Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Вне зоны комфорта

Начать стоит подождать – где именно поставить запятую между этими словами, помогают понять участники фестиваля True Story Fest, который прошел в Ульяновске уже в четвертый раз. Правдивые истории и лайфхаки от состоявшихся предпринимателей - уникальная возможность получить ответ на важный для многих вопрос: стоит ли открывать свой бизнес.

Фото: Виктория Чернышева


Максим Костин
основатель «Центра управления маркетингом»

«У меня была забавная история: мы сотрудничали с крупным техцентром в Заволжье, у нас был хороший бюджет на продвижение. Настроили рекламу, пульнули ее во все соцсети, популярные паблики. Через два дня в Ульяновске случился снегопад, к нему, как обычно, автомобилисты оказались не готовы. Мне звонит директор техцентра и говорит: «Вы что творите? У нас запись на шиномонтаж на четыре дня вперед. Люди не перестают звонить, у нас нет возможности остановить этот поток. Можно сделать так, чтобы горшочек не варил?».

С тех пор я пришел к выводу, что нельзя давать рекламу, если вы не готовы ее переварить. Это важный момент для владельцев бизнеса.

Что касается собственного бизнес-опыта, то важно перед тем, как начать с кем-то партнерство, подробно расписать весь функционал: кто за что отвечает, что будет, если ты заболеешь, кто будет вместо тебя, кто оплатит услуги помощника, сколько он будет зарабатывать и так далее.

Помимо этого нужно уметь абстрагироваться: поверьте, ни одна работа не стоит вашего здоровья, настроения и хорошего расположения духа. Очень важно отдыхать: если вы работаете в режиме 24 на 7, то вы станете«самым богатым человеком на кладбище». Деньги у вас будут, но куда их тратить, вы не поймете.

Важно осознавать, что предпринимательство — это всегда ответственность. Это сложно: несколько месяцев или даже, возможно, лет у вас не будет денег, но будут конфликты,вас будут продавливать или вы кого-то будете продавливать. Но бизнес – это очень интересно. Отличный опыт, работают мозги, всегда идет развитие, вы постоянно будете искать решения. Это как ночь перед экзаменом, когда мобилизуются все силы, но происходит она каждый день».



Андрей Дормидонтов
владелец «Лаборатории путешествий»

«Есть три важных момента, которые помогут избежать ошибок. Я рекомендую сначала устроиться наемным работником в ту сферу, где вы хотите сделать бизнес. Это позволит вам понять, как все устроено изнутри, наработатькомпетенции, которые необходимы для открытия собственного дела, как и для чего этим заниматься. Вы будете в тусовке и определите, с чего начинать. В идеале эти попытки нужно делать, не увольняясь с основного места работы. Например, на момент создания моего первого бизнеса я полгода работал в банке. И компетенции, полученные мной на основном месте работы, очень пригодились.

Второй важный момент – самообразование. Поначалу предприниматель — это все: юрист, бухгалтер, экономист, логист, маркетолог. Поэтому основы, необходимый минимум знаний просто необходим. Самообразование позволит избежать огромного количества ошибок, в том числе юридических, когда кроме азарта пока еще нет понимания, что можно, а что нельзя.

И третье – нужна команда единомышленников. Одному все это тянуть очень тяжело, порой не остается сил. В нашей компании нет авторитарной системы управления, думаю, она хорошая для крупных предприятий. А для малого бизнеса хорошие отношения с командой, доверие к сотрудникам и руководителю, прозрачность принесет огромные плоды.

Каким бизнесом заняться? Не нужно изобретать велосипед. Все уже придумано, а новаторские, технологически сложные идеи требуют серьезного финансирования на старте. Позволить это может далеко не каждый. Поэтому начинать нужно с малого: просто осмотреться и понять, что люди хотят, что покупают. 2,5 года назад, когда я увлекся турбизнесом, мне все говорили: куда ты лезешь, это такой высококонкурентный рынок! Но я рассуждал так:много конкурентов – значит эта услуга востребована, пирог достаточно серьезный. И за счет своих компетенций, знаний, возможностей, знакомств, окружения, партнеров, команды можно его часть забрать себе».


Игорь Жихарев
учредитель и основатель сети парков «Адреналин»

«Для меня путь к бизнесу был как в сказке: чем дальше, тем страшнее. После университета нам пришла идея сделать веревочный парк, подобный тому, что мы видел в Европе. Сделали красивую презентацию, решили получить грант. Начали продвигать проект, уже нашли землю в парке 40-летия ВЛКСМ, но узнали, что наш грант уже забрали – с точно таким же, только черно-белым, отксерокопированным проектом.

Мы не отступили. Практически перед самым открытием из парка у нас украли огромную катушку с километром троса весом 300 килограммов. Она стоила 100 тысяч рублей. Запустить без этой катушки парк было невозможно, нужно было срочно ее заказывать, переплачивать, чтобы приехала в срок… Нам удалось найти, тех, кто ее украл, парк открылся вовремя. Но сколько было потрачено нервов.

Нужно помнить, что с того дня, когда вы начнете свое делом, не будет ни выходных, ни больничных – я мог болеть только на работе. Рабочего графика не существует: вы заняты с утра до вечера, а ночью, когда просыпаетесь, мысли только о вашем деле.

Если вы хотите начать свое дело, досконально изучите саму сферу бизнеса и конкурентов. Можно повторять за ними, но делать это лучше и качественнее.

Исходя из моего опыта, когда у вас проблемы, расширяется круг знакомств, этому помогает бизнесу. Важно заранее быть готовым к тому, что вы можете пролететь. А потому должна быть подушка безопасности. Бизнес никогда не дает моментальную отдачу. Прибыли может не быть и год: это зависит от множества нюансов – конкурентов, как вы сами ведете бизнес, какая будет рекламная кампания и так далее».


Сергей Желваков

совладелец сети кофеен Caffe il Carro

«Мы с братом начинали в 2013 году, когда переехали в Ульяновск из Владивостока. Долго думали, чем занятья. Как-то раз я полетел к друзьям во Владивосток и увидел, как молодые ребята продавали кофе из микроавтобуса, в котором была кофемашина. Идея мне понравилась. Мы купили два автомобиля на японском аукционе, заказали недешевое оборудование из Италии, наладили поставки кофе. По сути, пошли ва-банк, вложили все наши денгьи. Делали с душой, не экономили: машины, например, можно было взять пустые, но мы зачем-то купили максимальную комплектацию.

Летом 2014 года мы окончательно упаковали проект и нас пригласили на мордовский фестиваль в селе Кивать. Там и случился наш дебют, мы неплохо заработали. Затем мы подписали договор аренды с Аквамоллом, поставили нашу мобильную кофейню возле входа в Ашан. В принципе все было хорошо: работали ежедневно, системно. Но не учли важный аспект: пришла зима. Мы поняли, что мобильные кофейные с водой внутри на морозе работать не смогут. И, выходит, бизнесу на целый сезон приходит конец.

В это же время мне позвонил из Владивостока друга: он давно охотился за моим автомобилем, просил его продать. Я понял, что это знак: нужно продавать и вкладывать деньги в новый проект. По сути, рабочая модель уже была. Оставалось ее переформатировать, сделать стационарный вариант – построить павильон, систематизировать процесс, взять на работу людей (прежде мы продавали сами). Так и началась наша бизнес-история. Сегодня у нас сеть из трех автокофеен в разных районах Ульяновска.

Что нам помогло в бизнесе? Полное отсутствие зоны комфорта. У нас не было выбора: нужно было делать. Любой провал – это опыт, который мы покупаем задорого, проверка на прочность. Если ты ее прошел, все будет хорошо».


Советы вдогонку


Александр Смекалин

председатель правительства Ульяновской области

«Известная пословица «За одного битого двух небитых дают» хорошо реализована за рубежом: инвесторы на собеседованиях больше ценят команды предпринимателей, у которых есть не только позитивный, но и негативный опыт. Это говорит о том, что, даже ошибаясь, человек не теряет веру в себя.

Важно помнить, что каждый ответственен за самого себя, свои взлеты и падения».


Руслан Кашперский
Регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства

«С одной стороны участники фестиваля показывают, что нужно снять радужные очки, а с другой — что не стоит опускать руки. У кого-то может случиться восемь провалов, но он все равно станет успешным. Именно поэтому нужно создавать тусовку, неформальное общение, живой формат — не просто тренингов, где ты записываешь хорошие правильные вещи, а общения, интерактива. Такой опыт, формат обучения очень эффективен».

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: