Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнесу посоветовали
избавиться от «сухих веток»

Корреспондент uldelo.ru приняла участие в закрытом вебинаре для собственников бизнеса. Участники мероприятия услышали от стратегического консультанта №1 в России Сергея Макшанова и команды экспертов АРБ Про ответы на актуальные вопросы, и в первую очередь – «Что сделать?».

Фото: pixabay.com

Вместо глобализации – slowbalization

Разговор с бизнесом команда Сергея Макшанова вела 1 июня, когда в стране вовсю бушевал коронавирус. Увы, Россия оказалась на третьем месте в мире среди стран, которые не показывают улучшения в эпидемиологической обстановке.

Эксперты отмечают: на приколе половина мировой пассажирской авиации, 4,5 млрд людей поставлены в ситуацию слома динамического стереотипа, миллионы людей прервали отношения – экономические, деловые, романтические. «Высушенных» компаний стало больше. На смену глобализации пришел так называемый slowbalization.

Однако на фоне глобального экономического спада наша страна по снижению ВВП, как утверждают аналитики, не хуже других. Да, много было истерик со стороны бизнеса, но это скорее привлечение к себе внимания, считает Макшанов.

Эксперт сделал прогноз, как будут восстанавливаться те или иные отрасли, попавшие в «зеленые», «желтые» и «красные» зоны.


Сегодня неплохо себя чувствуют финансовые организации (число депозитов у них практически не снизилось), телеком. Наиболее ровно обстоят дела в часто возобновляемой линейке потребления. Так что бизнесу стоит заниматься тем, что людям надо чаще.

Актуальный тренд: люди стали больше перекусывать (в фаворе – снэки, готовое питание), но меньше следить за собой (продажи средств для ухода за внешностью снизились). Продолжит свое развитие Low Touch Economy (малоконтактная экономика).


Эксперт предупредил, что борьба за потребителя предстоит нешуточная: его чувствительность сейчас обострилась, поведение меняется в сторону экономии. И в ближайшее время нечего и ждать роста доходов граждан. Аналитик ожидает небольшой всплеск потребительской активности перед 1 сентября и Новым годом.

Для того чтобы эффективно продвигать свои товары, компаниям необходимо максимально контактировать с клиентом, присутствовать на всех площадках, где он «обитает».

Аналитики прогнозируют, что в ближайшем будущем пострадает средний сегмент, а вот высокий – тот, что занимает 10-15% рынка, судя по всему, будет стабилен. То есть от премиум-товаров обеспеченные россияне не откажутся.

За что сказать коронакризису «спасибо»?

Оказывается, есть за что. В первую очередь, пандемия ускорила темпы цифровой трансформации. Это пригодится!


Сергей Макшанов

– Впервые в истории все клиентские сектора оказались в ситуации, когда им пришлось уйти в онлайн. И быстро появились новые навыки, оборудование, опыт, были поддержаны разработчики ПО и производители оборудования.

В «коронавирусную» весну выиграли digital-трансформированные компании, а самыми уязвимыми стали те, кто не подружился с IT, не оцифровал основные бизнес-процессы. Между тем, сегодня не существует отрасли, для которой не было бы цифровых решений для повышения эффективности компании.

Сергей Макшанов привел в пример подмосковную компанию «Петрович», которая занимается производством товаров для дома и оказалась не готова к такому наплыву потребителей (в основном, из-за несовершенства сбытовых каналов). В целом же категория DIY оказалась очень востребованной в кризис, наиболее высокую динамику роста демонстрируют столярные изделия, обои, рассада и другие товары по озеленению.

Еще один тренд весны – 2020: компании снижают расходы на железо и ПО (это становится немодным), но повышают расходы на облачные решения и сервисы (тот же Zoom). Эксперты советуют «допиливать» CRM-системы для большей эффективности, а также уделять повышенное внимание IT-безопасности: киберугроза сегодня актуальна, как никогда, наблюдается рост уязвимости в рабочих сетях.

Во время коронакризиса компании распробовали прелесть удаленки. Как выяснилось, часть оперативной работы удобнее и эффективнее выполнять дома. Так что этот формат останется и после снятия всех карантинных мер.

А вот что серьезно ударило по бизнесу, так это исключение прямых контактов с деловой сетью, так называемый «эффект тусклого света». Все это привело к снижению уровня информированности, чувства рынка и деталей, особенно на топ-уровне.

Встречайте «новую нормальность»

Эксперты уверены, что во второй половине июля большинство компаний после «купания в холодной воде» смогут вздохнуть спокойно.


Сергей Макшанов

– Но мы реалисты и понимаем, что без потерь не обойтись. Выживут не все компании, особенно из «красной зоны». В эпицентре наибольшего давления – туризм (чемпион по падению), компании по организации массовых мероприятий, HoReCa. Рестораторов так и вовсе «придавило мраморной плитой».

Но жизнь продолжается, и, по мнению эксперта, пора переходить «от тушения пожаров» – к восстановлению, от антикризисного управления – к разумно-безумному ведению бизнеса, опираясь на основания, «живущие по разным правилам». Готовиться не к битве, а к новой жизни, которую Макшанов называет «нормальная реальность».


И эта «нормальная реальность» стала серьезной мотивацией к тому, чтобы активнее заниматься импортозамещением, которое эксперт называет «бомбой замедленного действия» – как для страны, так и для производителей.

Эксперт сравнивает российский бизнес с живучим васильком, у которого от 7 до 13 лепестков. Диверсификация – антикризисная опора любой компании. Недаром все мировые чемпионы бизнеса – это широко диверсифицированные конгломераты, например, PepsiCo – это не только напитки, у компании – 27 различных категорий товаров.

В качестве удачного регионального примера Сергей Макшанов называет ульяновскую предпринимательницу Елену Ежову с ее диверсифицированным бизнесом. Пока закрыты рестораны, Ежова развивает направление медицинской диагностики.

Оставьте кулацкие замашки

Одна из особенностей «нормальной реальности» – усталость.


Зоя Стрелкова
ведущий финансовый аналитик

Люди устали от:

  • вынужденного бездействия в период запрета деятельности;
  • экстренного разворота в сторону «удаленки», онлайн и доставку;
  • новой для себя деятельности без понятного результата;
  • изменений в укладе жизни и непривычно-плотного общения с семьей;
  • масочного режима и дезинфекции.

Плюс – разочарование от того, что за время карантина так и не выучили китайский язык, не сели на шпагат, набрали вес и т.д.

Ваши клиенты тоже устали. Что добавляет им «усталости»?

  • Гиперактивные продажи;
  • Ошибки в комплектации заказов;
  • Срывы сроков;
  • Несогласованность в процессах (с учетом сокращения персонала и удаленки);
  • Нулевая и отрицательная реакция на рекламации;
  • Уведомления «с 1 числа мы повышаем цены…»

Но вообще повышение цен сейчас – убийственная штука, поэтому не впадайте в алчность (доходы населения упали и будут падать). Но коль есть цель повысить цены на товары и услуги компании, то хотя бы сделайте это красиво.

Эксперт советует «поберечь друг друга», пересмотреть партнерские отношения.


Зоя Стрелкова

– Жаль, что экономика предоплат – пока экзотика для нашей страны, между тем это хороший инструмент для того, чтобы получить деньги от клиента по цепочке. Пробуйте эту схему!

В непростой ситуации эксперты советуют добавить комфорта и гармонии не только своим клиентам, но и сотрудникам («что хорошо для цветов – хорошо и для пчел»), относиться к неудобствам с юмором (юмор входит в классический набор управленческих инструментов!).

Вот. Новый вам PIVOT*

Сегодня вирус ослабил свое давление, в мире началось ослабление ограничений, пошел процесс восстановления экономики.


Сергей Макшанов

– К завершению 4 квартала появятся первые данные, которые будут характеризовать масштаб спада глобальной экономики и его специфику. Конкретизация на 2021 год для каждой компании будет зависеть от ее активности на переходе от пандемии к основному экономических и политических факторов. Заметная часть компаний желтой и красной зон выйдут из игры.

Что необходимо сделать в ближайший месяц?

  • Провести дополнительное контактирование с новыми и постоянными клиентами «зеленой» и «желтой» зоны.
  • Провести интенсивное контактирование с поставщиками с поставщиками сырья, ресурсов и процессов для старта партнерских инициатив.
  • «Подсушиться» в штате и постоянных затратах:
    • пойти на расширение круга сотрудников в домашнем офисе, на частичной занятости;
    • убрать сухие ветки (сотрудников, продемонстрировавших низкую полезность), потом это будет сделать сложно, регулятор готовит массу инициатив по запрету на увольнение;
    • уменьшить арендные и кредитные обязательства.
  • И снова заниматься стратегическим планированием.

Универсальный же совет всем – озаботиться разработкой нового продукта.

*PIVOT (т.е. вираж) – старт нового продукта, бизнеса, точек роста, внедрение органичной бизнесу инноваций – особенно необходим компаниям, испытавшим тяжелое и тем более катастрофическое влияние новейшего кризиса.


За помощь в подготовке материала благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» и лично Александра Макарова.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: