Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

EQ в бизнесе

На Всемирном экономическом форуме в Давосе названы 10 ключевых компетенций, необходимых в 2020 году. Среди них – эмоциональный интеллект (еmotional intelligence). Для чего современным топ-менеджерам развивать EQ, рассуждают наши эксперты.

Фото: pixabay.com


Светлана Губкина
клинический и социальный психолог, научный руководитель научно-практического психологического тренингового центра «Горизонт», преподаватель УлГУ, участник Российско-британского проекта исследования природы одаренности

– Есть интересное исследование Министерства обороны США, в котором помимо прочих показателей эффективности вычислялся уровень развития эмоционального интеллекта личного состава. Статистический анализ данных показал: офицеры, которые имели EQ выше, чем их сотоварищи, могли спокойно регулировать взаимоотношения в коллективе, справляться с определенным кругом задач. Это в итоге приводило к сокращениям некоторых расходов в армии.

На основе данных исследований правительственным комитетом по финансам сделан доклад конгрессу США, в котором указывалось, что с развитием параметров EQ у военнослужащих прогнозируемое сокращение расходов в бюджете составит порядка 3 млн долларов в год.

Исследований на тему эмоционального интеллекта в мире немало, есть, например, статистика, указывающая на то, что топ-менеджмент крупных международных предприятий, люди, которые и руководят коллективами, и являются ключевыми сотрудниками в плане взаимодействия с контрагентами, клиентами и т. д., приносят компаниям дополнительно около 1,5 млн долларов в год – просто на силе своего EQ.

Параметры эмоционального интеллекта, если им пользоваться как ресурсом, в первую очередь влияют на конечную прибыль (согласно приведенным статистикам), и это, пожалуй, основополагающий фактор для принятия решений – развивать у сотрудника EQ или не стоит на это тратить ресурсы денег и времени.

EQ – собирательное понятие на стыке экономики и социальной психологии – т. е. как предмет социального заказа и запроса практики от крупных предприятий и общества. Поэтому многие ученые, особенно в США, повернулись в сторону этого набирающего популярность исследовательского тренда. При этом возникает ряд вопросов: противопоставляется ли эмоциональный интеллект обычному? Можно ли, не имея феноменальных показателей IQ (коэффициента общего интеллекта), но при этом обладая хорошо развитым EQ, приносить компании прибыль и быть в принципе успешным человеком?

Раньше бытовало мнение среди ученых: чтобы эффективно заниматься исследовательской деятельностью, крайне желательно иметь высокий уровень IQ, как у Эйнштейна – от 150 и выше. Сейчас исследования подтверждают: чтобы быть эффективным исследователем, достаточно 100-110 баллов IQ. Для сравнения 90 баллов – т. н. «плохая норма» – граница между отставанием в умственном развитии и нормой.

А вот эмоциональный интеллект выходит на первый план, если вы хотите быть человеком, успешным в любой деятельности. В научно-популярном стиле EQ трактуется как способность читать чужие мысли и эмоции и как-то использовать эту информацию в работе. Но на деле это понятие гораздо шире. В разных научных моделях оно включает множество параметров – от 4-5 до 20-30. Среди них можно выделить общие ключевые навыки. Это осознанность (способность жить здесь и сейчас и понимать свои психические процессы и состояния), ассертивность (уверенность в себе и в своих силах), эмпатия (способность сострадать и переживать, «проживать» то, что чувствуют другие люди). Также туда включается внутренний локус-контроль, когда люди считают себя ответственными за то, что происходит в их жизни, и следовательно, способность руководить своей жизнью, выстраивать жизненный маршрут.

Как можно описать человека с развитым EQ? Если коротко – ассертивный (не путать с чрезмерной самоуверенностью) – с мотивом достижения успеха, внутренним локусом контроля, достаточным уровнем осознанности, умеющий работать в команде, отслеживающий свои эмоции и состояния, понимающий, что чувствуют другие люди и, главное, почему они это чувствуют – эти и еще ряд факторов в конечном итоге формируют способность человека понимать и себя, и других участников взаимодействия с дальнейшей возможностью строить конструктивный диалог.

Замечено: чем крупнее компания, тем яснее становится понимание необходимости формирования EQ у руководителей отделов, ключевых фигур в производстве, продажах или во фронт-офисе, где конечный продукт формируют и выдают заказчикам. Там, где бизнес мельче масштабом, не всегда приходит это понимание и подчас бывают ситуации, когда конфликты на уровне «руководитель –подчиненный» перерастают в личную неприязнь на пустом месте. Объяснение иногда до банального простое – «не сошлись характерами»! Но за этим нерациональным определением лежит пласт неосознаваемых и сложных отношений, проекций и когнитивных искажений, который не регулируется профессиональными позициями «я начальник, ты должен делать, как я сказал» и «я специалист, мне виднее, вы требуете нереальные вещи». Для работы с таким пластом отношений в крайне запущенных случаях привлекаются в том числе сторонние специалисты ассесмент-центров, эксперты и специалисты менеджмента высокого уровня с целью разрешения последствий чисто «делового» подхода с игнорированием этики и особенностей межличностных отношений сотрудниками и менеджментом, приправленных EQ «плохой нормы».


Оксана Мищенко
директор по персоналу медиахолдинга «Мозаика»

– Вспоминая известную фразу: «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя», я поймала себя на мысли, а что, если эмоциональный интеллект имеет здесь ключевое значение?

Плохой менеджмент, неправильный стиль управления, начальник, не умеющий решать проблемы без крика и эмоций – зачастую частые причины ухода лучших сотрудников.

А ведь руководители тоже люди – с эмоциями, проблемами и недостатками. И они тоже могут ошибаться. Ведь EQ – это про команду, комфортное общение и поддержку. Естественно, сотрудники чувствуют себя комфортно в компаниях, где руководитель полон энергии и пребывает в хорошем настроении, относится ко всем человечно, способен мгновенно и безошибочно реагировать на проблемы, оставаясь при этом беспристрастным и справедливым, давая право на ошибку и оказывая поддержку…

Несомненно, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в успехе эффективных руководителей. Никто не мешает уже сейчас начинать осваивать секреты успеха людей с высоким EQ. Всему этому можно научиться как самому, так и при помощи опытных наставников.

Можно ли развить в себе это качество? Известно, что с годами, с приобретением жизненного опыта уровень EQ возрастает. Чтобы ускорить процесс развития эмоционального интеллекта, нужно активно работать над собой, настроиться на долгосрочное обучение.

У компании есть два направления: во-первых, держать фокус при наборе людей, обладающих необходимым уровнем данной компетенции, во-вторых, активизировать эмоциональный интеллект своих работников посредством обучения и развития.

Традиционно в компаниях делается акцент на обучение профессиональным навыкам и рабочим процессам. Но быть экспертом по процессам – не значит, быть хорошим управленцем. Проблема – в развитии лидерских качеств, а это как раз лежит в диапазоне эмоционального интеллекта.

Как определить? Как развить? На этапе отбора кандидатов позволяют сделать правильный выбор. Профили должностей с софт- и хард-компетенциями, одна из которых EQ, интервью по компетенциям, тестирование кандидатов.

Успешное решение – ассессмент-центр, который позволяет оценить сильные стороны и области развития, определить вектор обучения и составить индивидуальный план развития.

Один из действенных инструментов – обратная связь. Невозможно идти вперед, если нет понимания, в правильном ли направлении ты двигаешься. Обратная связь от окружающих действительно может подтолкнуть человека к работе над собой.

Обычно чем выше руководитель, тем меньше он получает обратной связи от окружающих, поэтому важно, чтобы топ-менеджеры создавали такую среду, в которой подчиненные дают им обратную связь, и, кроме того, сами бы запрашивали информацию у сотрудников. Тем самым они покажут, что идеальных профессионалов не бывает, главное – делать выводы из собственных ошибок.

Безусловно, тут многое зависит от атмосферы и уровня зрелости организации. По сути, работа с обратной связью – определенная культура, одна из ключевых практик регулярного менеджмента в большинстве международных и крупных российских компаний.

В развитии эмоционального интеллекта успешно применяется менторинг – один из способов личностного развития, совершенствование знаний и навыков. Ментор – это сотрудник или руководитель, который имеет больший профессиональный и жизненный опыт, а также желание делиться знаниями с сотрудником, который хочет и готов развиваться.

Еще один момент – право на ошибку, как свою, так и других. Вспомним известные строки: «и опыт, сын ошибок трудных…» Одно из наиболее часто встречающихся в практике руководителей ошибочных убеждений: «Никогда нельзя терпеть неудачу, нужно делать все на 5». Оно приводит к возникновению соответствующего разрушительного переживания за свои неудачи и промахи подчиненных.

Достоверный факт, что развитие эмоционального интеллекта влечет за собой повышение креативности. Ваше мышление меняется, вы начинаете видеть ситуацию с разных сторон и находить новые нестандартные решения, не боитесь экспериментировать и пробовать новое.

Адаптируйтесь к эмоциям. Ваша задача – научиться «считывать» чужие эмоции. Умение читать язык жестов пригодится вам и для того, чтобы понимать истинные эмоции собеседника, и для того, чтобы самому подавать правильные сигналы.

При развитии нового навыка необходимо использовать подход 70-20-10. 70% времени, выделенного на обучение и развитие, отводится практическим занятиям – выбирайте то, что никогда не делали раньше, пробуйте, рискуйте, анализируйте результаты. 20% времени учитесь, наблюдая за другими, а также запрашивайте у других людей обратную связь, как они видят вас со стороны. 10% времени отводится тренингам, семинарам, конференциям и самостоятельному изучению информации. Большое внимание уделяется послетренинговым мероприятиям, цель которых – помочь использовать полученные навыки в реальной жизни.


Ольга Куракина
психофизиолог, кандидат биологических наук

– Умение владеть своими эмоциями и распознавать их в других людях – очень полезный навык, который просто необходим владельцам бизнеса. Однако не стоит забывать о физиологии наших эмоций. Испытываем ли мы радость, страх, испуг, гнев – организм человека реагирует определенными биохимическими и физиологическими изменениями (учащается пульс, потоотделение, расширение зрачков, сужение сосудов и т. д.).

Научиться контролировать и управлять физиологическими реакциями – высший уровень развития эмоционального интеллекта. Весьма перспективным методом в этом направлении является биологическая обратная связь, международное название – biofeedback. Благодаря специальному оборудованию и программному обеспечению, человек получает возможность видеть (слышать) и контролировать свои физиологические реакции в режиме онлайн. И самое интересное – это то, что с помощью этого метода можно обучить человека с повышенным пульсом не реагировать на стрессовые, раздражающие факторы. Повысить внимание, стрессоустойчивость – значит, повысить качество работы, эффективность деятельности, перейти на новый уровень своих возможностей. За 15 лет практической работы в этом направлении я убедилась в эффективности метода.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: