Делайте бизнес
За последние 20 лет произошла четвертая промышленная революция, и навыки всей страны стали не нужны. И это действительно большая катастрофа.
На Ульяновском автомобильном заводе сейчас работают 20 тысяч человек. На «Авиастаре» – 12 тысяч. Но в нашем городе есть и другой завод – гораздо компактнее и с более высоким оборотом. Это завод компании Bridgestone. Там в смену выходят всего 100 человек.
Почему УАЗ так сильно сокращает людей? Один станок DMG Mori может заменить около 600 человек. Купили станок за несколько миллионов – уволили 600 человек.
Гуманитарные науки изменились так же. Например, педагогика: сегодня 4 млн россиян учатся онлайн. Целые профессии можно освоить дистанционно, с помощью образовательных платформ.
Сейчас зарплаты растут на 1% в год – по темпу роста экономики. Хотите много зарабатывать? Ваша задача – найти ту нишу, которая растет быстрее.
Экспресс-форматы
К сожалению, все крупнейшие российские ритейлеры зафиксировали в этом году убыток. Гипермаркеты, которые вы видите в Ульяновске, работают в минус. И, скорее всего, такая же история ждет все банки России, – большинство из них уже убыточны.
Побеждать будут только экспресс-форматы. Магазины станут меньше. Бутики в ТРЦ превращаются в торговые островки: все хотят встать в маленький остров, находящийся по центру.
То же самое происходит и с другими отраслями. Вместо походов в ресторан сейчас предпочитают заказы на доставку, чтобы есть там, где удобно. Недавно в Ульяновске появились японские парикмахерские «Чио Чио». За год они обогнали почти все салоны красоты в нашем городе. Они стригут людей за 200 рублей, оставаясь суперприбыльной компанией и умудряясь открывать еще больше точек. В чем причины их успеха? Меньше площадь, нет администратора, минимальный персонал: они делают только самые простые стрижки.
Антибренды
Речь идет о магазинах, которые торгуют абсолютно неизвестным товаром. Эту тему в Ульяновске начал развивать предприниматель Валентин Глухов, который создал торговую сеть «Зеленая улица». Там продают японский шоколад, китайскую газировку… Магазины с неизвестными брендами, с весовым и разливным товаром в ближайшие годы будут востребованы.
Кооперация и коворкинги
Бизнес будущего – это кооперация. Самыми прибыльными магазинами в истории «Гулливера» были те, что располагались рядом с рынками. Люди знали: если они чего-то не найдут на рынке, то купят это в «Гулливере».
Предпринимательница Юлия Чибова, которая создает и продает недорогие авторские украшения, в плохие месяцы зарабатывает 300 тысяч рублей. Что помогло ей стать успешной? Первое: ее бизнес живет только в кооперации, она участвует во всех маркет-площадках города, арендуя в торговых центрах островки по два квадратных метра. Второе: она торгует онлайн.
Коворкинг полезен и бьюти-индустрии. В Москве, к примеру, сейчас 60 бьюти-коворкингов. Это прибыльно, потому что помещения сдаются почасово (а водить клиентов к себе домой – уже не комильфо). Схожая история – гараж на час или лофты для вечеринки.