€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
Топ-9 трендов интернет-маркетинга в 2021 году
Фото: pexels.com
Годовой карантинный режим изменил нашу жизнь до неузнаваемости. Сейчас сложно всем.
Все бизнесы зависят друг от друга, и потери одних компаний сказываются на показателях других. Предприятия останавливаются, покупательская способность и чеки падают практически во всех сферах.
Вопрос, что поддерживать, а за что прекратить платить, становится вопросом выживания. В ситуации полной неопределенности приходится думать не только о том, как пережить кризис, но и о том, что делать после него. И тут загвоздка в том, что если планируете оставаться в бизнесе, маркетинг нельзя «отложить на потом». Особенно интернет-маркетинг.
Если планируете оставаться в бизнесе, маркетинг нельзя «отложить на потом». Особенно интернет-маркетинг
Выживут самые приспособленные. И чтобы быть в их числе, нужно провести анализ обстановки, выбрать разумную стратегию и двигаться дальше. Вам в помощь 9 трендов интернет-маркетинга на ближайший год.
Читайте и используйте.
Тренд 1. Data Driven маркетинг и сквозная аналитика: must have для успешного онлайн-бизнеса
Data Driven маркетинг – управление маркетинговыми процессами (бюджетирование, стимулирование сбыта, продвижение, ценообразование и др. ) и принятие стратегических и тактических решений исключительно на базе цифровых данных, а не на основе интуиции или личного опыта.
Уже 2-3 года назад умеющие считать деньги компании утверждали маркетинговые программы и бюджеты исключительно на основе выводов выверенной аналитики.
В 2020 году к необходимости постоянно держать «руку на пульсе», чтобы избежать дополнительных трат и потерь, пришел и малый бизнес. Продвижение и продажи за пару весенних месяцев переместились в интернет-пространство, взвинтив конкуренцию за онлайн-покупателя. Как никогда актуальными стали получение вебаналитики в режиме реального времени и быстрая оценка для принятия решений.
Но… В мире продвижение на основе данных выстраивают примерно 2% компаний (источник: исследование Boston Consulting Group по заказу Google (16 тестов, 200 опросов о брендах и >40 интервью с экспертами в 6 компаниях), 2019 год). Чаще всего преградой для эффективного использования сквозной аналитики становится страх вывести конфиденциальные коммерческие данные в облачный сервис за пределы собственной CRM либо обычное неумение (или нежелание) разбираться в нюансах аналитических отчетов (источник: Игорь Балашов, CEO и создатель сервиса сквозной аналитики Smartis).
Тем не менее есть веские причины, чтобы все же начать применять цифровые технологии в бизнесе.
Если вы рассчитываете в 2021 году быть хотя бы №2 в своей нише и хотя бы 30% клиентов получать из интернета, то без сквозной аналитики и работы вам уже не обойтись. Это главный тренд успешного онлайн-маркетинга на ближайшие 3-5 лет и «must have» среди ваших методик по завоеванию покупателя и доли рынка.
Тренд 2. Маркетплейсы: на замену офлайн-магазинам
Сокращение офлайн-магазинов отозвалось взрывным ростом продаж на маркетплейсах. Интернет-шопинг стал частью привычного поведения пользователей в сети.
Могу уверенно утверждать, что и после отмены карантинных мер очень многие сохранят привычку покупать онлайн. Факторы дополнительного роста онлайн-покупок, по прогнозу DATA Insight (источник: Исследование рынка e-Commerce в сентябре 2020 года, Data Insight), будут актуальны как минимум до 2024 года. Количество интернет-покупателей в 2024 году составит 58% от населения России (против 22,3% в 2019 году; источник) .
Ребрендинг Яндекс.Маркета, планы Сбербанка запустить собственный универсальный многокатегорийный маркетплейс и предложение Минпромторга о субсидиях в 1,5 млрд рублей маркетплейсам говорят только в пользу ускоренного развития кросс-продуктовых площадок.
Группа компаний «Дымов» открыла свой продуктовый маркетплейс. Несколько продавцов одежды, обуви и аксессуаров уже объявили о запуске собственных маркетплейсов (BNS Group, Boardriders, Стокманн, Обувь России и др.).
Особенно привлекателен сейчас рынок экспресс-доставки продуктов питания и товаров первой необходимости. Ему прогнозируют троекратный рост уже к концу 2020 года (а это оборот в 130-140 млрд руб., без учета непродовольственных групп товаров FMCG, для сравнения – в 2019 году этот рынок вырос всего лишь на 70%; источник) . Поэтому сегментом активно заинтересовались крупнейшие маркетплейсы, например, «AliExpress Россия» и KupiVIP (источник).
Если же вы не готовы создавать собственный маркетплейс, то присмотритесь к возможностям выставить свои товары на больших площадках. Они, конечно, требуют прогнуться в плане цен, но обеспечивают стабильный трафик и позволяют существенно сократить рекламные расходы.
Тренд 3. Продвижение личного бренда: эффективнее, чем продвижение товаров
В данном случае я не имею в виду, что нужно отказаться от рекламы вашей торговой марки. Лишь предлагаю персонализировать бренд и показать, какие люди стоят за ним: конкретное лицо вызывает больше эмоций, доверия и интереса, чем обезличенный логотип.
Известные маркетологи, бизнес-тренеры, шоумены, продюсеры давно рекламируют не имя своей компании, а имя собственное. И все больше производителей и торговых фирм продвигают конкретного человека (собственника или одного из топ-менеджеров), а не продукт.
Все больше производителей и торговых фирм продвигают конкретного человека (собственника или одного из топ-менеджеров), а не продукт
Топ-6 доступных способов продвижения личного бренда (даже с нуля):
- Соцсети и личные блоги: рассказывайте о том, что у вас происходит. Провели опрос, готовите мероприятие, запускаете новый релиз, сотрудничаете с известным блогером, договорились о сотрудничестве с новым брендом – пишите об этом.
- Яндекс.Кью: зарегистрируйтесь как эксперт, отвечайте на вопросы. В идеале дополнять это статьями на Яндекс.Дзен.
- Профессиональные конкурсы и рейтинги: попробуйте принять участие. Не нашли конкурсов – выступите организатором, привлеките к этому отраслевые СМИ.
- Профильные и отраслевые конференции, кастомарафоны: заявитесь как спикер.
- Деловые издания: предлагайте свои статьи, комментируйте чужие.
- Выпустите собственную книгу: на litres. ru возможен самиздат.
Это не требует больших инвестиций. Зато через полгода-год обеспечит вам определенную репутацию и звонки от потенциальных клиентов.
Тренд 4. Видеоконтент: о серьезном экспертно и неофициально
Популярные Youtube-каналы с сотнями тысяч и миллионами подписчиков («вДудь», «Редакция», «А Поговорить?» и даже «Нежный Редактор») все чаще среди откровенно развлекательных событий и личностей поднимают темы «на злобу дня».
Олег Меньшиков, Леонид Парфенов, Александр Невзоров и еще дюжина известных журналистов, шоуменов и блогеров все больше привносят в Youtube телевизионный формат.
И тут есть где разойтись: одни берут интервью или делают полноценные программы, другие снимают свои сериалы (например, «Холивар» Андрея Лошака). Не отстают TikTok с Instagram: там вполне хватает «не по-детски» серьезных тем – об образовании, здоровье, законах, бизнесе. Это означает, что все большая аудитория предпочитает узнавать новости и серьезную инфу из подобных трансляций.
Обращу особое внимание, что вебинары и прямые эфиры, стримы (в соцсетях – Youtube, VK, Instagram) бьют все рекорды по вовлеченности и дальнейшей конверсии в заказы (эти показатели примерно в два раза выше, чем при обычной рекламе).
Bебинары и прямые эфиры, стримы (в соцсетях – Youtube, VK, Instagram) бьют все рекорды по вовлеченности и дальнейшей конверсии в заказы. Эти показатели примерно в два раза выше, чем при обычной рекламе
Отмечу, что людям нравится понятный экспертный контент, а его пока не так много. И если вы готовы нести интересное «слово в массы», то проще и эффективнее всего делать это на перечисленных выше площадках, ведя собственный видеоблог. А если вы еще сумеете привнести в это элемент шоу, то успех вам гарантирован.
Тренд 5. Онлайн-обучение: и для школьников, и для бизнеса
Тренд на интернет-обучение (от мастерклассов до целых онлайн-школ) стал мегавостребованным в период пандемии.
Российский рынок онлайн-образования по итогам 2019 года достиг 45-50 млрд руб., а в 2020 году составит 55-60 млрд руб. (+ 20-25% в год; источник: прогноз Интерфакс Академия на основе данных HolonIQ). При этом по итогам 2019 года Россия занимает в структуре мирового рынка онлайн-образования лишь около 1%.
Онлайн-консультации, онлайн-классы, онлайн-курсы, онлайн-выставки, онлайн-шоу и прочие еще год назад вполне офлайновые форматы повышают спрос как на технологии интернет-общения, так и на специалистов, которые могут как минимум доступно объяснить, а как максимум – быстро организовать подобные трансляции.
Вы как минимум можете подумать:
а) над продвижением или даже продажами своих продуктов через вебинары и live-эфиры;
б) над запуском собственного онлайн-курса в той нише, где имеете опыт.
Тренд 6. Аудиореклама: возрождение
С одной стороны, усилился интерес к подкастам в соцсетях, аудиокнигам в среде отдыха и развлечений. С другой стороны, работа дома располагает к прослушиванию в фоновом режиме как музыкального интернет-радио, так и ютуб-интервью, а вместе с ними и аудиорекламы.
Аудитория аудиорекламы продолжит расти, и к концу 2024 года составит 28 млн слушателей в России (что в 2,5 раза больше, чем сегодня). Соответственно, в течение ближайших 4 лет и рынок аудиорекламы увеличится в 6,5 раз (источник). Обратите на это внимание, если думаете об оптимизации рекламных бюджетов
Тренд 7. Голосовой поиск
Востребованность голосового поиска растет в геометрической прогрессии, потому что гораздо удобнее и быстрее наговорить запрос или сообщение, чем написать. Сегодня заказы онлайн делаются через голосовые команды смартфону.
По данным «АДВ», уже сегодня 52% собственников умных колонок готовы заказывать товары с помощью голосовых помощников. Сами продажи «умных колонок» выросли в 6,5 раз в 2020 году по сравнению с 2019 (источник: «Маркетинг-2021: тренды, изменения, схемы работы с клиентами» – «Коммерческий директор», №12/2020).
Пришло время оптимизировать сайты под голосовой поиск и длинные поисковые запросы, которые пользователи формулируют для «Алисы» или «Google Ассистента».
Пришло время оптимизировать сайты под голосовой поиск и длинные поисковые запросы, которые пользователи формулируют для «Алисы» или «Google Ассистента»
Тренд 8. Массовые рассылки: новые форматы, персонализация и контент-маркетинг
Системная работа с базой контактов попрежнему приносит ощутимые результаты:
– даже скептические пользователи при грамотном прогреве оттаивают и начинают проявлять интерес к вашим товарам;
– люди по-прежнему переходят по ссылкам, участвуют в онлайн-мероприятиях и делают покупки.
И возможностей общаться с теми, кто доверил вам свои контакты, стало за последние пару лет в разы больше.
К классическому email-маркетингу и «умным» смс-рассылкам прибавились подтвердившие эффективность push-рассылки, рассылки в мессенджерах, воронки и собственные каналы в соцсетях, чат-боты. Последние два инструмента считаю самыми перспективными способами удержания интереса пользователя к вам и вашим продуктам.
Интернет-маркетологи при масс-рассылках делают акцент на персонализацию: предложений, уведомлений, подсказок, напоминаний. На первый план выходит личное общение для уточнения персональных предпочтений клиента. И это «длинный» тренд, который будет актуален в ближайшие лет 5.
Поэтому к популярному в 2019-м экспертному, полезному и обучающему контенту добавляются интерактивы, квизы, игры и конкурсы в рассылках, которые показывают гораздо больший процент вовлеченности и кликабельности. Большую роль играет оформление рассылок и эмоции, которые это оформление вызывает.
К популярному в 2019-м экспертному, полезному и обучающему контенту добавляются интерактивы, квизы, игры и конкурсы в рассылках, которые показывают гораздо больший процент вовлеченности и кликабельности
Поэтому за грамотным контент-маркетингом будущее ваших продаж: пользователь видит тысячу рекламных предложений в день, останавливает свое внимание только на «годном» контенте.
Тренд 9. Локальный интернет-маркетинг: привязка к региону усиливает эффект продвижения
В связи с тем, что большинство пользователей вынуждены сидеть дома (кто на самоизоляции, кто на удаленке), возросло количество запросов с локальной привязкой: «заказать … в Ульяновске», «отдых в Сочи», «санатории Подмосковья».
По моей практике, доля подобных запросов составляет 32-49% в разных нишах. Поэтому логично увязывать продвижение с региональной локацией вашего покупателя, например:
- сделайте отдельные имена поддоменов для разных регионов (или даже районов области);
- добавьте на сайт геоданные (адреса ваших дилеров в регионах, пунктов самовывоза и пр.);
- зарегистрируйте свои данные в Яндекс.Справочнике и на Яндекс.Картах (а также на Google Картах, в 2ГИС и других подобных площадках);
- привяжите доставку в конкретные регионы в Яндекс.Маркете;
- для офлайн-точек настраивайте таргетинг с привязкой к геолокации вашего магазина или места проведения мероприятия…
Такие простые и зачастую бесплатные действия способны увеличить ваш органический (неплатный) трафик в разы.
Следите за трендами, учитывайте ситуационные изменения при корректировке стратегии продвижения, следите за эффективностью.
Желаю вам высоких конверсий в 2021 году!