Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес компетенций:
чем живет частная медицина

Клиник и медцентров в России, в том числе в Ульяновске, становится все больше – это ответ на растущую заболеваемость и усталость людей от неповоротливой государственной машины здравоохранения.

Фото: pixabay.com

Рекордный объем

С 2016-го рынок платных медицинских услуг в России идет по восходящей, ежегодно прибавляя 1-3%. По оценкам аналитиков РБК, в 2019 году его объем достиг 846,5 млрд рублей. Для нашей страны это рекорд.

Причинами такого роста эксперты называют расширение набора платных услуг за счет оптимизации системы государственного здравоохранения, рост доли платных услуг в госучреждениях и увеличение количества частных клиник.

Еще один драйвер рынка – развитие медицинского туризма, которому способствовали экономический кризис 2015- 2016 годов и ослабление рубля. Самое популярное медицинское направление у иностранцев в России – стоматология. По данным РАНХиГС, 44% зарубежных пациентов делали зубы в нашей стране.

Стоматология является самым популярным направлением и среди соотечественников, пользующихся услугами частных медцентров. На долю зубных клиник в прошлом году пришлось 29,7% всех платных медицинских услуг (для сравнения, у диагностики и исследований 14,8%). Показательно и количество игроков рынка: по данным 2GIS, в Ульяновске более 120 стоматологических клиник, а медицинских центров – немногим больше 50. Помимо строгих законодательных требований, все они вынуждены играть по правилам рынка, главное из которых – быть клиентоориентированными.

Факторы успеха


Елена Лежень
директор медицинского центра «Семья»

– При грамотной организации медицинского бизнеса он может стать довольно прибыльным. Жители Ульяновской области готовы оплачивать медицинские услуги, если при этом им предоставят улучшенные условия – меньшие сроки ожидания, более комфортное пребывание в клинике, вежливое обращение. При этом качество услуги должно быть на высоте, и оно напрямую зависит от диагностического оборудования.

Тот же принцип соблюдается и в стоматологии. По словам коммерческого директора «Профи Дент» Ольги Аксеновой, средняя рентабельность частных стоматологических клиник сегодня составляет 20%. Эта сфера бизнеса требует регулярных вложений – покупки оборудования и обновления материалов.


Ольга Аксенова
коммерческий директор «Профи Дент»

– На чем точно не стоит экономить, так это на материалах. Да, качественные дорого стоят, но это залог того, что вам не придется оказывать одни и те же услуги дважды. В этом и будет заключаться ваша экономия средств. А самое главное, ваши специалисты будут предоставлять услуги с уверенностью в качестве, и пациенты всегда будут довольны.

Значимым фактором успеха является расположение клиники.


Ольга Аксенова

– Комфорт пациента – одна из главных составляющих современной медицины. И начинаться он должен еще до прихода в клинику. У людей не должно возникать трудностей с поиском клиники, важны удобная транспортная развязка и место для парковки. Расположение на улице с большой проходимостью привлечет дополнительных пациентов, которые просто проходили мимо и увидели вашу вывеску.

В цене многопрофильность

Рентабельность медицинского бизнеса зависит от формата работы – многопрофильность или узкая специализация. Ульяновская предпринимательница Нина Березина выбрала оба формата: уже много лет работает ее эстетическая клиника, а полтора года назад она открыла многопрофильный центр.


Нина Березина
владелица многопрофильной клиники

– Мой прогноз по рентабельности эстетического направления сегодня, скорее, пессимистический: платежеспособность населения падает, а эстетические услуги не являются жизненно необходимыми. Пул пациентов, которые способны оплатить услуги экспертного класса, дорогие аппаратные и инъекционные процедуры, сокращается. Теневой сектор бьюти-индустрии исчисляется миллиардами, народ ходит по квартирам к непонятным специалистам, абсолютно не задумываясь о своей безопасности.

По ее словам, на спрос в легальном эстетическом бизнесе повлиял и коронавирус: в условиях общей истерии, когда всем срочно нужно закупиться гречкой, туалетной бумагой и другими товарами повседневного спроса, люди в первую очередь экономят на процедурах красоты.


Нина Березина

– С бизнесом в сфере многопрофильной медицины ситуация обстоит лучше. На фоне растущей заболеваемости в ревматологии, флебологии, гинекологии, эндокринологии, да, в принципе, наверное, во всех областях, увеличивается спрос на услуги профильных специалистов. От этих услуг сложно отказаться, потому что они необходимы по жизненным показаниям. С учетом того, что государственные медицинские учреждения не могут уделять каждому пациенту много внимания и не всегда располагают современным оборудованием, а хорошие специалисты уходят в частную медицину, люди все чаще предпочитают платные клиники – за ними, я думаю, будущее.

По словам предпринимательницы, спрос на услуги частных клиник увеличивается даже со стороны пожилых людей. А уж молодежь – зона роста медицинского бизнеса.


Нина Березина

– Поколение Z отличается рациональным подходом к своему здоровью и пониманием, что качество жизни и красота зависят не от эстетических процедур, а от правильного образа жизни, который предполагает сохранение функционирования внутренних органов и систем на физиологическом (молодом) уровне. Поэтому растет спрос на профилактические, здоровьесберегающие медицинские услуги, а не на медикаментозные методы.

Охота за профессионалами

Елена Лежень из медцентра «Семья» перечисляет несколько факторов, сдерживающих развитие медицинского бизнеса. Это высокие затраты на аренду или выкуп помещений, долгий срок окупаемости бизнес-проектов (по оценке экспертов, клиники выходят на доходность в среднем за пять лет), а главное – дефицит кадров, особенно узких специалистов, и большой процент совместительства.


Юлия Колесень
генеральный директор ЛДК «Медгард»

– Медицинский бизнес, безусловно, рентабелен, иначе не открывалось бы столько новых медцентров, а старые не держались бы на плаву столько лет. Но проблемы, как и в любом бизнесе, есть. В первую очередь это человеческий фактор. Медицина – это о людях и для людей. Важно привлечь в свой центр высокопрофессиональных врачей, желательно «с именем», на кого идут пациенты. Важно и самим растить таких врачей. Но не менее значима и вторая сторона медали – выстраивание правильных отношений с пациентами: помочь тем, кто нуждается в медицинской помощи, и по максимуму оградить своих сотрудников от так называемых «потребителей-террористов», которые приходят не лечиться, а достичь каких-то своих целей.

К слову, потребительский терроризм – бич именно частной, а не государственной медицины: клиентыФото сутяжники не жалеют времени и сил на то, чтобы получить большие компенсации за нарушения, которые иногда носят формальный характер и никаких серьезных последствий не влекут.


Ольга Аксенова

– Собрать команду профессионалов непросто. В клинике важен каждый – и врач, и старшая медсестра, и ассистент врача, и администратор, и санитарка. Если кого-то не хватает, это будет негативно отражаться как на прибыли, так и на внутренней атмосфере. Сложнее всего привлечь хороших врачей. Им нужна не только достойная зарплата, но и хорошие условия труда, современное оборудование, перспективы профессионального роста – от регулярного обучения на различных курсах до накопления базы пациентов.

Отличаться от других

Жесткая конкуренция в медицинском бизнесе не позволяет предпринимателям расслабляться.


Нина Березина

– Чтобы быть конкурентными, нам приходится мониторить цены и сбрасывать их, потому что на ульяновский рынок входят федералы, располагающие огромными маркетинговыми бюджетами и возможностями демпинговать. У них совсем другой подход к ценообразованию – низкая стоимость первичного приема, которая озвучивается во время обращения в кол-центр, и высокая стоимость последующих лечебных процедур, о чем вначале пациентам не говорят. Я не думаю, что они преследуют интерес сделать медицину региона доступной, а наших жителей – здоровыми.


Юлия Колесень

– Мы не делим конкурентов на местных и федеральных, для нас большее значение имеет формат работы клиники (узкоспециализированная она или многопрофильная), ее ценовая и рекламная политика. Конкурентов мы не боимся. Все-таки в первую очередь мы части единого целого – медицинского сообщества Ульяновска. И потом, во всех клиниках разные услуги и разные врачи.


Елена Лежень

– В Ульяновской области, к сожалению, сильное влияние имеют связи. Регион небольшой, игроки рынка платных медицинских услуг определили территории распространения бизнеса. С другой стороны, у компании, основанной исключительно на связях и не имеющей каких-либо рыночных преимуществ, нет долгосрочных перспектив. В этой ситуации залог успеха – новаторская идея, с которой новый бизнес выходит на рынок. Сейчас большое преимущество могут дать интернет-технологии, внедрение электронного документооборота, онлайн-консультаций и так далее. В целом условия для развития малого предпринимательства в регионе есть. Все зависит от предпринимателя – насколько он готов к серьезным испытаниям и кропотливой работе.

Бизнес на вирусе

Главная новость мирового медицинского сообщества 2020 года – пандемия коронавируса – не смогла не сказаться на бизнесе. Речь не о карантине и простаивающих производствах: появились проекты, помогающие людям жить в новых условиях.

Так, компания «Инвитро» сообщила, что в апреле начнет проводить в своих офисах платные тесты на COVID-19. «АльфаСтрахование» запустила программу страховой защиты от коронавируса, сроком действия один год. Резидент ульяновского наноцентра «ТестГен» по заказу зарубежных партнеров разработал прототип тест-системы для ускоренной диагностики новой инфекции. А сервис дистанционных консультаций «Онлайн Доктор» предложил бесплатные консультации тем, кто хочет проверить себя и близких на симптомы коронавируса.

В телемедицине, кстати, эксперты видят огромный потенциал, и не только изза пандемии. Когда на государственном уровне будет принят единый технический стандарт для совместимости оборудования и эффективного межведомственного взаимодействия, ее развитие уже ничто не остановит. В этом убежден директор по развитию бизнеса Vinteo Борис Попов.


Борис Попов
директор по развитию бизнеса Vinteo

– Полноценная телемедицинская консультация – это все же не просто дистанционное общение по видео, но и возможность передавать в зашифрованном виде личные данные пациента, подключать сразу несколько врачей из разных стран, проводить полноценные осмотры по видео высокой четкости и т.п., что не могут реализовать популярные сейчас упрощенные сервисы. С одной стороны, развитие телемедицинского направления может пойти вверх, а с другой – именно сейчас могут проявиться существующие проблемы технологической базы услуг, и поиск их решения определит вектор развития телемедицинского направления на ближайшие годы.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: