергей Сергеевич Бокоунин какое-то время оставался в Симбирске, но потом уехал из города и след его затерялся.
Мария Калинина
Материал подготовлен при поддержке Татьяны Громовой, старшего научного сотрудника Ульяновского областного Краеведческого музея им. И.А. Гончарова
По теме: