Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Весна, изменившая всех

Эпидемия коронавируса стала точкой невозврата для одних бизнесов и мощным толчком для развития других. Кризис обнажил то, что пряталось под верхушкой предпринимательского «айсберга»: чтобы удержаться на плаву, многим пришлось менять себя кардинально. Ульяновские бизнесмены рассказали «ДО», как они пережили «коронакризис».

Фото: Виктория Чернышева


Дмитрий Акулин
ресторатор

– Я не считаю, что все закончилось. Изменения будут происходить еще длительное время после отмены карантина. Но скажу точно: не стоит поддаваться унынию. Из любой ситуации есть выход, ее нужно рассматривать как трамплин возможностей. В трудные моменты нужно быть ближе со своими коллективами, не становиться безучастным, снимать «генеральские погоны» и брать лопату, если того требует ситуация.

Мы начали работать на доставку и самовывоз – раньше не могли даже представить, что это будет для нас единственным видом деятельности. Всего за шесть часов в конце марта сделали сайт доставки на базе готового интернет-магазина от Ecwid. На базе двух кухонь в разных районах города собрали универсальные команды, которые стали готовить, в том числе новые продукты – пиццу, шаурму, хиты паназиатской кухни. Все эти три продукта не входили в наши концепции, но мы смотрели на доставку как на отдельный бизнес со своей структурой потребления. Гастрономическому снобизму здесь не место.

Самое крутое, что мы вынесли, – новую модель продукта takeandbake – это доставка хинкали, хачапури, пиццы в сыром виде, готовом к приготовлению. Любая еда, которую вы только сделали, не сравнится с той, которая приехала к вам даже через 10 минут после приготовления. Мы добавили интерактив с едой, сделали наших клиентов причастными к ее готовке. Это когда наш клиент встал в производственную цепочку, разделил ее с нами и вместе мы создали продукт у него на столе ресторанного качества.

Весь персонал, у которого были автомобили, стал курьерами – повара, официанты, бариста. Ребята работали как многостаночники, но у них была работа, за которую им платят. Все это – попытка сохранить коллектив и ген компании. Никто не знает, как долго продлится эпидемия, неясно, как и с чем люди выйдут с карантина в нормальную жизнь – все это не дает возможность планировать надолго.

Личные лайфхаки у меня остались неизменными – спорт, слышать и слушать себя и окружающих, позитивное мировоззрение.


Елена Паклина
директор Центра интеллектуального развития Abacus

– Любое отрицательное привлекает много положительного. Мы начали заниматься тем, до чего раньше не доходили руки. Благодаря работе в онлайн наши границы расширились далеко за пределы Ульяновска: у нас есть ученики из Самары, Тольятти, Архангельска, Москвы, а также районных центров – Чердаклов, Барыша.

Обучение проходит на разных платформах; основа – в Zoom, где можно создавать конференции до 100 человек с несколькими организаторами. Количество учеников не уменьшилось: те, кто занимался офлайн, пока приостановили учебу из-за эпидемии, но прибавилось слушателей в онлайне. Мы расширили направления – начинали с ментальной математики, сделали занятия по таблице умножения, тренировке памяти. Онлайн-формат оказался для многих очень удобным: не нужно выезжать из дома, заниматься можно в любом месте, где есть выход в интернет. Ребята точно так же общаются друг с другом, они познакомились со сверстниками из других городов. Очень интересно наблюдать, как они обмениваются новостями, показывают свои игрушки и домашних животных, рассказывают, как проводят время на карантине.

У нас родился интересный проект, совместный со школой английского языка Aloha, центром йоги MindBody и Центром Развития Мозга. Мы сделали онлайн-лагерь, в котором каждый из участников ведет свое направление. Зарядка на английском языке, йога, образовательные занятия, разнообразные мастерклассы, в том числе кулинарные, чередуют друг друга. Мы уже записали несколько видеоматериалов, и это тоже новый опыт – раньше заготовки мы никогда не делали. У нас уже собирается отличная база видеотренажеров по ментальной арифметике, которые можно использовать в любое время.

Что дальше? Все зависит от того, какие будем набират ь группы. От онлайн-формата отказываться точно не будем, чтобы обеспечить потребности жителей и других городов.

Мой главный лайфхак – не заострять внимание на карантине, стараться искать новые пути и возможности. Просто пробовать и действовать, а не сидеть и страдать. Тогда точно все получится.


Вадим Белов
владелец магазина «Экспедиция»

– Любой кризис легче переживать тем, кто максимально гибок и диверсифицирован. Бизнес-долгожителями будут те, кто работает в разных, не связанных направлениях и всегда готов их переформатировать или даже закрыть. Полезно иметь подушку безопасности, хотя у предпринимателя всегда аллергия на «неработающие» деньги.

Первое, что нужно сделать, – резко снизить расходы. С персоналом лучше договориться об административном отпуске. Увольнения могут повлиять на возможность получения дальнейшей помощи от государства, да и начинать потом работу с новыми сотрудниками будет сложно и дорого.

Лучше сразу же провести переговоры с поставщиками, арендодателями, провайдерами, обозначить свою позицию: или вы нам помогаете, и мы все немного теряем, или вы отказываете, мы закрываемся, и потеряют все, и много.

Полезно пересмотреть отношение к покупателям, быть готовым выполнять любую работу самому, браться за любую доставку, делать скидки, подарки. И, конечно, надо трезво оценивать свои возможности. Если бизнес и раньше с трудом удавалось поддерживать на плаву, не стоит пытаться спасти его сейчас.

Когда было принято решение о том, что могут работать магазины, в ассортименте которых есть товары первой необходимости, я проконсультировался с представителями власти и начал работать. Это позволило сократить часть убытков – другие конкуренты не работали.

Готовясь к худшему, я выкрутил половину лампочек в магазине и сократил рабочий день, чтобы не платить за коммунальные платежи, когда посетителей почти нет.

Если бы я чуть больше внимания уделял выходу в онлайн, было бы легче. С другой стороны, кризис помог мне начать выходить на торговые площадки – раньше до них не доходили руки, это казалось чем-то сложным и проблематичным.


Эльвира Семенова
руководитель ателье LaMontee

– В эпидемию нас спасла идея, которую мы вынашивали с декабря прошлого года – коллекция PUSH KEEN. Идею попробовать себя в новом молодежном направлении стритвир я вынашивала давно. И она наконец-то воплотилась в жизнь.

Вокруг коллекции, связанной с Пушкиным, была какая-то мистика: все, кому мы о ней рассказывали, сразу же заражались, вдохновлялись. Получился хороший творческий «вирус». После того как было объявлено, что Неделя моды в Ульяновске пройдет, но в онлайн-формате, мы начали в спешном порядке доделывать коллекцию и готовиться к съемкам. Новый формат – онлайн-шоурум для дизайнеров – позволил нам значительно расширить аудиторию и привлечь клиентов. Нам поступили заказы на familylook, когда родители одеваются одинаково с детьми. Так что PUSH KEEN «выстрелил» благодаря «коронакризису».

Сейчас мы тщательно дорабатываем все лекала. Интерес к коллекции проявили москвичи – не исключено, что у нас будут творческие коллаборации. Оказалось, что ателье вполне успешно может работать в режиме онлайн. Мы разработали систему линейных измерений самих изделий, благодаря которым человек сможет определить, подойдет ли ему вещь, без примерки. Это отлично подходит для вещей оверсайз.

В ближайшее время будем регистрировать бренд PUSH KEEN и продвигать его через соцсети и собственный сайт.


Маргарита Егорова
основатель кофейни Coffee Connect и студии растяжки и грации Attitude

– 1 апреля я отмечала шестилетие кофейни. Еще несколько месяцев назад строила новые планы, хотела воплотить в жизнь свой проект, который вынашивала всю жизнь – студию растяжки, где могли бы заниматься не только дети, но и взрослые. Я хотела, чтобы наша нация была здоровой. Но все очень быстро изменилось.

Главный вывод, который я сделала, печальный: больше не хочу заниматься бизнесом в стране, где меня считают торгашкой. Я тружусь и плачу налоги не для того, чтобы получать подачки от государства, которое будет смотреть – попадаю ли я под определенные условия. У меня две пострадавших сферы бизнеса (общепит и спорт), и эти «кошкины слезы» – 12 130 рублей – я получила только за один основной ОКВЭД (сотрудники уволились еще до 1 апреля). Эти деньги я отдала за аренду, причем пришлось еще и добавить.

Кофейня во время эпидемии работала на вынос. Выручка изначально упала на 80-90%. Когда в регионе ввели послабления и разрешили многим выйти на работу, продажи выросли до 50%. Но я поняла, что бизнесом заниматься пока больше не хочу. Мне нужен отдых. Кофейня выставлена на продажу, так же как и студия хореографии. Я мечтаю закрыть ИП.

Что я вынесла из этой ситуации: когда происходит «лайфхак», мой лайфхак – поменять мировоззрение. И начать действовать исключительно в своих интересах. Чтобы выжить, нужно искать абсолютно любую возможность «добычи». И, конечно же, не забывать о страховании бизнеса на случай непредвиденных ситуаций. В том числе и таких, как коронавирус и прочие форс-мажоры.

Самое интересное – в нашем Telegram-канале.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: