Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ключи к устойчивому развитию

Новый для России тренд – развитие компаний согласно глобальным ценностям – обсудили на public talk «Мир 2020». Это закрытое мероприятие организовал Сбер для своих партнеров. Делимся эксклюзивом.

Фото: Сбер

Цели для государств и бизнеса

Устойчивое развитие – термин, про который многие слышали, но не многие понимают. Он получил распространение в 1980 году, когда ООН, Всемирный фонд дикой природы, ЮНЕСКО и другие международные организации утвердили Всемирную стратегию охраны природы. В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором было дано определение устойчивому развитию: это развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворить их собственные потребности.

В 2015 году 193 страны ООН приняли резолюцию «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Документ установил 17 целей устойчивого развития (ЦУР):

  1. ликвидация нищеты;
  2. ликвидация голода;
  3. здоровый образ жизни и благополучие;
  4. качественное образование для всех;
  5. гендерное равенство;
  6. чистая вода и санитария;
  7. недорогостоящая и чистая энергия;
  8. достойная работа и экономический рост;
  9. развитие инфраструктуры и инноваций;
  10. сокращение неравенства;
  11. устойчивые города и населенные пункты;
  12. ответственное потребление производства;
  13. борьба с изменениями климата и его последствиями;
  14. сохранение морских экосистем;
  15. сохранение экосистем суши;
  16. правосудие и эффективные институты;
  17. партнерство в интересах устойчивого развития.

ЦУР не имеют юридически обязывающей силы, но тем не менее ожидается, что подписавшиеся государства добровольно возьмут на себя ответственность и создадут национальные механизмы по достижению этих целей. По оценкам ООН, достижение ЦУР в полном объеме потребует $5-7 трлн инвестиций ежегодно. При этом достижение целей принесет экономическую выгоду: они покроют рыночные возможности, эквивалентные $12 трлн и обеспечат 380 млн новых рабочих мест.

Устойчивое развитие глубоко проникает в мировые бизнес-процессы. По данным международной консалтинговой и аудиторской компании «Делойт», 84% инвесторов стремятся вовлечь в свою деятельность ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление). А две трети потребителей считают, что бренды, делающие заявления о соблюдении принципов устойчивого развития, более надежны.

В России принципы устойчивого развития также актуальны, но, по оценкам экспертов, внедряются медленнее, чем на Западе. Но сомнений в их необходимости нет. По информации «Делойт», 68% россиян ощущают изменения в окружающей среде. Антропогенное воздействие, загрязнение и увеличение объема мусора названы в качестве трех основных проблем. 55% говорят, что они обеспокоены больше, чем пять лет назад. Бедность и социальное неравенство тревожат 68% россиян, коррупция – 53%, безработица – 37%. При этом молодежь также в число основных беспокойств включает вопросы здравоохранения и собственную защищенность от криминальной активности.

«Зеленая экономика – это инструментарий, с помощью которого нужно решать экологические и социальные проблемы одновременно»


Георгий Сафонов
директор центра экономики окружающей среды и природных ресурсов
НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук

– Глобальные изменения климата сегодня рассматриваются как главный экологический вызов для человечества в 21 веке. Это угроза для экосистем, нынешних и будущих поколений людей.

К этому вопросу приковано внимание мирового сообщества. За климатическим кризисом стоит большая работа ученых, которые много десятилетий исследуют эти вопросы. Неслучайно мировое сообщество приняло Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и был подписан целый ряд международных соглашений, – чтобы координировать усилия по борьбе с климатическим кризисом.

Нужно видеть связь климатических изменений с целым набором других вызовов, которые стоят перед человечеством сегодня. Это и проблема сохранения биоразнообразия, и проблема, связанная с озоновым слоем Земли, и локальные загрязнения с их переносом на дальние расстояния, и стойкие органические загрязнители. В Китае, например, воздух сильно загрязнен оскидами серы, азота, канцерогенными веществами. И в России немало таких проблем. Примеры можно найти на Урале – центре металлургии, в Кузбассе с его добычей угля.

Сегодня устойчивое развитие подразумевает целый набор задач, которые стоят перед человечеством, и экологические вопросы – лишь их часть. Зеленая экономика – это инструментарий, с помощью которого можно и нужно решать экологические и социальные проблемы одновременно. Снижаем загрязнение воздуха – улучшаем здоровье человека. Снижаем темпы изменения климата и роста температуры – решаем проблемы экосистем. Эти вопросы связаны друг с другом, и зеленая экономика – это ключ сегодня.

«Русский человек давно со всем смирился. И это большая проблема»


Илья Варламов

публицист, фотограф и бизнесмен, владелец авторского СМИ Varlamov.ru, соучредитель фонда «Городские проекты»

– До этого года никогда еще люди в России так не задумывались над тем, где и как они живут. Но в целом все, конечно, грустно. В Хабаровске в центре города люди до сих пор живут в бараках с печным отоплением и туалетом на улице, построенных почти 100 лет назад.

В России много моногородов, которые создавались вокруг промышленных производств и получили сразу все проблемы, включая экологию. И мы теперь не знаем, что с этим делать. В урбанистике нет ответа и на вопрос, что делать, если население города резко уменьшается. Все знают, как расти, но никто не знает, как эффективно схлопываться.

С другой стороны, в малых городах проще проводить эксперименты. В Швеции и Финляндии, например, эксперименты начинаются как раз в небольших населенных пунктах. И возможно, проблема моногородов может решиться с помощью новых технологий и решений.

У нас очень слабый общественный запрос. По большей части люди не понимают, что им требовать, и не видят инструментов, как на это влиять. Русский человек давно со всем смирился, просить и требовать он не привык. И это большая проблема. Вспоминая крупные экологические скандалы последних лет, мы видим, что там, где внезапно люди переставали принимать ситуацию, все быстро менялось. Общественный запрос потихоньку начинает появляться в крупных городах у прогрессивного населения, в первую очередь у молодежи, которая путешествует и видит международный опыт.

«События, которые произошли в этом году, подняли наконец-то природу до величины, равнозначной экономике и социуму»


Георгий Каваносян
эко-активист, автор проекта «Экологика», гидрогеолог

– До этого года я думал, что в России ничто никуда не движется, а теперь вижу, что процесс запущен. Я имею в виду ситуацию в Норильске, которая привела к революционным изменениям. Все поняли, что природа стоит денег.

Раньше компания, которая совершала экологическое преступление, платила штраф 30, 100, 200 тысяч рублей. Для крупных предприятий это копейки. На этот раз цифра другая – 148 млрд рублей.

Устойчивое развитие – это когда экономика, окружающая среда и социум стоят примерно на одном уровне. События, которые произошли в этом году, подняли наконец-то природу до равнозначной величины.

«Внимание инвесторов переключилось на вопросы устойчивого развития»


Иван Кухнин

руководитель направления по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт»

– Внимание инвесторов переключилось на вопросы устойчивого развития и ESG, что, по сути, одно и то же. Произошла трансформация подхода компаний к этому вопросу. В прошлом это был вопрос раскрытия и отчетности: компании уделяли этому внимание в поле public relations и маркетинга. Сейчас мы видим существенное увеличение запросов с точки зрения стратегии устойчивого развития, изменения конкретных бизнес-процессов и подхода к управлению.

Для бизнеса устойчивое развитие – это инструмент достижения бизнес-целей, то есть повышения капитализации, эффективного диалога с сотрудниками, потребителями и клиентами путем объяснения, для чего вообще происходит генерация прибыли.

«В России отчитываются о социальной ответственности, только когда появляется основание или нужны инвесторы»


Рольф Швери
директор швейцарской консалтинговой компании Schwery Consulting

– Количество отчетов по устойчивому развитию, которые пишутся в Швейцарии и в России, примерно одинаковое, но в нашей стране живут 8 млн человек – для России это пол-Москвы. В плане корпоративной социальной ответственности Россия отстает от Запада.

В вашей стране многие большие корпорации отчитываются об этом, только когда появляется основание или нужны инвесторы. Маленькие компании отчитываются редко. Но в последние два-три года мы видим, что Россия активнее внедряет ЦУРы в стратегии развития. Например, «Газпром» глубоко прорабатывает эту тему.

«В наших силах изменить ситуацию к лучшему»


Александр Анащенко
председатель Поволжского банка ПАО Сбербанк

– Мир меняется. Меняется природа, меняется экология. Уходят редкие виды растений и животных. Возникает ряд социальных проблем, и на первый взгляд они кажутся проблемами какой-то отдельной категории граждан, но на самом деле это проблема всего общества.

Я уверен, что в наших силах изменить эту ситуацию к лучшему. В сентябре Сбер принял свою долгосрочную стратегию, которая основана на принципах устойчивого развития, потому что мы видим очень серьезный запрос как у клиентов, так и у наших сотрудников в экологической и социальной повестке.

«Успешность уже не измеряется финансовыми показателями»


Елена Феоктистова
управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП

– Принципы устойчивого развития в бизнесе – поддержание баланса интересов, работа в партнерстве, внедрение цифровых технологий, налаженные коммуникации и многое другое. 2020 год показал, что компании, которые уже внедрили или внедряют в свою практику эти принципы, быстрее адаптировались к новым вызовам, справились с реорганизацией режима работы и взаимоотношений с партнерами и вышли из этих проблем с меньшими потерями.

Меняется представление о том, что такое успешный бизнес. Успешность уже не измеряется финансовыми показателями. Сегодня экономические, экологические и социальные результаты в их взаимосвязи становятся ключевым элементом оценки компании. Не только прибыльность и рост становятся ключевой задачей бизнеса, но и качество этого роста и цена, которой компания достигает своего успеха.

«Устойчивое развитие для бизнеса – это возможность поиска новых рынков и продуктов»


Мария Спиридонова

старший консультант в группе по управлению рисками организаций московского офиса компании «Делойт»

– Устойчивое развитие для бизнеса – это возможность поиска новых рынков и продуктов. Но не нужно смотреть на это цинично в формате «Окей, глобальное потепление, скоро мы вместо зданий начнем строить мосты, потому что все будет затоплено» или «Давайте срочно перефокусируемся на производство холодильников и кондиционеров». Можно искать возможности в своем сегменте, выстраивать процесс коллаборации со своими поставщиками и покупателями.

Все регуляторные изменения (введение налога на выбросы, сокращение субсидий при невыполнении плана по экологии) – это тоже возможность, например, для получения тех же самых субсидий.

Что посоветовать компаниям, которые решили встать на путь устойчивого развития? Первый совет: не нужно сразу писать отчетность, если вам не о чем рассказывать. Второй: ищите партнеров и инвестиции. И третий: отслеживайте изменения в регуляторике и адаптируйте их под свою стратегию.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: