€ 105,84
$ 97,44
¥ 13,64
Новогодний шопинг: ждем ажиотаж?
Фото: pixabay.com
Новогодние и рождественские праздники сопровождает традиционное усиление шопинг-активности. Но данные Росстата говорят, что уровень дохода населения только за первое полугодие 2020 года в сравнении с предыдущим годом снизился примерно на 10%. И на этом фоне покупатели начинают больше экономить. Еще одна причина, по которой люди ограничивают взаимодействие с внешним миром, в том числе и в плане совершения покупок: вторая волна пандемии воспринимается россиянами как более опасная.
По данным международного коммуникационного агентства OMD Group, более 70% опрошенных стали внимательнее относится к тратам, однако режим жесткой экономии вплоть до полного отказа касается только товаров и услуг не первой необходимости.
33% опрошенных совершенно отказались от трат на поездки и отпуск, 28% не ходят в рестораны и кафе, 27% отказались от развлечений вне дома, 26% отписались от различных платных онлайн-сервисов. Те, кто находится в постоянном режиме экономии, бережливо расходуют на косметику и парфюмерию (30% опрошенных), бытовую технику и электронику (27%). 26% экономят на бытовой химии, доставке готовых блюд, кафе и ресторанах. От 25 до 17% населения постоянно экономят на платных онлайн-сервисах, товарах для детей, мобильной связи и интернете, еде и напитках, коммунальных услугах, лекарствах, транспорте и бензине, ремонте, мебели и предметах интерьера.
Тем не менее, эксперты РЭУ им. Г. В. Плеханова считают, что в новогодние праздники все равно стоит ожидать традиционного всплеска покупательской активности.
Потребители комбинируют различные подходы к покупке FMCG – товаров повседневного потребления, которые стоят относительно дешево и быстро продаются. Обычно это продукты питания, бытовая химия, пиво и сигареты. Предпочтение отдается большим закупкам впрок и пополнению запасов.
Офлайн остается ключевым каналом, но дополнять его интернет-заказами готовы до 70% покупателей. В Москве с развитым рынком скоростной доставки 12% предпочитают онлайн для экстренных нужд. В регионах эта группа населения составляет всего 6%.
Нон-фуд онлайн-ритейл также продемонстрировал ускорение темпов роста. В сентябре установлен абсолютный рекорд числа заказов и превышен уровень «карантинного» мая. Эффект пандемии продолжит оказывать заметное влияние на сегмент в ближайшие несколько лет
Российское исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции Data Insight подсчитало, что объем онлайн-заказов без учета заказов продуктов питания в специализированных интернет-магазинах и службах доставки в январе-феврале 2020 года прибавили 57% к уровню аналогичного периода в 2019 году, а в период с марта по сентябрь 2020 года – 63% к аналогичному периоду прошлого года.
Каждый человек волей-неволей окунается в предпраздничную суету, стремясь порадовать своих близких подарками и приятными мелочами. Примечательно: 10% респондентов ответили, что на момент проведения исследования, в ноябре, уже приобрели новогодние подарки, около 45% опрошенных только выбирают подарки для близких, 7% не покупают подарков в текущем году. При этом 38% отложили эту задачу на поздний период, и эксперты считают, что именно эта часть потребителей будет создавать традиционный новогодний покупательский и торговый ажиотаж.
Аналитики предполагают, что траты на новогодние развлечения еще будут сокращены. А причиной послужит не только покупательское поведение, но и административные ограничения, распространяющиеся на работу развлекательных заведений в Москве и ряде регионов. По оценкам экспертов отрасли, число заказов на новогодние корпоративные и частные торжества упали от 50% до 90%.