– Логика действий московской власти в данной эпидемиологической истории выстраивалась по принципу, что люди – неразумные дошколята, которых нужно жестко контролировать, иначе они собьются в кучу, возьмут шампуры и побегут в парк жарить шашлыки. Причем это было еще в апреле, когда было плюс два и дождь. И эта логика прослеживается сквозным образом через всю нынешнюю карантинную историю. Я считаю, что правила выгула себя и близких – это ее «прекрасный финал».
Все строится вокруг давно сложившихся парадигм в отношениях государственной власти и граждан. И одна из важнейших непроговоренных парадигм – «Все всё понимают». Мы говорим, что у нас самоизоляция – не ЧП и не карантин. При этом за нарушение самоизоляции у нас штрафы. И мы видим, что все это не работает: даже в Москве, где все это жестко контролировалось, сейчас уже пробки и полно народу.
Подразумеваемое действие очевидно: мы обозначаем некие меры, показываем, что мы их принимаем. В реальности они работают, конечно, не так, и один из наших неочевидных, но явных KPI – это собрать как можно больше штрафов. История о том, как никому не помогли сидеть в самоизоляции, а некоторых еще и оштрафовали – очень показательна.
Да, многие предприниматели воспользовались переносами и списаниями, которые были возможны. Да, семьи с детьми, я надеюсь, получат те 10 тысяч, которые были обещаны. Н в целом мы ведь понимаем, что огромный сектор экономики – люди, которые были заняты не очень официально или совсем неофициально, люди, работавшие на предприятиях, которым никто и не думал помогать. Это, например, мелкие пиццерии и рестораны, которые не могли по определению соответствовать нормативам, объявленным только в мае для получения господдержки (а именно сохранение 90% работающих), потому что распустили людей по неоплачиваемым отпускам или прямо уволили еще в марте и апреле. Понятно, что KPI этой помощи был как можно жестче ограничить число рецепиентов.
Люди в США, Германии, даже не являющиеся гражданами этих стран, а живущие там по рабочей визе, получили выплаты – 1200 долларов в Штатах, 5200 евро в Германии. Многие были совершенно ошарашены. Это пример того, зачем нужно государство в критической ситуации. Это не только инструмент сбора налогов и введения различных ограничений, это еще и серьезная касса помощи, когда что-то наступает. И, мне кажется, этот тест российское государство в нынешнем коронавирусном кризисе провалило.