Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Марат Феткуллов: «Альткотельная
дает инвесторам понимание,
во что вкладываются деньги»

Директор Ульяновского филиала «Т Плюс» Марат Феткуллов рассказал нашему корреспонденту, как ресурсоснабжающая компания работает для того, чтобы зимой в домах ульяновцев было тепло.

Фото предоставлено Ульяновским филиалом «Т Плюс»

– Марат Рифатович, как оцениваете степень износа теплосетей Ульяновска? Выделяется ли в этом плане наш город на фоне других городов России?

– Степень износа тепловых сетей в Ульяновске оценивается на уровне 70-75%. Трубопроводы по нормативным документам имеют срок службы 25 лет. Большинство повреждений появляются на трубах старше этого возраста. Поэтому продолжительность эксплуатации – критическая величина, которая влечет за собой необходимость принятия мер по их замене, модернизации и реконструкции.

Город Ульяновск в этих вопросах не исключение, картина по всей России примерно одинаковая: средний уровень износа теплосетей по стране – 70%. Мы это видим по цифрам, которые декларирует Министерство энергетики.

Минэнерго и правительство РФ понимают, что в таком состоянии отрасль находиться не может. Крупные ТГК и холдинговые компании должны обслуживать имеющееся теплосетевое хозяйство, инженерную инфраструктуру, а эта история всегда связана с привлечением инвестиций. И отрасль ищет пути, чтобы у инвесторов появилось желание вкладываться в развитие теплосетей. Ведь если нет понимания, что дадут эти инвестиции собственнику, акционеру или отдельному муниципальному образованию, никто и не будет вкладывать деньги в систему теплоснабжения.

– Какие потери несет «Т Плюс» из-за «слабых» участков, которые еще не успели реконструировать и обновить?

– Все потери можно разделить на технологические и коммерческие. Технологические – это потери через изоляцию, когда труба «раздета» и фактически греет улицу. В последнее время мы предприняли огромные усилия по восстановлению трубопроводов – прежде всего тех, что проложены наземным способом. Вы это сами можете видеть по городу. Кстати, часто об отсутствии изоляции на участках нас информируют жители города, за что им отдельное спасибо. На такие сообщения компания реагирует всегда.

Еще один вид технологических потерь – через утечки, возникающие на поврежденных сетях. Страдают от этого «слабые» участки трубопроводов, которые мы выявляем с помощью летних «опрессовок». Например, в отопительном сезоне 2019-2020 годов в городе не было ни одного повреждения на тепломагистралях. Это говорит о том, что мы действительно меняли там, где надо, и столько, сколько нужно.

«В отопительном сезоне 2019-2020 годов в городе не было ни одного повреждения на тепломагистралях. Это говорит о том, что мы действительно меняли там, где надо, и столько, сколько нужно»

Но есть и коммерческие потери. Чтобы пояснить, приведу пример. Жильцы многоквартирного дома оплачивают тепловую энергию по нормативу – 0,067 Гкал/куб.м. Анализ «Т Плюс» по Ульяновску и по всей стране показал, что этот норматив при циркуляционной схеме ГВС не имеет ничего общего с фактическими показателями, которые на деле доходят до 0,15 Гкал/куб.м. Потому что счетчик фиксирует только воду, слитую из крана, и не фиксирует циркуляцию через полотенцесушители, которые сегодня могут занимать полстены в ванной комнате. За это тепло люди фактически не платят, а ведь ресурс так или иначе потребляется.

Таких коммерческих потерь – достаточное количество. В 2019 году ульяновский филиал «Т Плюс» потерял 80 тысяч гигакалорий. Умножьте на 1400 рублей – получатся наши выпадающие доходы, которые нам никто не компенсирует. И это не просто потери для компании, а средства, которые мы могли бы также инвестировать в ремонты.


– Реконструкция теплосетей – вечный процесс? Есть ли технологии, которые позволяют обновить трубопроводы без необходимости ремонта и замены на много лет?

– Да, есть материалы, которые позволяют решать эти проблемы. Около пяти лет назад мы перестали использовать в перекладке магистральных сетей обычные стальные трубы. Они заменены более эффективными предизолированными трубами.

В таких трубопроводах предусмотрен дистанционный контроль: расположенные на трубопроводе сигнальные медные проводники позволяют оценивать изменения сопротивления металла, датчик фиксирует увлажнение изоляции, что в свою очередь сигнализирует о нарушении целостности сети. Владея такой информацией, мы можем четко, оперативно фиксировать место утечки. А значит – предотвращать порывы и аварии тепловых сетей. Это избавляет от необходимости искать повреждения старым методом – протяженными раскопками, и значительно сокращает сроки ремонтов.

Применение таких современных материалов и технологий продлевает срок службы трубопровода в среднем до 30 лет. Такие же трубы мы используем и при замене квартальных сетей.

Для продления срока службы труб также используют прокладку тепловых сетей подземным способом. Пример прекрасного технического решения и уникальной инженерной мысли – коммуникационные туннели в Новом городе. Электричество, связь, холодная вода, отопление проложены в туннелях с вентиляцией, по ним можно пройти из одного конца микрорайона в другой. Нареканий по работе системы теплоснабжения там практически нет, несмотря на солидный срок службы теплосетей, более 30 лет.

– Почему этот способ не применяют в новых застройках?

– Весь Новый город строился государством единовременно, это был масштабный проект авиационной столицы, была цель – сделать качественно.

Мы активно сотрудничаем с застройщиками города и во многом за счет собственных средств «идем» до цоколя дома. Несколько лет назад трудно было себе представить, чтобы теплоснабжающая организация практически за себестоимость подключала жилые дома. Сегодня это реальность. С каждым застройщиком, который обращается к нам за технологическим присоединением, мы рассматриваем решения, позволяющие в кратчайшие сроки обеспечить жилые многоквартирные дома теплом и горячей водой.

– Расскажите, пожалуйста, как продвигается реализация проекта по методу «альткотельной» в Ульяновске?

– С 1 января мы вступили на этот путь, что позволило привлечь дополнительные инвестиции: если в предыдущие годы наша инвестиционная программа не превышала 300 млн рублей, то в этом году она более 700 млн рублей. Это как раз разговор про долгосрочное регулирование и понимание того, куда вкладываются средства.

Мы всегда говорили (и это неоднократно подтверждалось), что тепловые сети тяжело окупаются, потому что имеют достаточно высокую материалоемкость: они дороги в эксплуатации, техническом перевооружении, реконструкции и капитальном ремонте. Да и что такое окупаемость? Предположим, мы снизили количество потерь на 1 тысячу гигакалорий в 20-миллионном проекте. Такое снижение – это примерно миллион рублей. Исходя из простой арифметики, данное мероприятие окупается за 20 лет. Ни один разумный инвестор сегодня вкладываться в него не будет.

Но теплоснабжение и в целом отрасль энергетики – длинная история, которая не измеряется разовыми окупаемыми инвестициями. Это прежде всего качество и надежность теплоснабжения.

«Теплоснабжение и в целом отрасль энергетики – длинная история, которая не измеряется разовыми окупаемыми инвестициями. Это прежде всего качество и надежность теплоснабжения»

«Альткотельная» понятна с точки зрения суммарных инвестиций в отрасль. Они закреплены в нашем соглашении с администрацией Ульяновска и в общей сложности составляют около 8 млрд рублей (на 10-летний период). Суммарный объем средств, которые мы потратим в этом году на модернизацию, ремонт и реконструкцию энергообъектов, – 1,2 млрд рублей. Для Ульяновска, не самого большого и критичного с точки зрения повреждений города, это огромная сумма.

В этом году уже на стадии реализации мероприятия стоимостью порядка 300 млн рублей с прямым экономическим эффектом. Например, на ульяновской ТЭЦ-2 мы модернизируем ротор низкого давления на турбине №2. Ротор ремонтируется на Уральском турбинном заводе. На данный проект предусмотрено 85 млн рублей, и за счет более экономичной работы турбины и более качественного использования вырабатываемого пара инвестиции должны вернуться через 5 лет.


– Почему так мало городов используют метод «альткотельной»? Ведь ухудшение надежности теплоснабжения – повсеместная проблема.

– Все новое вызывает много вопросов и необходимость разбираться. Мы вели долгие переговоры с властями региона, в которых убеждали, что без перехода на расчетный вариант ценообразования и инвестиций в отрасль невозможно снизить износ теплосетей, который может в ближайшие 10 лет достигнуть 100%. Губернатор Сергей Морозов и глава Ульяновска Сергей Панчин, руководствуясь благополучием горожан, поддержали нас.

«Без перехода на расчетный вариант ценообразования и инвестиций в отрасль невозможно снизить износ теплосетей, который может в ближайшие 10 лет достигнуть 100%»

И сейчас мы видим, что другие регионы тоже готовы к переходу. Только в «Т Плюс» на «альткотельную» уже решили перейти Самара, Новокуйбышевск, Тольятти, Оренбург, Владимир. В целом до конца 2020 года в планах перейти на новый метод тарифообразования в 15 городах присутствия компании «Т Плюс».

Опыт Ульяновска по входу в ценовую зону интересен многим территориям. Чтобы понять, как это работает и что это дает, к нам приезжали, к примеру, представители Пензы. Мы открыты, никаких секретов нет.

– Как «альткотельная» изменит тарифы в Ульяновске – и для физических лиц, и для организаций?

– Сегодня два соседних дома в нашем городе могут иметь совершенно разные тарифы, получая одно и то же тепло от разных источников или через разных транспортировщиков. В 19-м микрорайоне есть примеры, где транспортировщик тепла прибавлял к тарифу 350 рублей. И выходило, что один дом там платит 1400 рублей за Гкал, а другой – 1750. В моем понимании это несправедливо, нонсенс, и такого быть не должно.

Ценовая зона эту проблему решает. К 2029 году в Ульяновске у всех будет одинаковая цена на тепловую энергию. Цена тепла от «альтернативной котельной» сегодня определена на уровне 1600 рублей. В домах, где тариф больше, он сейчас заморожен, а дома, где тариф меньше, будут плавно достигать этого уровня. Мы подсчитали, что в трехкомнатной квартире цена на тепло будет расти на 60 рублей в год плюсом к тому, как она росла бы без перехода на «альткотельную», а общий темп роста цены составит 4-5,5% ежегодно. Бурного роста цены на тепло ульяновцы не увидят.

Если говорить про малый и средний бизнес, то история с ценой на тепловую энергию для него будет та же самая. Что касается крупных промышленных предприятий, их «альткотельная» практически не коснулась. Такие заводы, как УАЗ и «Авиастар», потребляют тепло с коллекторов ТЭЦ и совершенно по другой стоимости.

– С какими трудностями вам пришлось столкнуться при реализации всех намеченных планов в ремонте сетей и оборудования на станциях?

– Когда мы входили в проект «альткотельной», были сложности с поиском хороших подрядных организаций, которые способны освоить требуемый объем перекладки трубопроводов. На тот момент мы благополучно справлялись с объектами в 3-4 километра, но мы вышли на отметку в 11 километров. Нам важно выполнить все запланированные ремонты в срок.

К счастью, диалог с властью тоже есть. Я опасался, что будут сложности, ведь любая ремонтная кампания связана с большим количеством раскопок, недовольств и отключений. Руководство города заинтересовано в качестве проводимых работ и понимает: определенные временные неудобства стоят того, чтобы зимой всем было тепло и спокойно.

Трудности – это всегда больше организационные моменты. Сама работа не трудна – трудно получить разрешение на раскопки и проведение работ, согласовать отключение, организовать подрядчиков и уложиться в сроки. В разгар пандемии мы старались не отключать у потребителей горячую воду, а когда было принято решение провести гидравлические испытания – сделали все в максимально короткие сроки.


Сейчас мы совмещаем массу мероприятий, которые затрагивают сразу несколько магистралей, и все работы проводим без отключений. За собственные средства выполняем установку специальных устройств, позволяющих проводить работы без отключений, также там, где потребуется, мы готовы построить резервные схемы ГВС.

По поручению администрации города мы проработали вопрос подключения к системе централизованного теплоснабжения потребителей «НПО «МАРС», которая раньше имела собственную котельную. Расширение зоны деятельности компании и подключение новых потребителей также произойдет в рамках переключения тепловой нагрузки микрорайона «Искра» от котельной ООО «РТС Репина» на ТЭЦ-1. Тем самым дополнительный полезный отпуск тепловой энергии составит 74.1 тыс. Гкал/год.

Планов и стратегических мероприятий много, сейчас же основное для нас – большая подготовка к отопительному периоду, а также ремонтная кампания. Это сложные и ответственные задачи, на выполнение которых есть всего несколько месяцев. И, безусловно, мы их выполним несмотря ни на какие внешние факторы.


Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: