Бизнес-страхи, или Как научиться доверять
Фото: pixabay.com
А если я стану роботом?
По Международной классификации психических заболеваний, страхи, фобии, панические атаки – это все разные уровни проявленности тревоги человека.
Возможно, вы помните из моей предыдущей публикации, что основная причина повышенного уровня тревоги с точки зрения физиологии – это дисфункция работы базальных ганглий в нашем мозге.
В этом материале я хочу показать на реальных примерах, как и в какой форме проявляются страхи предпринимателей, руководителей, и на каких уровнях, с помощью каких техник можно облегчить путь к достижению целей, сделать его максимально комфортным. Итак, начнем.
– Оксана, а что, если я стану роботом? – спрашивает Иван, собственник нескольких автосервисов с высоким уровнем клиентоориентированности и высокой доходностью (все кейсы согласованы с участниками, имена и название организаций изменены. – Прим. авт.)
– Что вы имеете в виду? – говорю я.
– Ну как, я же верю в себя, могу все что угодно! Что, если я просто стану роботом? У меня будет все получаться, и я добьюсь того, чего я хочу? И что дальше?..
– Я правильно вас понимаю, Иван, вы имеете в виду «страх успеха»? – уточняю.
– Да, – отвечает человек с вкрадчивым взглядом и тревогой в глазах, словно передо мной не взрослый состоявшийся мужчина, а маленький ребенок.
Но Иван работал по 18-19 часов в сутки, руки были по локоть в машинном масле, когда впервые пришел ко мне на сессию. Красные от недосыпа глаза, напряженное тело говорили о длительном стрессе, что и подтвердилось на следующих сессиях. Иногда клиентам требуется время, чтобы по-настоящему довериться коучу, и тогда начнется настоящая глубокая работа.
Мы проработали с ним уровень энергии, убеждения относительно успеха, ценности, в результате его цель «выйти из операционки в роль наставника и ментора» спустя полгода воплотилась в реальности. Сейчас мы продолжаем работать с Иваном, но теперь его цели выше и глобальнее, страха перед масштабом и успехом нет. Он приходит на сессии в рубашке и брюках, отдохнувшим, с чистыми руками, его сотрудники берут на себя ответственность, и он может покидать офис в 18:00, оставаясь спокойным за свой бизнес. Конечно, остаются оперативные вопросы, требующие его внимания, в то время как его способность переключаться с роли оперативного директора в роль владельца бизнеса и наставника укрепляется с каждым днем.
Пугающее будущее
Информации сейчас много, но, к сожалению, уровень тревоги у людей продолжает расти, и это не потому, что они не знают, а потому, что не все умеют перевести знания в практику и навыки.
Существует множество классификаций страхов, но я не буду рассказывать вам о них, моя задача – разъяснить, как работать с этим состоянием для наведения четкости фокуса и повышения ваших результатов.
Только давайте разделять понятия «тревога», «паника», «страх», «фобия».
Как правило, в моей работе приходится сталкиваться с социальными страхами («не получится», «потеря репутации», «страх масштаба», «страх увольнения», «а что обо мне подумают» и т.д.) и экзистенциальными страхами («у меня нет желаний», «я не знаю, что и куда дальше», «я не вижу смысла что-либо делать дальше, у меня все есть», «я боюсь смерти», «не вижу смысла в жизни» и т.д.).
А еще есть рациональные страхи (например, реальная угроза жизни) и иррациональные, т.е. воображаемые, типа «а вдруг они откажутся сотрудничать, если скажу им, чего хочу». Последние, как правило, относятся к «негативному мышлению», это так называемая «мотивация от», мотивация избегания, ну или привычка запугивать себя, например, будущим.
Высокомерная слабость
– Какова ваша цель? – привычно начала я работу с клиенткой. Елена – директор по продажам крупного издательства, живет в Европе, управляет процессом продаж удаленно по всей России.
– Хочу поработать над страхом масштаба. Я не беру крупные проекты, потому что…(задумалась) не могу ответить почему, но думаю, что это страх.
Елене потребовалось всего три сессии, чтобы отработать этот запрос и запрос на снижение веса. С помощью изменений на уровне идентичности мы достигли нужного эффекта, после чего через какое-то время я увидела Елену, выступающей на масштабной московской конференции.
Заметьте, стремление все контролировать – это признак внутренней неуверенности в себе, отсутствия базового состояния безопасности, несмотря на внешнюю демонстрацию силы и уверенности в себе. Я бы даже сказала, в каких-то вопросах это превосходство и высокомерие, которые прямо противоположны доверию и вере в себя как встроенному механизму, который формирует способность нести ответственность индивида за самого себя, за свои действия, делать все зависящее и довериться своим сотрудникам, жизни.
Подумайте и ответьте: вы готовы отпустить свой контроль и позволить жизни удивить вас? Способны ли вы соответствовать ожиданиям среды и справляться с возникающими сложностями?
Ну-ка, VUCA!
В последнее время в наш обиход вошла загадочная аббревиатура VUCA. Это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Таковая современная реальность.
Тенденции в VUCA-мире диктуют нам быть готовыми к изменениям, быть гибкими, уметь создавать атмосферу доверия в коллективе, а это ни что иное как способность доверять в первую очередь себе и пространству.
– Оксана, я несу какую-то чушь на совещаниях, совсем не так, как могу, как выступал на предыдущем месте работы. Сейчас я веду масштабный проект, понимаю уровень влияния его спонсоров, поэтому давайте что-то с этим сделаем, в противном случае у меня есть риск быть снятым с должности, – взволнованно рассказывал Артем на одной из индивидуальных сессий. – И тут вопрос даже не в моей компетентности, просто, когда я вижу этих людей на совещании, со мной происходит что-то, не поддающееся управлению.
– Я правильно понимаю, что присутствует некоторая доля страха?
– Да, ведь это мой первый проект такого масштаба, а у меня семья, маленький ребенок, их будущее зависит от того, как я справлюсь. В противном случае меня просто «попросят» из компании.
Артем – руководитель проекта в уважаемой столичной инжиниринговой компании, и его страхи от присутствия вышестоящего руководства на совещаниях не позволяли ему проявлять себя в полной мере.
После «переписания» его жизненной истории, изменений на уровне идентичности и отработки необходимого навыка для переговоров именно с топ-уровнем ситуация изменилась в сторону укрепления уверенности и веры в собственные силы, что отражают его слова.
– Ну что, Артем, как изменилось ваше поведение и состояние после прошлой сессии? – традиционно уточняю я.
– Прекрасно, Оксана! Я стал легко говорить с представителями совета директоров холдинга, спокойно отстаивать свою точку зрения и больше не испытываю страха перед вышестоящим руководством. Теперь мне легко проявлять себя и быть собой.
Согласитесь, это так просто и так сложно одновременно: быть честным с самим собой и признаться себе «да, я боюсь, да, мне страшно», в отличие от стремления быть хорошим для всех и предавать себя в угоду собеседнику, бизнесу, компании, испытывая при этом внутренний конфликт между «хочу», «могу» и «делаю»
Всего лишь иллюзия
– Оксана, мне нужна поддержка прямо сейчас! – в ажиотации звонит мне Антон, руководитель направления крупной американской компании. Он в командировке в Питере, готовится к кадровой оценке на более значимую должность.
Соглашаюсь на встречу, понимая, что за последнее время формат работы с клиентами «коуч под рукой» становится все популярнее и результативнее для клиентов. Ведь они могут решить вопрос прямо сейчас, в режиме реального времени, а не через неделю, когда драгоценное время упущено.
– Мои конкуренты на должность – такие умные, «прокачанные». Не понимаю, почему меня «колбасит», ведь я подготовился. Наверное, я не пройду! – тараторил в трубку Антон, пытаясь передать весь накал проживаемых эмоций.
– Антон, давайте начнем. Дышите животом, не грудью, прямое брюшное дыхание, вы помните. Продолжите фразу в отношении ваших конкурентов «У меня есть иллюзия, что…» – спокойным голосом отреагировала я, понимая, что через мгновение мой спокойный настрой также передастся клиенту.
– Так, сейчас. В отношении конкурентов говорите? Хорошо. У меня есть иллюзия, что они умные и прокачанные (выдыхает)... Фух. Точно, Оксана, у меня есть иллюзия. Это иллюзия!» – проговорил Антон (в голосе чувствовалась улыбка).
– Продолжаем. Опишите проблему в шести словах, – предлагаю я.
После паузы:
– Я… Я боюсь, что у меня не получится.
– Так, хорошо. Теперь продолжите фразу: «Я себя пугаю…», – неспешно координирую я разговор.
– Дайте подумать… я себя пугаю будущим… Да ладно! – слышу в трубке смех Антона.
– Отлично, теперь вы знаете, что это вы управляете своим страхом. А теперь примите новое решение, продолжив фразу: «Я не буду …» и «Я выбираю/буду…».
– Это как? Не понимаю… хотя погодите, да, понял, о чем вы. Это глубже, чем я думал. Я не буду себя пугать, и я выбираю быть таким, какой я есть, проявив все свои сильные стороны, сделав все, что от меня зависит, – Антон завершает разговор уверенным и спокойным голосом.
На следующий день Антон позвонил с хорошими новостями: оценку он прошел, получил сильную обратную связь о его компетенциях, после чего и предложение занять новую должность.
От того, насколько мы честны перед собой, знаем свои сильные и слабые стороны, способности, убеждения, ценности, цели зависит и наша способность справляться с возникающими кейсами, которые подкидывает нам жизнь. А вместе с ними – и с уровнем стресса и тревоги, которые при отсутствии работы с ними превращаются в неврозы, панические атаки и тревожные расстройства по МКБ-10 (международная классификация психических заболеваний)
Коучинг – это не психология в чистом виде, это сопровождение клиента к его целям, чтобы ему было легко и комфортно их достигать. И в вопросах работы со страхами большинство моих клиентов заранее укрепляют парасимпатическую нервную систему с помощью брюшного прямого дыхания, витаминов группы B, низкоуглеводной диеты и других инструментов. Таким образом, укрепляют способность нервной системы выравниваться после или в период стрессов, тревоги.
Безусловно, это лишь малая часть историй моих клиентов, которые успешно справились и справляются с помощью коучинга со своими тревогами, страхами, учась находить в них силу, выгоды, союзников для достижения своих целей. Что собственно и вы можете сделать.
Ответьте на вопросы: «А как я могу подружиться со своим страхом? Что произойдет, если я сделаю его своим союзником? За что я могу полюбить свой страх, свою тревогу?»
А в завершении хочется вам сказать: даже если вы пока не готовы использовать коучинг как инструмент в работе над своими целями, тогда прямо сейчас развивайте в себе гибкость нового лидера и встречайте вызовы – пусть и с трясущимися коленями, привыкая к дискомфорту, периодически уходя в зону комфорта для отдыха.