– Именно интернет-магазины сейчас открывают целым семьям доступ не только к товарам первой необходимости, но и ко всему необходимому для дистанционной работы, учебы, досуга: чаще всего в одном заказе пользователи собирают товары нескольких категорий.
E-commerce и пандемия
Фото: pixabay.com
Боевые условия
История знает немало примеров, когда мировой кризис давал второе дыхание электронной коммерции. Китайский интернет-магазин Taobao, созданный компанией Alibaba Group еще в 2003 году, встал на ноги в 2008-м, когда весь мир страдал от падения экономических показателей. В тот год экспортные рынки, столь важные для многих заводов Китая, впали в ступор, но Taobao открыл для производителей другую дверь – напрямую к потребителю.
Или другой пример. Успех украинского интернет-магазина «Розетка» эксперты связывают с кризисом 2008 года, хотя компания работала и раньше и была совсем не маленькой. Сейчас «Розетка» является одним из крупнейших интернет-магазинов этой страны. В 2018 году, по данным веб-студии My Master, она возглавила топ-10 игроков украинского рынка по количеству посещений.
Кризис 2020 года вкупе с глобальными противоэпидемическими мерами, тормозящими офлайн-шопинг, умножил шансы e-commerce на взрывной рост.
Бизнесу маркетплейсы дают возможность поддерживать продажи и масштабировать их на всю страну за счет трафика, логистических мощностей и инфраструктуры готовых онлайн-площадок.
– Такие платформы очень удобны для потребителя, они активно развиваются, а собственные интернет-магазины производителей постепенно уходят на второй план и остаются в основном для опта. Маркетплейсы – наш основной источник онлайн-продаж сегодня.
С начала 2020 года количество продавцов из Ульяновской области на Ozon выросло на 33%. Другой маркетплейс, Wildberries, по итогам апреля зафиксировал семикратный прирост новых поставщиков по всей стране по сравнению с прошлогодними показателями. Активизировались, в частности, самозанятые: их количество на этой площадке в апреле-мае увеличилось более чем в два раза.
– Количество предпринимателей, которые осознали, что нужно продавать в интернете, и сделали для этого конкретные действия, в апреле удвоилось. Есть, конечно, и те, кто отключается, что говорит о том, что постепенно кризис достает и интернет-магазины. Онлайн-торговля – не «сладкая история», это обычный бизнес, это рынок, и здесь нужно работать.
По результатам исследования AdvantShop, оборот игроков рынка e-commerce в апреле увеличился на четверть в годовом выражении, но средний чек почти не изменился. «Интернет-магазины работают в условиях, приближенных к боевым», – отмечают в компании.
Чтобы не просто присутствовать на маркетплейсах, но и успешно продавать на них, предпринимателям советуют помнить о правильной презентации товара – загружать больше качественных фотографий, делать описание максимально исчерпывающим. Важен внешний вид продукта и, конечно же, клиентский сервис.
Именно на это обращают внимание пользователи маркетплейсов, которых, кстати, за коронакризисную весну тоже стало гораздо больше: Ozon и Wildberries отметили их двукратный прирост. Драйвером роста, по оценкам экспертов, стало появление новых покупателей из небольших населенных пунктов и аудитории 55+.
Ozon и Wildberries отметили двукратный прирост числа пользователей этой весной. Драйвером роста, по оценкам экспертов, стало появление новых покупателей из небольших населенных пунктов и аудитории 55+
Ешь, твори, люби
AdvantShop выяснил, что главной зоной роста электронной торговли в коронакризис стали… продукты питания. Уже в марте этого года объем их продаж через интернет увеличился в 2,5 раза. Wildberries дает еще более впечатляющую статистику: за первую половину мая число купленной россиянами еды на маркетплейсе выросло в 25 раз!
– Рынок продуктов питания в e-commerce всегда вызывал сомнения. Было очень мало компаний, которые могли зарабатывать на продаже продовольственных товаров через интернет. Что мы видим сейчас? Оборот таких игроков фактически удвоился во время карантина, несмотря на то, что средний чек снизился.
На восходящий тренд отреагировало большинство крупных супермаркетов – они запустили или расширили онлайн-доставку продуктов. Торговые сети, не имеющие собственных интернет-магазинов, подключились к сторонним сервисам (Prodkarta.ru, СберМаркет.ру и пр.).
Другими быстрорастущими сегментами e-commerce этой весной стали товары для здоровья и фитнеса, инструменты, товары для дачи, продукция для детей. Популярность последней объясняется карантином в детских садах и школах, который вынудил родителей покупать для своих чад больше игрушек и других вещей.
Самоизоляция и увеличение количества свободного времени у россиян обусловили всплеск популярности товаров для хобби и рукоделия. AdvantShop сообщил, что объем их продаж в сети в апреле увеличился на 134% по сравнению с прошлогодним показателем. Количество заказов почти утроилось, но средний чек снизился на 15% – об экономии люди не забывают.
«Вишенкой», а точнее «клубничкой» на торте стали товары для взрослых: оборот интернет-магазинов в категории «18+» в апреле вырос на 113%. Пояснения излишни.
Дресс-код для удаленки
По одежде данные об онлайн-продажах в коронакризис оказались противоречивыми. Вот что рассказывает Василий Пашин, продукция которого представлена в собственном интернет-магазине предпринимателя, а также на Ozon, Wildeberries и KazanExpress:
– С началом пандемии крупные маркетплейсы перешли от оплаты после примерки к предоплате. Это привело к резкому падению продаж детской одежды – в четыре-пять раз. Такую динамику мы наблюдали уже во второй половине марта. В апреле падение сократилось до 50-60%, а в мае спрос начал восстанавливаться и сейчас близок к тому, что было до пандемии. В этих условиях появляется жесткая привязка к конкретным производителям. Люди, которые уже покупали товар одной компании, примерно знают покрой предлагаемых ею моделей и ориентируются в ее размерных рядах. И будут держаться за бренды, к которым привыкли.
По данным же AdvantShop, оборот интернет-магазинов в сегменте одежды и обуви в апреле 2020 года вырос на 6% по сравнению с мартом, а число заказов – на 29%. На Wildberries продажи этих товаров в апреле увеличились на 40%, а в первой половине мая – вдвое (в годовом выражении).
Спрос на костюмы, галстуки и другие атрибуты деловой жизни этой весной ожидаемо упал. Зато как никогда была востребована домашняя одежда – футболки, майки, шорты, худи, толстовки, пижама… Стали гораздо популярнее кеды, кроссовки, шлепанцы и резиновые сапоги.
– В Ульяновской области продажи одежды в апреле выросли на 148% относительно средних показателей в период стабильного спроса в 2019 году. Наибольшие темпы роста показала домашняя одежда – ее продажи выросли в семь раз.
Дрон вместо курьера
Тот факт, что e-commerce – не «сладкая история», подтверждает весеннее падение продаж в целом ряде товарных категорий. По версии AdvantShop, это мебель и двери, интернет-реализация которых в стране хромает еще с начала года, подарки и сувениры (за невозможностью ходить в гости во время карантина), техника и электроника (как и ювелирка, это слишком дорогое удовольствие в кризис). Просели и продажи косметики: то ли стремление дам к экономии повлияло, то ли самоизоляция, не требующая наведения марафета.
Вероятно, и в ближайшее время потребители продолжат разумно подходить к покупкам, отдавая предпочтение товарам первой необходимости и снизив расходы на дорогостоящие вещи. И очевидно, что российский e-commerce в целом продолжит рост за счет вовлечения в онлайн новых категорий пользователей
– История онлайн-торговли разделилась на два этапа – до коронакризиса и после. Раньше 10-20% населения России заказывали товары через интернет. Сейчас их доля будет активно расти.
Чтобы удачно встроиться в растущий рынок, предприниматели должны меняться уже сегодня, не дожидаясь конца пандемии, считает Камиль Калимуллин.
– Сегодня меняется модель мира, и то, что раньше работало, перестает работать. Но предпринимателям нужно понять, что жизнь на этом не закончилась, мир открывается для нас с новой стороны. Если вы чем-то занимались в офлайне, понимаете эту аудиторию и этот товар, то моя рекомендация – делать эту историю в онлайне. Если есть непокрытые потребности и вы можете их покрыть – покрывайте. Будь то продукты питания (если, конечно, вы в этом понимаете), товары для дома, детские товары… Это те направления, в которых сейчас можно найти себя как предпринимателя.
Как отмечает CEO платформы Scallium Андрей Павленко, e-commerce выигрывает благодаря умению быстро подстроиться под внешние вызовы. А кризис ускорил трансформации в десятки раз.
– Теперь стало еще очевиднее: чтобы выходить на новые рынки, расширять ассортимент и находить новых поставщиков, не обязателен офис и точно не нужны бюрократические процедуры. Не нужно ездить на встречи с потенциальными партнерами и тратить время в пробках. Максимум – встретиться онлайн, по видеосвязи, и отправить договор по почте.
Трансформация компаний была не только внутренней, но и внешней. В ответ на угрозу распространения коронавируса гибкий e-commerce сделал доставку товаров практически бесконтактной. А в недалеком будущем она может стать полностью бесконтактной: в мире, в том числе в нашей стране, уже активно экспериментируют с роботами и беспилотниками, которые будут выполнять функции курьеров.
Самое интересное – в нашем Telegram-канале.