€ 105,81
$ 100,22
¥ 13,82
Молодежную потребительскую аудиторию ищите в соцсетях
Фото: pixabay.com
Почему сегодня так популярен SMM?
Потому что люди в крупных городах устали от сильного информационного шума в офлайне – от всех этих звонков, листовок, спам-рассылок. Тем не менее мы многое заимствовали именно оттуда. Взять «Инстаграм», где ничего нового на самом деле нет, работают те же законы рекламы, которые давным-давно придумал Огилви. Все эти рекламные коллаборации, скидки, акции, только адаптированные под соцсети.
Или, например, принципы сторителлинга. Даже серьезные бренды рассказывают какие-то истории, а мы все это видели давным-давно по телеканалам в сериалах на Первом канале и программах типа «Пусть говорят».
Сейчас соцсети – это полноценные площадки с возможностью купли-продажи, которые имеют очень сильное влияние, задают тренды. И это понимают даже такие крупные компании, как Аэрофлот, который мгновенно реагирует на жалобу в соцсетях.
Каковы особенности SMM в новой коронакризисной реальности?
Соцсети не поменялись, изменилась жизнь. Многие бизнесы находятся в сложной ситуации, но на этом фоне появляется и немало возможностей. Удержались на плаву бренды, которые давно работали над формированием своей аудитории, ее лояльностью.
Мы видим, что ушел агрессивный маркетинг – продажи-продажи любой ценой, все эти психологические триггеры и т.д.
Бренды стали больше работать на вовлечение. И мы видим очень большой тренд на искренность
Когда мы не знаем, что находится за кулисами бренда, то для нас это что-то далекое. А тот, кто честно рассказал, что сейчас его дела плохи, кто смог открыться, получил сочувствие аудитории. А если есть эмоции, то мы автоматически испытываем какое-то тепло. И мы ищем не «самого лучшего в городе» стоматолога, а специалиста, о котором хорошо отзывалась наша мама или подруга, вот такой ассоциативный ряд.
Для продвижения каких брендов наиболее эффективен этот инструмент?
Прежде всего, SMM – это вся женская сфера – бьюти-услуги, мода, все, что связано с бытом, здоровьем, материнством: мы, девочки, гораздо более подвержены к тому, чтобы сидеть в социальных сетях, к спонтанным покупкам; нас легче «развести» с помощью какого-нибудь симпатичного котика.
Если мы говорим про мужские сферы, то тут надо четко понимать свою целевую аудиторию, потому что мужчины, которые сидят в «Фейсбуке» и молодые люди из «Инстаграма» – они немного разные. Поэтому, скажем, в «Инстаграм» лучше «зайдут» тюнинговые автомобили, luxuryчасы и т.д.
Сложнее со строительством, но и это тоже можно интересно упаковать. Например, через «Инстаграм» рекламируют московское жилье, и люди оставляют заявки на квартиры по 30 млн рублей.
На ту или иную площадку заходить может каждый. Вопрос, что вы там будете делать и зачем вы там?
Существует порядка 25 различных SMM-стратегий, и то, что подойдет DIOR, не подойдет консалтинговой компании в Ульяновске. Но каждый может выбирать инструменты и адаптировать определенную стратегию под свой продукт.
Интересно, что даже такому крупному промышленному предприятию не нужен SMM. Яркий пример – Кубаньжелдормаш, который уже несколько лет ведет свой блог очень самобытно, и это оказалось близко многим. Да, для общего медийного пространства это что-то непривычное, но в качестве инструмента для привлечения, например, кадров и общественного внимания – почему бы нет?
Какие главные ошибки допускают предприниматели, инвестирующие в SMM?
Непонимание своей целевой аудитории, бизнес-процессов, и это относится не только к SMM. Часто встречаю клиентов, которые перекладывают ответственность на наемных сотрудников, считая, что те все решат.
Да, казалось бы, все просто: открыли маникюрный салон, наняли работников, и те сидят, пилят ногти. Но для кого этот салон? Для элитных клиентов с достатком выше среднего или это потоковая история где-нибудь возле остановки общественного транспорта? На эти и другие вопросы, касающиеся построения бренда, ответа нет. И из-за этого много проблем.
Еще одна ошибка – нет четких метрик эффективности. Как мы будем оценивать KPI, что нам нужно от SMM? Увеличить охват, чтобы о вас больше узнали или вам нужны продажи? Многие мешают все в кучу, ставят много целей, не имеют глобальной стратегии продвижения, и это тоже снижает эффективность SMM
А еще иные предприниматели не понимают сам принцип работы площадок для SMM, зачастую выбирают ту или иную сеть на общей волне хайпа, очередного модного тренда. А ведь есть такие бизнесы, которым, по сути, вообще в соцсетях делать нечего, например, если вы работаете в секторе b2b и продаете станки стоимостью несколько миллионов. У вас может быть сайт и имиджевая страничка в соцсетях, но основные средства для продвижения лучше вложить в офлайн-маркетинг, на ту же отраслевую выставку съездить.
Многие вообще не понимают, что такое SMM: типа что-то там ведется, какие-то постики постятся. Люди бизнеса не хотят потратить час своего времени для того, чтобы разобраться, в чем суть.
Кто должен заниматься SMM в компании?
Это зависит от ее масштаба и экономики. Маленькому бренду, например, местечковому салону красоты или кофейне, достаточно одного смм-щика. Это может быть или подрядчик-фрилансер, или менеджер компании. Тот же обученный администратор салона красоты вполне может вести соцсети, здесь работы не так много.
Если мы говорим о более масштабном бизнесе, то он может себе позволить нанять агентство. Команду, которая органично встроится в общие бизнес-процессы и будет иметь централизованное управление.
У любого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Например, плюс агентства в том, что нас много, и мы всегда можем друг с другом посоветоваться при спорном вопросе. Но агентство и стоит дороже. Поэтому компании сейчас организуют агентство самостоятельно, собирая пул сотрудников, которые распределяют между собой задачи по ведению SMM и соответственно, деньги.
Как можно повысить эффективность от инвестиций в SMM?
Универсального совета нет, потому что не существует универсального бизнеса. То же самое с SMM, все зависит от принципов построения бизнеса. И если вы, скажем, хотите продавать всероссийскую франшизу, то вам больше нужна медийность, и ваша задача – максимально привлечь к себе внимание в соцсетях.
Чтобы быть на слуху, нужен интересный контент, что-то нестандартное. Скажем, у аккаунта Сбербанка в «Инстаграм» – такой digital-дизайн. Стильно, модно, молодежно, потому что они пришли в «Инсту» за молодой аудиторией. Мы же не будем отрицать, что бoльшую часть потребительских трендов задает именно молодежь, поэтому нужно подстраиваться.
Просто делать. Пробовать и не бояться неудач. Экспериментировать и задаваться целями, что вы вообще хотите от своего бизнеса. Понимать, куда вы двигаетесь. Иметь план развития максимум на три года и уже под него подстраивать свой SMM.
Самое важное читайте в нашем Telegram-канале.