Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Власть, бизнес, деньги:
уроки кризиса

По какой логике действуют российские власти во время пандемии? Что станет определяющим фактором выживания и роста компаний в этот кризис? Какие сферы экономики COVID-19 сделал инвестиционно привлекательными? Об этом говорили на онлайн-конференции, организованной изданием «The Bell» при поддержке «БКС Мир инвестиций».

Фото: pixabay.com

Тест, проваленный государством


Алексей Пивоваров
российский журналист, ведущий новостных программ «Сегодня», «Страна и мир» и ряда авторских передач на канале НТВ, продюсер и менеджер холдинга «СТС Медиа», генеральный продюсер телеканала RTVi

– Логика действий московской власти в данной эпидемиологической истории выстраивалась по принципу, что люди – неразумные дошколята, которых нужно жестко контролировать, иначе они собьются в кучу, возьмут шампуры и побегут в парк жарить шашлыки. Причем это было еще в апреле, когда было плюс два и дождь. И эта логика прослеживается сквозным образом через всю нынешнюю карантинную историю. Я считаю, что правила выгула себя и близких – это ее «прекрасный финал».

Все строится вокруг давно сложившихся парадигм в отношениях государственной власти и граждан. И одна из важнейших непроговоренных парадигм – «Все всё понимают». Мы говорим, что у нас самоизоляция – не ЧП и не карантин. При этом за нарушение самоизоляции у нас штрафы. И мы видим, что все это не работает: даже в Москве, где все это жестко контролировалось, сейчас уже пробки и полно народу.

Подразумеваемое действие очевидно: мы обозначаем некие меры, показываем, что мы их принимаем. В реальности они работают, конечно, не так, и один из наших неочевидных, но явных KPI – это собрать как можно больше штрафов. История о том, как никому не помогли сидеть в самоизоляции, а некоторых еще и оштрафовали – очень показательна.

Да, многие предприниматели воспользовались переносами и списаниями, которые были возможны. Да, семьи с детьми, я надеюсь, получат те 10 тысяч, которые были обещаны. Н в целом мы ведь понимаем, что огромный сектор экономики – люди, которые были заняты не очень официально или совсем неофициально, люди, работавшие на предприятиях, которым никто и не думал помогать. Это, например, мелкие пиццерии и рестораны, которые не могли по определению соответствовать нормативам, объявленным только в мае для получения господдержки (а именно сохранение 90% работающих), потому что распустили людей по неоплачиваемым отпускам или прямо уволили еще в марте и апреле. Понятно, что KPI этой помощи был как можно жестче ограничить число рецепиентов.

Люди в США, Германии, даже не являющиеся гражданами этих стран, а живущие там по рабочей визе, получили выплаты – 1200 долларов в Штатах, 5200 евро в Германии. Многие были совершенно ошарашены. Это пример того, зачем нужно государство в критической ситуации. Это не только инструмент сбора налогов и введения различных ограничений, это еще и серьезная касса помощи, когда что-то наступает. И, мне кажется, этот тест российское государство в нынешнем коронавирусном кризисе провалило.

«Черные лебеди» коронакризиса


Михаил Кучмент
сооснователь сети гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff, член наблюдательного совета X5 Retail Group, национальный победитель конкурса «Предприниматель года 2017» по версии EY

– Этот кризис точно не похож на другие, потому что даже в самом консервативном сценарии никто не мог представить, что, например, все магазины розничных непродовольственных сетей будут закрыты.

Особенность этого кризиса – в том, что мы получили одновременно три «черных лебедя». Первый – падение платежеспособного спроса. Второй – девальвация. И третий, самый важный, –последствие кризиса в виде того, что люди продолжат избегать людные места, посещаемость, к примеру, торговых центров будет сильно падать. Потому что кризис закончится, а коронавирус останется.

Это в меньшей степени финансовый кризис и в большей степени кризис реального сектора. Наша финансовая система в хорошем состоянии. Ставка рефинансирования падает, инфляция низкая… А бизнесу плохо.

Этот кризис четко делит компании на цифровые и традиционные, тогда как в 2014 году компании делились на тех, кто с долгом, и на тех, кто без долга. Компании, которые до текущего кризиса были в авангарде цифровой трансформации, сейчас чувствуют себя гораздо лучше. Даже те, кто был в самом начале цифровой трансформации, видят гигантский рост, потому что докризисная база у них была низкой. И они вдохновлены успехом.

Сейчас любой ритейлер осознает важность онлайн-канала. Компании начали активнее работать с маркетплейсами. А сложности с арендодателями стали лишним поводом развивать цифровые каналы продаж, чтобы не зависеть от аренды.

Зоны возможностей


Станислав Новиков
член правления Финансовой группы БКС, заместитель президента – председателя правления по розничному бизнесу

– Мы достигнем докризисных уровней экономики, но это будет явно небыстрый процесс. Безусловно, поменяется форма нашей жизни. Мы раскусили все прелести онлайн-жизни и онлайн-коммуникаций. Коммуникаций не стало меньше, а у многих, наоборот, их стало больше. Конечно, не хватает живого общения, это будет основным моментом, по которому мы будем сильно скучать и к которому будем стараться как можно быстрее приходить.

Мы выделяем три направления экономики, которые получили добавочный бизнес и новые возможности. В первую очередь это некоторые сегменты IT. Мы увидели, что карантинные меры увеличивают спрос на услуги по созданию удаленных рабочих мест, электронную коммерцию и облачные сервисы.

Достаточно большая востребованность сейчас у услуг по доставке еды и как результат – всплеск спроса на продукты питания.

И, конечно, фарминдустрия. Это один из секторов, куда можно и, на мой взгляд, нужно инвестировать. Бумаги сектора фармацевтики и биотехнологий могут принести хорошие доходы, особенно на долгосрочном этапе инвестирования. Инвестировать в данные сферы на короткий срок я бы не рекомендовал, потому что эти бумаги обладают достаточно высокой волатильностью.

Что касается золота, то с начала года объемы инвестирования в этот драгоценный металл превысили все возможные прогнозы. Если посмотреть на текущую стоимость золота, оно сейчас находится на уровне 2012 года, а значит потенциал роста, естественно, еще остается, как минимум, до его максимальных значений (а мы помним, что золото стоило порядка $1900 за унцию). Но надо отметить, что вложение в драгоценные металлы и, в частности, в золото, – это все-таки стратегическая инвестиция. Если мы говорим про портфель частного инвестора, то, как правило, такого рода инвестиции занимают в нем не более 50%. И уж конечно это никакой не волатильный инструмент.

Относительно прогнозов оптимизма не так много. Экономика России по итогам 2020 года может сократиться на 5-6%. Основное давление на ВВП окажут два фактора – пандемия и низкие цены на нефть.

Будет уменьшаться потребительский спрос. Мы ожидаем, что до конца этого года он упадет на 10-15%. Реальные доходы населения уменьшатся на 8-10%. Многие компании будут сокращать свой персонал на период карантинных мер, и в первую очередь это коснется малого и среднего бизнеса.

Поэтому, к сожалению, пока прогнозов на рост экономики в России нет. Будет идти ее снижение и только потом – постепенное, медленное восстановление.

Самое интересное – в нашем Telegram-канале.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: