На гребне волны финансового мошенничества
Фото: pixabay.com
Ваши деньги превращаются…
Считается, что Россия пережила три волны финансового мошенничества. Первая прошла в 1993-1995 годах по знаком «великих пирамид эпохи становления финансового рынка». Вторая волна накрыла страну в 2008-2009 годах и также была связана с всплеском пирамид, но уже на фоне мирового экономического кризиса. А третья волна прошла в 2013-2014 годах, тогда пирамиды, в основном, были микрофинансовыми или прятались под маской «раздолжнителей».
Сейчас в России время четвертой волны финансового мошенничества. Она поднялась в 2017 году, когда на черную арену вышли онлайн-пирамиды и нелегальные криптопроекты.
По данным МВД РФ, за первый квартал 2020 года число мошенничеств увеличилось на 48% по сравнению с первым кварталом 2019 года, а количество мошенничеств с использованием электронных средств платежа – более чем в два раза. Пандемия усилила этот тренд: незаконных проектов, выманивающих деньги, стало еще больше из-за роста долгов и разорения компаний, увеличения объема недобросовестных продаж и ослабления надзора за псевдофинансовой деятельностью.
Незаконных проектов, выманивающих деньги, во время пандемии стало больше из-за роста долгов и разорения компаний
– Коронакризис продлил и обострил четвертую волну, пик которой должен был пройти в 2019 году. И, скорее всего, статистика 2020 года будет просто потрясающей, – отметил управляющий Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин на семинаре Минфина РФ по финансовой грамотности 22 сентября.
Эксперт назвал несколько особенностей финансовых пирамид четвертой волны. Во-первых, это относительно дешевые проекты, чему способствует интернет с его массой возможностей. Во-вторых, эти проекты подстраиваются под каждого конкретного человека, индивидуализация предложений достигается при помощи big data. В-третьих, легенды отличаются разнообразием, чему злоумышленники также обязаны Всемирной паутине. И наконец, деньги крадут легко и без оглядки на географию обманутого инвестора – благо есть множество дистанционных способов оплаты.
… деньги превращаются…
Финансовые мошенники ориентируются на определенные целевые аудитории. Это:
- люди с повышенной склонностью к риску, в том числе игроманы;
- активные пенсионеры и временно не работающие люди: у них неплохой интеллект, они в целом уверены в себе, но испытывают дискомфорт от невозможности реализовывать себя и от финансовой зависимости;
- те, кто уже пострадал от финансовых пирамид: они привыкают к собственному фиаско, и с каждым разом все сильнее хотят отыграться («должно же повезти!» и «не могут все быть мошенниками»);
- личности со сниженными моральными установками: они готовы зарабатывать на обмане других людей, но в итоге сами оказываются среди проигравших; часто становятся участниками сетевого маркетинга;
- очень внушаемые люди: они могут говорить, что никому не верят, но очень нуждаются в общении и бывают обмануты какой-нибудь «надежной фирмой».
Есть у финансовых мошенников и собственные формы внушения. Для людей, склонных мыслить рационально, они придумывают убедительные легенды, подбирая их под определенные аудитории. Так действуют недобросовестные кредитно-потребительские кооперативы, которые привлекают сбережения пенсионеров, маскируясь при этом под банк: у них есть офис и система страхования и компенсаций, которая на самом деле не работает.
Марат Сафиулин отмечает: КПК для злоумышленников – одна из самых дешевых возможностей выхода на финансовый рынок. Среди признаков мошенничества кооператива он называет практику подарков для вкладчиков, отсутствие подтверждений инвестиций, несоответствие декларируемого в истории возраста КПК с реальным, только наличные расчеты и работу по приему сбережений после исключения из СРО.
Из признаков мошенничества кооператива: практика подарков для вкладчиков, отсутствие подтверждений инвестиций, несоответствие декларируемого возраста КПК с реальным, только наличные расчеты, прием сбережений после исключения из СРО
…превращаются деньги…
Какие еще схемы сегодня особенно актуальны? Как рассказал глава Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, типичная в 2020 году пирамида – это псевдоинвестиционные проекты, как правило, с легендой трейдинга или криптотрейдинга. В большинстве случаев кроме сайта у проектов ничего нет.
Актуальны пирамиды по схеме «черная касса», или «котел». Эта схема известна с советских времен: отправь столько-то денег в «кассу», уговори других сделать то же самое, и после «четвертого» уровня получишь в несколько раз больше, чем вложил.
Набирает обороты и псевдофорекс. По данным Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, ежегодно в нашей стране появляются до 250 проектов, созданных компаниями без лицензий, которые не контролируются регулятором, у которых нет реальных операций и потери от которых невозможно вернуть. Псевдоброкеры, как правило, имеют опыт трейдинга и вовлекают новых людей путем обзвона. Они могут работать методом «троянского обучения». Иногда оно маскируется под курсы повышения финансовой грамотности, и в итоге оборачивается не пользой для человека, а вредом. Цель «троянского обучения» – воодушевить возможностями рынка и напугать рисками, чтобы инвестор передал свои деньги «в доверительное управление». Результат один: инвестиции человека уплывают мошенникам.
– Если «троянское обучение» – это ловушка для относительно продвинутой аудитории, то на людей с низким уровнем финансовой грамотности рассчитаны «платформы для заработка». Это, как правило, несколько откровенно фейковых сетевых ресурсов, которые ссылаются друг на друга и информируют о том, что кто-то разработал программу для автоматического заработка на финансовом рынке и готов предоставить ее гражданам. «Платформы» выполняют задачу – убедить гражданина отдать деньги черному брокеру, – рассказал Марат Сафиулин.
…в чужой доход
Независимый финансовый советник, сертифицированный тьютор по повышению финансовой грамотности населения, коуч, член Financial Planning Association Сергей Макаров отмечает, что мошенники в последнее время часто используют коронавирусную повестку. Например, предлагают поддельные справки о потере дохода для получения права на кредитные каникулы. Или обещают помочь с упрощенным банкротством. Или рассылают ссылки вроде «Согласно новому указу, каждый россиянин обязан получить денежную компенсацию…» Не гнушаются даже заявлениями о том, что возместят переболевшим COVID-19 затраты на лечение.
Есть правила, которые позволяют защитить себя и близких от финансовых мошенников. Их можно подловить на лжи уже в телефонном разговоре – попросив, к примеру, назвать полное юридическое наименование их организации. Такая просьба может поставить жуликов в тупик, если же нет – можно перезвонить потом по номеру этой организации.
Сергей Макаров дал еще несколько рекомендаций, как защитить свои деньги от злоумышленников:
– Подключите СМС-информирование в целях безопасности и контроля за вашими денежными средствами. Не сообщайте никому реквизиты своих банковских счетов и карт, код с оборотной стороны карты (CVV-код), а также пароли, приходящие в виде СМС. При пользовании банкоматом проявляйте осторожность, обращайте внимание на посторонних вокруг, подозрительные устройства и накладки в местах ввода ПИН-кода и карты. Не вводите и не сообщайте ПИН-код при работе в интернете, не сохраняйте пароли и личные данные в интернет-сервисах. Не перечисляйте деньги на незнакомые номера телефонов, которые сообщили вам злоумышленники. Не открывайте незнакомые сайты и не переходите по ссылкам. Совершайте покупки на сайтах, соответствующих стандартам безопасного проведения операций.