– Есть интересное исследование Министерства обороны США, в котором помимо прочих показателей эффективности вычислялся уровень развития эмоционального интеллекта личного состава. Статистический анализ данных показал: офицеры, которые имели EQ выше, чем их сотоварищи, могли спокойно регулировать взаимоотношения в коллективе, справляться с определенным кругом задач. Это в итоге приводило к сокращениям некоторых расходов в армии.
На основе данных исследований правительственным комитетом по финансам сделан доклад конгрессу США, в котором указывалось, что с развитием параметров EQ у военнослужащих прогнозируемое сокращение расходов в бюджете составит порядка 3 млн долларов в год.
Исследований на тему эмоционального интеллекта в мире немало, есть, например, статистика, указывающая на то, что топ-менеджмент крупных международных предприятий, люди, которые и руководят коллективами, и являются ключевыми сотрудниками в плане взаимодействия с контрагентами, клиентами и т. д., приносят компаниям дополнительно около 1,5 млн долларов в год – просто на силе своего EQ.
Параметры эмоционального интеллекта, если им пользоваться как ресурсом, в первую очередь влияют на конечную прибыль (согласно приведенным статистикам), и это, пожалуй, основополагающий фактор для принятия решений – развивать у сотрудника EQ или не стоит на это тратить ресурсы денег и времени.
EQ – собирательное понятие на стыке экономики и социальной психологии – т. е. как предмет социального заказа и запроса практики от крупных предприятий и общества. Поэтому многие ученые, особенно в США, повернулись в сторону этого набирающего популярность исследовательского тренда. При этом возникает ряд вопросов: противопоставляется ли эмоциональный интеллект обычному? Можно ли, не имея феноменальных показателей IQ (коэффициента общего интеллекта), но при этом обладая хорошо развитым EQ, приносить компании прибыль и быть в принципе успешным человеком?
Раньше бытовало мнение среди ученых: чтобы эффективно заниматься исследовательской деятельностью, крайне желательно иметь высокий уровень IQ, как у Эйнштейна – от 150 и выше. Сейчас исследования подтверждают: чтобы быть эффективным исследователем, достаточно 100-110 баллов IQ. Для сравнения 90 баллов – т. н. «плохая норма» – граница между отставанием в умственном развитии и нормой.
А вот эмоциональный интеллект выходит на первый план, если вы хотите быть человеком, успешным в любой деятельности. В научно-популярном стиле EQ трактуется как способность читать чужие мысли и эмоции и как-то использовать эту информацию в работе. Но на деле это понятие гораздо шире. В разных научных моделях оно включает множество параметров – от 4-5 до 20-30. Среди них можно выделить общие ключевые навыки. Это осознанность (способность жить здесь и сейчас и понимать свои психические процессы и состояния), ассертивность (уверенность в себе и в своих силах), эмпатия (способность сострадать и переживать, «проживать» то, что чувствуют другие люди). Также туда включается внутренний локус-контроль, когда люди считают себя ответственными за то, что происходит в их жизни, и следовательно, способность руководить своей жизнью, выстраивать жизненный маршрут.
Как можно описать человека с развитым EQ? Если коротко – ассертивный (не путать с чрезмерной самоуверенностью) – с мотивом достижения успеха, внутренним локусом контроля, достаточным уровнем осознанности, умеющий работать в команде, отслеживающий свои эмоции и состояния, понимающий, что чувствуют другие люди и, главное, почему они это чувствуют – эти и еще ряд факторов в конечном итоге формируют способность человека понимать и себя, и других участников взаимодействия с дальнейшей возможностью строить конструктивный диалог.
Замечено: чем крупнее компания, тем яснее становится понимание необходимости формирования EQ у руководителей отделов, ключевых фигур в производстве, продажах или во фронт-офисе, где конечный продукт формируют и выдают заказчикам. Там, где бизнес мельче масштабом, не всегда приходит это понимание и подчас бывают ситуации, когда конфликты на уровне «руководитель –подчиненный» перерастают в личную неприязнь на пустом месте. Объяснение иногда до банального простое – «не сошлись характерами»! Но за этим нерациональным определением лежит пласт неосознаваемых и сложных отношений, проекций и когнитивных искажений, который не регулируется профессиональными позициями «я начальник, ты должен делать, как я сказал» и «я специалист, мне виднее, вы требуете нереальные вещи». Для работы с таким пластом отношений в крайне запущенных случаях привлекаются в том числе сторонние специалисты ассесмент-центров, эксперты и специалисты менеджмента высокого уровня с целью разрешения последствий чисто «делового» подхода с игнорированием этики и особенностей межличностных отношений сотрудниками и менеджментом, приправленных EQ «плохой нормы».