Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Назад в офис?

Каким компаниям можно сохранить удаленный формат работы, а каким — пока не стоит? Мнение Николая Фетюхина, генерального директора MST.

Из-за режима всеобщей самоизоляции большинство компаний экстренно перешли на формат «удаленки». За эти четыре месяца работы из дома многие руководители смогли адаптировать бизнес-процессы в своих отделах, а специалисты успели привыкнуть к новому образу и ритму жизни. Сейчас противовирусные ограничения постепенно снимаются, и перед компаниям встает вопрос: стоит ли возвращать сотрудников в офис на полный рабочий день или лучше оставить все как есть?

Команда агентства-интегратора MST, как и вся ИТ-отрасль, на протяжении последних месяцев работала из дома. Николай Фетюхин, генеральный директор MST, проанализировал достижения, мотивацию и настроение в коллективе и разобрался, почему одни компании эффективно работают на удаленке, а другим не терпится вернуть сотрудников в рабочие кабинеты и опенспейсы.

1. Чем лучше процессы, тем лучше работает распределенная команда

— От офиса легко отказаться, когда в компании выстроены внутренние процессы. Выстроены таким образом, что сотрудники быстро понимают суть задачи, ее цели, сроки и критерии оценки. Если в офисе без процессов еще можно выживать и даже добиваться приличных результатов, то на удаленке все задачи начинают трещать по швам. Срабатывает закон Мерфи: где проблемы могут возникнуть — они возникнут.

Создать процессы с нуля можно дистанционно, но трансформация будет достаточно болезненной и потребует максимальной вовлеченности от сотрудников. Более серьезная проблема в том, что эта трансформация невозможна без профессионализма со стороны руководящего состава. Если менеджерам таких компетенций не хватает, лучше вернуться в офис и вместе с командой постепенно пройти путь от хаоса к четким процессам, а затем уже рассматривать возможности удаленной работы и частичной занятости.

В MST большинство процессов были хорошо отлажены еще до пандемии, и это позволяло некоторым сотрудникам работать из дома: всего у нас было около четверти постоянных «удаленщиков». Когда правительство объявило режим самоизоляции, мы все отправились по домам. Но коллегам из финансового отдела все равно приходилось время от времени ездить в офис. За четыре месяца мы «докрутили» процессы и теперь можем полностью работать удаленно.

По нашим опросам, большинство сотрудников MST (78%) хотели бы иметь возможность работать и дома, и в офисе. Мы поддерживаем их в этом желании и считаем, что work-life balance невероятно важен. Именно поэтому в будущем мы планируем превратить наш офис в коворкинг с закрепленными рабочими местами для сотрудников, работающих в офисе, и местами со свободной посадкой. Также планируем организовать больше релакс-зон и переговорок. Тем, кто не захочет возвращаться в офис, поможем организовать дома удобное рабочее пространство.


Рабочее место разработчика на удаленке

2. Дилетантам на удаленке не место

Офис не нужен, когда у вас в команде работают дисциплинированные профессионалы. Даже самые лучшие процессы не спасут компанию, если у многих сотрудников сильно расходятся их полномочия, функционал и уровень скиллов. Здесь проблема — не в новичках и молодых специалистах, а именно в некомпетентных сотрудниках, которые нарушают обязательства, халтурят или просто плохо выполняют свои задачи. В удаленном формате качество работы таких специалистов начнет стремительно падать, и это будет демотивировать остальную команду и снижать общую продуктивность отдела. У нас таких сотрудников нет, если что :)

С профессионалами все наоборот. Мы, как и многие другие ИТ-компании, зафиксировали в период пандемии значительное повышение эффективности: скорость и объем закрываемых задач увеличились.

Это касается и junior-специалистов: мы связываем это с тем, что в офисной экосистеме люди менее сфокусированы и организованы. Также прокачали свои soft skills и наши менеджеры: они стали больше и лучше делегировать.

3. Преимуществами удаленки надо уметь пользоваться

У компаний, которые умеют работать с удаленными сотрудниками, много преимуществ. Например, у них есть доступ буквально ко всем экспертам страны и даже мира. Сейчас, когда удаленка стала мейнстримом, соискатели охотнее соглашаются на home office при условии, что им предлагают интересные задачи. Не только у компаний появилось больше возможностей найти крутого специалиста, но и перед экспертами открылись новые карьерные возможности.

«У компаний, которые умеют работать с удаленными сотрудниками, много преимуществ. Например, у них есть доступ буквально ко всем экспертам страны и даже мира. Сейчас, когда удаленка стала мейнстримом, соискатели охотнее соглашаются на home office при условии, что им предлагают интересные задачи»

За хороших специалистов уже давно идет жесткая конкуренция. Борьба только усилится с ростом популярности удаленных форматов сотрудничества. Бизнесу к этому надо готовиться уже сегодня, увеличивая инвестиции в HR-бренд. Если вы планируете искать людей по всей России, значит, ваш HR-бренд должен стать брендом федерального масштаба. Многим для этого придется полностью поменять PR-стратегию, сделав ее масштабной, глобальной и непрерывной. В будущем эти инвестиции обязательно себя окупят.

Благодаря настроенным процессам мы смогли за эти 4 месяца набрать 23 сотрудника в команду. Большая часть из них живет в других регионах. Чтобы обеспечить новым коллегам комфортную интеграцию, в первые дни пандемии мы запустили проект, который позволяет нам организовывать стажировки и тестировать людей удаленно также эффективно, как и в офлайне. Сейчас это направление продолжает развиваться, и мы уверены, что в будущем оно ускорит все ключевые HR-процессы, повысит ряд важных бизнес-показателей и станет одним из важных проектов в рамках построения HR-бренда федерального масштаба.

4. Чем дальше сотрудники друг от друга — тем крепче должна быть корпоративная культура

Многие считают, что отказ от офиса позволяет сэкономить бюджет компании. Это не так: отсутствие общего рабочего пространства влечет за собой дополнительные вложения в корпоративную культуру, без которой вы получите усталых и выгоревших сотрудников, а при более пессимистичном развитии событий — потеряете ценные кадры.

Мы в MST за последние месяцы значительно усилили свою активность в этом направлении, чтобы еще сильнее увлечь сотрудников общими идеями и ценностями. Мы стали чаще проводить общие собрания и встречи один на один, начали больше говорить о миссии и принципах компании.

После введения режима самоизоляции мы поняли, что для поднятия боевого духа нужно в ближайшее время организовать как можно больше корпоративных мероприятий. И тогда мы придумали командную игру «БезуMSTво умов», которая длится 1,5-2 часа. В ней — коллаборация наших любимых активностей: мафии, активити, квиза, ЧГК. Уже провели 5 игр и не планируем на этом останавливаться, думаем, как расширить и масштабировать наш формат.


5. Новая задача HR — найти замену офисной экосистеме

Главной ценностью в интеллектуальном бизнесе становится умение вовлекать команду в процессы и быстро осваивать новые экспертизы. Традиционная офисная экосистема неплохо с этим справлялась: даже в курилках и во время бизнес-ланчей сотрудники обсуждали не только общие темы, но и обменивались опытом, узнавали о новых инструментах.

Если социализацию можно относительно легко заменить онлайн-встречами, то профессиональное развитие коллектива лучше держать под контролем. С одной стороны, сейчас доступно много онлайн-курсов, вебинаров и дистанционных программ повышения квалификации, но с другой — не у всех хватает мотивации и дисциплины проходить обучение до конца, а тем более применять полученные знания на практике.

«Если социализацию можно относительно легко заменить онлайн-встречами, то профессиональное развитие коллектива лучше держать под контролем. Не у всех хватает мотивации и дисциплины проходить обучение до конца, а тем более применять полученные знания на практике»

Нам в MST с этим помогает индивидуальный трек развития: мы проводим оценочные сессии, аттестации, отслеживаем успехи, собираем обратную связь, при необходимости назначаем наставника. До пандемии мы использовали этот инструмент в основном для развития компетенций у менеджеров, но события первого полугодия 2020 подтолкнули нас к тому, чтобы сделать трек обязательным для каждого сотрудника. В условиях физической удаленности друг от друга это особенно важно, и сейчас плотная работа с карьерным развитием стала частью ДНК нашей компании.

Также мы проводили регулярные опросы среди сотрудников, спрашивая об их впечатлениях от нового режима работы. В результате мы заметили, что отношение специалиста к «удаленке» сильно зависит от soft skills его непосредственного руководителя. Поэтому, чтобы нашей распределенной команде было комфортно работать, мы ввели обязательные онлайн-совещания для каждого отдела и увеличили частотность one-on-one встреч. Регулярно собирая обратную связь, мы держали руку на пульсе корпоративного духа и решали проблемы на ранних стадиях.

6. Вместо стратегических сессий — тактические

В условиях удаленной работы надо не только обновлять корпоративные правила и традиции, но и адаптировать привычный бизнес-инструментарий. Например, мы заметили, что за последнее время сильно снизилась ценность и актуальность стратегических сессий. Это произошло по нескольким причинам: во-первых, сейчас все двигаются примерно к одной и той же цели, в сторону четвертой промышленной (цифровой) революции. Во-вторых, в онлайне провести стратегическую сессию сложнее, чем кажется: мы попробовали, и в результате потратили вместо одного дня целых три, при этом впечатляющих результатов не получили. В онлайн-формате «коллективный разум» не хотел активироваться.

Поэтому вместо стратегических сессий мы придумали новый инструмент — тактические сессии. Сейчас намного важнее понять, как именно двигаться к вышеупомянутой цифровой революции, поэтому мы начали обсуждать конкретные шаги и задачи. Причем решили это делать в более привычном офлайн-формате, чтобы с помощью геймификации и проверенных механик запустить креативные процессы в сознании участников. В итоге мы провели две тактические сессии на 10-15 человек: одну по продажам, другую про роль управляющей компании в развитии бизнеса. Мероприятия получили положительные отзывы, но что самое главное — мы нашли прикладные решения и смогли синхронизировать команду.


Выводы

Получается, чтобы перейти на удаленный формат работы, компании придется пройти значительную трансформацию. Но на самом деле, это только верхушка айсберга: обновление одних процессов повлечет за собой необходимость других реформ, а также внедрение новых технологий и инструментов. Возможно, именно сейчас концепция саморегулируемых/бирюзовых компаний станет актуальной и широко распространенной.

Все эти инновации будут стоить дорого. По нашему мнению, явно дороже, чем могут себе позволить маленькие и даже средние компании. Скорее всего, у владельцев таких бизнесов будет несколько вариантов пережить цифровую революцию: либо сделать качественный скачок и вырасти в несколько раз, либо консолидироваться с более крупными игроками. Мы в MST прорабатываем оба варианта: во-первых, мы решили все ресурсы и всю прибыль на протяжении ближайших лет направлять в развитие, а во-вторых, мы активно ищем возможности для объединений и слияний.

О компании MST

MST — агентство-интегратор для технологических компаний, основанное в 2004 году. За это время команда реализовала более 2000 проектов, многие из которых получили награды международного и всероссийского уровня: Awwwards, CSS Awards, Tagline Awards, Golden Site, Golden App, Премия Рунета. В штате MST более 100 специалистов. Команда разрабатывает сложные и масштабные продукты на пике инноваций, а также точечно прибавляет скорость процессам. Среди клиентов: ЦБ РФ, Сбербанк, Мегафон, Ростелеком, MTC, Роснефть, Газпромнефть, Audi, Mercedes Benz, Panasonic, Ikea, Yandex, Сколково.

Самое важное читайте в нашем Telegram-канале.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: