– Нельзя говорить, что весь бизнес пострадал. Например, ряд туркомпаний, перестроившихся на внутренний туризм, заработали приличные деньги. Благодаря этому многие люди наконец по-настоящему увидели Россию. Хорошая загрузка была у бизнесов, связанных со стройкой, ремонтом, интерьером, продажей мебели. Спрос по ряду направлений вырос на 40-50%. И нам нужно продумать и предложить механизмы, которые сделали бы ведение бизнеса выгодным в условиях «коронакризиса».
«Послевкусие» коронакризиса
Фото: Виктория Чернышева
Остановить «репрессии»
«Сегодня все как никогда заинтересованы в том, чтобы «прорваться» – и федеральные, и региональные власти, и бизнес», – именно так выразил настроение последних месяцев на масштабном бизнес-форуме «Деловой климат в России» ульяновский губернатор Сергей Морозов. «Прорываться» экспертыучастники мероприятия предлагали самыми разными способами. Главный лейтмотив – нужно научиться жить «в мире» с ковидом, пандемия которого еще будет оказывать влияние на нас очень долго.
Приспособиться к новым реалиям мы пытаемся уже почти год, и значимую часть этого времени занял локдаун. Он больно ударил по многим сферам бизнеса, а потому первый «спасательный круг» государство бросило самым пострадавшим отраслям. Однако теперь концепция изменилась. По мнению экспертов, важно выработать новую программу действий, направленную уже не на спасение бизнеса, а на поддержку растущих отраслей.
По мнению главы региона, нужна поддержка отраслей, которые имеют ярко выраженный мультипликативный эффект. К примеру, большой потенциал у сферы туризма, которая аккумулирует вокруг себя множество других бизнесов – сферы услуг, перевозок, ремесленников и т.д. Перспективна строительная отрасль – спрос на жилую недвижимость растет и льготная ипотека еще долго будет хорошей мерой для еще большего стимулирования спроса.
Кроме этого, бизнесу нужна помощь по внедрению цифровых решений и продвижению на электронных площадках, популярность которых взлетела в разы.
Как еще можно простимулировать развитие внутреннего и внешнего рынков? Прежде всего предоставив долгосрочные кредиты и с помощью налоговых послаблений. Ульяновский губернатор предложил вообще обнулить налоговые задолженности в нынешнем году. Этот шаг, по его мнению, стал бы демонстрацией «зрелого государственного подхода».
Также, по мнению многих предпринимателей, нужно остановить «репрессивную» машину. Пока, к сожалению, многие госструктуры демонстрируют активную заинтересованность по выбиванию долгов по налоговым обязательствам. Несмотря на озвученное на федеральном уровне обещание послаблений, давление на бизнес, напротив, возросло а потому, чтобы позволить ему выжить, контроль нужно минимизировать. Иначе до 30% предпринимателей могут закрыть свое дело до конца года.
Несмотря на озвученное на федеральном уровне обещание послаблений, давление на бизнес, напротив, возросло а потому, чтобы позволить ему выжить, контроль нужно минимизировать. Иначе до 30% предпринимателей могут закрыть свое дело до конца года
«Необходимо поставить в дискуссии большую точку – государство не должно превращаться в шахматиста, каждый последующий шаг которого ухудшает ситуацию», – было заявлено на форуме. Не сохранив бизнес, запустить новый инвестиционный цикл будет невозможно.
Льготы для преуспевающих
В Ульяновской области уже начали воплощать в жизнь заявленные обещания о поддержке перспективного бизнеса. Так, в регионе приняли решение продлить до 1 января 2023 года действие пониженной налоговой ставки на прибыль в размере 13,5% для IT-компаний. Почему именно для них?
IT-отрасль – одна из самых динамично развивающихся, в ней зарегистрировано более 1200 организаций, в которых работает свыше 5 тыс. человек.
– Льготой – пониженной ставкой налога – на территории региона пользуется шесть предприятий соответствующего ОКВЭДа на общей системе налогообложения. Мы видим рост налоговых поступлений и кратную бюджетную эффективность данного закона.
В декабре депутаты регионального Заксобрания продлили действие льгот в нашем регионе по упрощенной (УСН) и льготной системам налогообложения. Это актуально для 19 высокорисковых отраслей, применяющих УСН. В случаях когда объектом налогообложения являются доходы, ставка будет составлять 1% вместо прежних 6%. Если объектом налогообложения выступают доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка будет снижена с 15% до 5%. Льгота коснется салонов красоты, гостиниц, общественного питания, транспортных услуг, торговли и ряда других отраслей.
Кроме этого, до 1 рубля ульяновские власти снизили стоимость патента в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности. Фактически от уплаты патента освободили предпринимателей, работающих в сфере общественного питания, автоперевозок, звукозаписи, ремонта и пошива одежды и обуви, а также парикмахерских и косметических услуг.
Еще одна актуальная мера поддержки – для растущей армии самозанятых, их в нашем регионе зарегистрировано уже почти 6 тыс. Они могут получить заем на льготных условиях – беззалоговый кредит до 100 тысяч рублей на срок от 6 до 24 месяцев под 2,5 ключевой ставки Центробанка. Либо залоговый заем до 300 тысяч рублей на тот же срок, но уже под 2 ключевые ставки ЦБ. Средства можно потратить на аренду оборудования, недвижимости, приобретение сырья и комплектующих, оплату работ, а также услуг по рекламе.
Также особое предложение актуально для ремесленников. Они могут получить кредит в сумме до 2 миллионов рублей под 5% годовых на срок до 24 месяцев.
Предупрежден – значит вооружен
По словам заместителя генерального директора Агентства стратегических инициатив Александра Пироженко, сегодня предприниматели ждут от органов власти трех ключевых решений. Это перенос сроков уплаты налогов, моратория на выездные проверки, включая ранее начатые, и запрета на применение мер взысканий задолженности.
– Бизнесу сейчас несладко. Каких-то категорий мы в следующем году недосчитаемся, кто-то в новых реалиях, напротив, откроет свой бизнес. Это законы рынка. Мы не можем спасти всех, да и не должны этого делать. Главное – создать возможности для тех, кто видит себя в «коронакризисных» условиях и прилагает все усилия для того, чтобы найти себя в новой реальности.
Уже решено, что в следующем году уроки второй волны эпидемии коронавируса будут учтены и меры поддержки модифицированы.
На федеральном уровне сейчас собирают практики с доказанной эффективностью – чтобы деньги не уходили в «черную дыру». В целом, как показал опрос предпринимателей, они ждут не только финансовой, но и методической поддержки. Например, рекомендаций по наиболее оптимальной организации удаленной работы для сотрудников, а также анонсирования вводимых ограничений. «Нам важно знать о том, что будет, заранее, чтобы успеть подготовиться и потом не попасть под пресс антиковидных проверок», – говорят бизнесмены. Поговорка «Предупрежден – значит вооружен» в действии.
Премии и «конверты»
Что изменят в своей работе с учетом новых реалий сами бизнесмены? Вот лишь несколько трендов, которые выяснили аналитики.
По данным сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, доля работодателей, которые планируют выплату годовых премий, выросла по сравнению с «докоронакризисными» временами. Парадоксальное, на первый взгляд, решение, однако оно объяснимо. Компании будут поощрять тех, кто двигает бизнес в непростые для экономики времена. Выплата годовых премий уже запланирована у 41% компаний. При этом, по данным исследователей, 17% поощрят всех сотрудников («даже если кризис, небольшая премия каждому полагается после тяжелого рабочего года»), 24% – отдельные категории персонала («планируется, но только тем, у кого есть хорошие показатели в работе»). Не будет премий в 28% компаний. А 31% работодателей пока не приняли решение.
Доля работодателей, которые планируют выплату годовых премий, выросла по сравнению с «докоронакризисными» временами. Парадоксальное, на первый взгляд, решение, однако оно объяснимо: компании будут поощрять тех, кто двигает бизнес в непростые для экономики времена
К слову, чаще всего о премировании говорят представители компаний сферы информационных технологий и телекоммуникаций, сферы продаж, производственных предприятий, строительных и проектных организаций.
Еще один тренд – рост числа россиян, согласных на «черную» зарплату. За последние три месяца их количество выросло и составляет, по данным SuperJob, 44%. К слову, среди тех, кто готов рисковать, больше мужчин, а также тех, кому от 25 до 34 лет и более 45 лет.
Аналитики отмечают, что количество соискателей, готовых на невыгодные условия ради трудоустройства, растет в периоды экономической нестабильности. В разгар локдауна в апреле 2020 года на «черную» зарплату были согласны 46% россиян.
Третий яркий тренд – пандемия заставила россиян всерьез задуматься о приобретении загородной недвижимости. По данным банка «Открытие», опросившего жителей Приволжского федерального округа, 10% респондентов уже начали присматривать варианты покупки загородного дома. 27% хотели бы купить такой дом, но заявили об отсутствии денег на подобную покупку. Каждый третий житель округа (31%) заявил, что загородный дом ему не нужен. А у каждого третьего опрошенного загородный дом или дача уже есть.
В целом сегодня более половины жителей ПФО считают покупку недвижимости выгодной инвестицией, что подтверждает тезис ульяновского губернатора о высоком потенциале строительной сферы.
Изменилось и потребительское поведение. По данным Think with Google, резко выросло влияние социальных сетей – люди начали чаще обращаться к окружающим за советом и поддержкой. Покупатели стали сильнее влиять друг на друга и на принимаемые ими решения. После начала пандемии все увлеклись домашней выпечкой и начали смотреть видео с тренировками, искать авторитетные советы, касающиеся самых разных сфер жизни.
Во время пандемии многие начали работать из дома, а потому критичными для них стали скорость и стабильность интернета. Это добавило ответственности и работы телекоммуникационным компаниям. В период финансового кризиса стали очень популярны бесплатные предложения – онлайн-курсы, лотереи с возможностью выигрыша подарка, доставка. А также особые предложения – например, «два по цене одного».
Пандемия коронавируса напомнила нам, как важно быть в настоящем и каким непредсказуемым может быть будущее. И это, пожалуй, самый главный урок, который мы должны вынести.