Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Неэффективный руководитель.
Кто виноват и что делать?

По данным Strategy&, среднее время работы руководителей в крупнейших компаниях мира по итогам 2018 года составило пять лет. Текучесть кадров среди топов в прошлом году стала самой высокой за последнее десятилетие, причем в нашей стране она выражена сильнее, чем в мировом масштабе. Может ли это говорить о недостаточной эффективности среднестатистического топ-менеджера? Исследователи считают, что да.

Фото: pixabay.com

Эксперты по менеджменту и психологии называют самые разные признаки неэффективных руководителей, которые на определенном этапе становятся заметны сотрудникам, HR-специалистам и собственникам компаний.

12 «опасных симптомов»


Олег Бусыгин
бизнес-тренер, консультант по управлению, психолог

«Неэффективный руководитель – это необязательно «плохой человек». Он может быть и неплохим, но просто недоученным, непрокаченным по управленческим и коммуникативным навыкам. Неразвивающимся, не повышающим свой профессиональный уровень. Не умеющим извлекать опыта из неминуемо допускаемых ошибок. Или тревожным, слишком недоверчивым, скрытным. Или даже немотивированным, недомотивированным. А что вы думаете, такая проблема может быть характерна даже для собственников! Например, когда они считают, что их бизнес уперся в потолок и можно по инерции двигаться по накатанной».

Олег Бусыгин выделяет 12 признаков неэффективного руководителя:

  • у него проблемы с таймингом, потому что он не дружит со временем и не умеет планировать дела, расставлять приоритеты;
  • много времени и энергии и – и своих, и не-своих – он теряет на бесконечных совещаниях, планерках, брифингах, «разборах полетов» или разговорах в кабинетах за закрытыми дверями;
  • он не держит своих обещаний и не особо заботится о том, чтобы всегда быть примером для своих подчиненных в отношении к работе и жизни;
  • он окружает себя узким кольцом избранных, которые свысока относятся ко всем остальным, имея особые, часто ничем реально не заслуженные привилегии;
  • ему не доверяют подчиненные, даже те, которых он приблизил «к телу»;
  • его авторитет среди них является чисто формальным, а не реальным, тем не менее, он явно или косвенно пытается насадить в организации свой культ личности;
  • его, скорее, боятся, нежели уважают, но ему нравится быть источником страха;
  • он неэтичен, часто пользуется «серыми» схемами и подходами в отношениях, склонен к «сектантству» как стилю построения организации и управлению ей;
  • он предпочитает традиционный, закрытый, имитационный типы корпоративной культуры другим – современному, гибкому и открытому;
  • он не умеет ставить реальных и рыночно обоснованных целей, потому что путает свои амбиции с интересами дела, при этом часто они могут противоречить друг другу;
  • он одержим манией контроля и часто влезает в те сферы, в которых некомпетентен, вмешивается в работу профессионалов и портит ее;
  • во всех неудачах компании он всегда обвиняет подчиненных, просто не понимая, что ответственность за их работу лежит на нем.

Раздутый авторитет

Основатель консультационного бюро MIKHAILOV CONSULTING Михаил Михайлов признаком неэффективного руководителя называет отсутствие проактивности, когда топ-менеджер способен лишь реагировать на происходящие события и задачи, а не действовать на опережение и самостоятельно инициировать желаемые события. Эксперт указывает и на такой тревожный сигнал, как полное отторжение руководителя коллективом.


Михаил Михайлов
сертифицированный консультант по управлению, основатель консультационного бюро MIKHAILOV CONSULTING

«Бизнес – это не демократическая структура, и стоит помнить о том, что личные цели подчиненного и руководителя совпадают не полностью. Например, если подчиненному не нравится требовательность руководителя, то это еще не значит, что руководитель делает что-то неправильно. Ведь функция руководителя – достигать бизнес-результатов.

Тем не менее, о слабых компетенциях управленца может говорить такой стиль: руководитель быстро принимает решение в трудной ситуации, ни с кем не советуется и не слышит возражений, а когда наступает момент выполнить это решение, становится очевидно, что оно некачественное и задача невыполнима. И тут уже начинается обсуждение. Такой стиль, конечно, будет порождать хаос и нести фирме ущерб».

Как отмечает генеральный директор агентства PR Partner Инна Анисимова, одна из черт неэффективного руководителя – привычка смотреть на все негативно, заострять внимание на неудачах, а не на том, как от них избавиться. В список признаков неэффективного управления эксперт также добавляет слабые экономические показатели бизнеса: если роста нет или он не выше инфляции.


Инна Анисимова
генеральный директор агентства PR Partner

«Владелец бизнеса может сам определить, что кто-то из менеджеров неэффективен, когда их результаты сильно отличаются – особенно в похожих департаментах с одинаковыми KPI. Один выполняет свою работу, а другой находит сотни отговорок, чтобы этого не делать. Как правило, руководители, которые ищут причину, почему невозможно что-то, а не работают над задачами, не является компетентными».

Работа над ошибками

В условиях рыночной экономики неэффективный руководитель в компании недолговечен. Но есть способы, которые позволяют ему избавиться от своих управленческих недостатков, чтобы стать эффективным.


Михаил Михайлов
сертифицированный консультант по управлению, основатель консультационного бюро MIKHAILOV CONSULTING

«Прежде всего не должно быть такой субъективной позиции, как «я уже все знаю». Легендарный Джек Уэлч говорил, что в начале карьеры принимал только два верных решения из шести, а к концу карьеры, может быть, четыре из шести. Ошибки – это нормально, но нужно обязательно учиться на них, делать выводы и не повторять.

Хороший способ – приглашать управленческих консультантов, которые проводят диагностику и на такие ошибки указывают. Слушать коллег, вышестоящее руководство и собственника бизнеса. Главное для руководителя – это настрой на постоянное развитие и самосовершенствование».


Михаил Боднарук
генеральный директор компании Leader of Future

«Решение проблем простое, надо вспомнить, что руководитель не должен делать все сам, что его главная компетенция – это руководство другими. Все это знают, но делают – точно не все. Поэтому исправить ситуацию можно достаточно просто.

1. Планирование. Чтобы подтолкнуть себя к эффективному планированию, надо начать уходить с работы точно в 18:00 – что сделал, то сделал. Сначала это может вызвать проблемы, но в течение недели все перестроится на правильный путь планирования.

2. Делегирование. Откажитесь решать вопросы мелкие, требуйте, чтобы сотрудники приходили с решением, а не с проблемой. Это будет сложно, так как вы привыкли быть самым умным, решая за всех, да и сотрудники привыкли не думать – вы их этому приучили.

3. Мотивация. Важно понять, что эффективная мотивация – это только положительное подкрепление, то есть похвала. Штраф, критика, избыточный контроль – это не мотивация, это демотивация. Поэтому научитесь не критиковать, а хвалить, но хвалите только за результат и за значимые действия по достижении результата. Тогда и команда начнет развиваться и приходить к вам с инициативами по решению проблем.

Делая это системно, на протяжении трех-четырех месяцев вы изменитесь. Как изменится и ваша компания».

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: