€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Новый руководитель: как стать своим?
Фото из личного архива Владимира Якубы
Первые шаги
За карьеру наемного сотрудника я несколько раз оказывался в положении нового руководителя в новом коллективе. И если бы у меня была краткая инструкция, как вести себя, то вступление в управленческую должность каждый раз проходило бы намного проще. Поэтому в этой статье намечены первые шаги для налаживания отношений с подчиненными, выведены правила, которые помогут стать «своим» в коллективе, и предостережения молодых руководителей от частых ошибок.
Когда вы приходите на новую руководящую должность, то коллектив в компании воспринимайте как головоломку, где каждый сегмент на своем месте. Чтобы не сломать сразу уже выстроенную систему, действуйте постепенно, шаг за шагом решая появляющиеся задачи.
Знакомьтесь и обозначайте правила
Чтобы иметь твердую почву под ногами для дальнейших действий, предлагаю сначала разобраться во внутренней структуре компании.
1. Изучите официальную документацию, должностные инструкции, вникните в рабочий процесс.
Действительная ситуация в компании может отличаться от номинальной. Поэтому рекомендую пообщаться с людьми: задавайте уточняющие вопросы непосредственному руководителю, не бойтесь спрашивать у подчиненных. Уточняйте, как в конкретном случае принято вести рабочий процесс. Таким образом вы и покажете, что открыты для обратной связи, и вызовете доверие окружающих.
2. Пообщайтесь с коллективом.
После того как вы вникли в дела, встретьтесь с коллективом. Вы – как капитан корабля для сотрудников. И если коллектив не знает капитана, то нет доверия и ощущения, что он ведет корабль в нужном направлении. Не только вы волнуетесь, приступая к новой должности, но и подчиненные не знают, как будет «мести новая метла». Поэтому организуйте собрание, представьтесь, успокойте сотрудников и обрисуйте задачи, которые стоят перед вами, и как вы видите их выполнение. В некоторых коллективах, где это уместно, предложите выпить чай с тортом в честь первого дня на работе. Внимательно выслушайте вопросы и опасения сотрудников, узнайте, чем они недовольны в текущем положении дел в компании, чего ожидают от вас как от нового руководителя. Эта информация поможет определиться, в каком направлении действовать, чтобы наладить прочные связи с коллективом.
3. Познакомьтесь с руководителями отделов.
Как только вы изучили внутренние регламенты работы в компании и представились коллективу, имеет смысл ближе познакомиться с менеджерами отделов. В некоторых случаях уместно знакомиться с менеджерами, вызывая их к себе в кабинет для разговора с глазу на глаз. Я предпочитаю узнавать людей, с которыми чаще буду общаться, постепенно, в ходе рабочего процесса. Доверительные отношения между руководителем и менеджерами среднего звена способствуют слаженной работе в коллективе. Именно они будут доносить до подчиненных ваши планы и решения и давать обратную связь. Беседа тет-а-тет также поможет лучше оценить сотрудника, составить о нем свое представление. Выслушайте внимательно подчиненного. Таким образом вы дадите понять, что его уважают, а это вызывает ответную реакцию: человек также начинает к вам внимательно прислушиваться. Иногда только факт того, что тебя выслушали и поняли, может кардинально изменить отношение человека.
В своей книге «Умение слушать. Ключевой навык менеджера» Бернард Феррари отмечал: «Уметь слушать – единственный способ узнать то, чего вы не знаете, навык, который укажет путь к принятию правильных решений и выдвижению лучших идей». В конце встречи постарайтесь закончить разговор на позитивной ноте, чтобы у вас и сотрудника остались только положительные впечатления.
4. Сразу обозначьте правила и требования.
Для каждого руководителя важен авторитет и безоговорочное лидерство в коллективе. Помните пример с кораблем? Рекомендую сразу установить четкие границы и правила. Не бывает такого, что новый начальник пришелся по душе всем подчиненным. В коллективе найдутся те, кто будет проверять вас, выискивать слабые стороны, явно или неявно бойкотировать ваши решения. Чтобы предупредить подобное поведение, рекомендую четко установить свои правила работы в компании. Доходчиво донести до подчиненных, какие требования вы к ним выдвигаете, что они могут делать самостоятельно, а какие решения необходимо обязательно согласовывать с вами. Пресекайте любые попытки сотрудников обращаться к высшему руководству, минуя вас. Такая практика сразу подрывает авторитет начальника. Хоть вы и новый человек в компании, но все вопросы должны решаться только через вас.
Не выполняйте работу за подчиненных
Часто молодые руководители совершают одни и те же ошибки при вступлении в новую должность.
1. Стараются выполнить все сразу и сейчас. И, как следствие, ничего не успевают. Понятно, что как только вы приступите к выполнению обязанностей, столкнетесь с огромным объемом работ, которые надо было сделать еще вчера.
Совет: распределите задачи по срочности и важности, в помощь вам матрица Эйзенхауэра. Все крупные дела разделите на более мелкие. Так удобнее будет контролировать их выполнение. Чувство самоудовлетворения, которое вы получите, когда будете зачеркивать очередную задачу, отлично смотивирует на дальнейшие действия.
2. Пытаются все контролировать. Уверяю, если дадите подчиненному четкие требования к заданию и достаточно свободы действия, то поручение будет выполнено на отлично. И не обязательно контролировать каждый его шаг.
3. Не умеют делегировать обязанности. Помните, ваша задача – не выполнять всю работу за подчиненных, а умело делегировать поручения, с которыми они могут справиться сами. Главная компетенция руководителя заключается в том, чтобы достигать успеха с коллективом, а не самому.
И напоследок, не совершайте главной ошибки: не отворачивайтесь от коллектива. В противном случае вы превратитесь не в лидера, а в ведомого. Грамотно выстраивайте отношения с подчиненными, постепенно проходите все шаги адаптации на новой должности и тогда сможете эффективно управлять сотрудниками и достигать поставленные цели.
Другие статьи эксперта: