Факторы роста. Диверсификация и персонал
Фото автора Trang Doan: Pexels
Диверсификация и запуск новых направлений
Эксперты уверены, что легких времен, по крайней мере в ближайшем будущем, у российского бизнеса не будет. Для того чтобы пройти достойно «мать всех рецессий», нужно подергать все возможные рычаги и педали.
Вот они, главные факторы роста российского бизнеса:
- Запуск новых продуктов и сервисов;
- Региональная экспансия и экспорт;
- Вертикальная интеграция
- ВНИЗ: R&D, собственная сырьевая база, собственные компоненты, дистрибуция и т.д.
- ВВЕРХ: собственное производство, собственные каналы сбыта, собственная разработка продуктов, бренды и т.д.
- Диверсификация каналов сбыта и выход на новых целевых клиентов;
- Запуск франшизы;
- Альянсы, партнерства, закупочные союзы;
- Создание экосистемы или участие в ней.
Что нужно сделать?
- Привлечь инициативных членов команды для новых направлений (особенно тех, кто уже ждет чего-то нового);
- Использовать действующие ресурсы и стержневые компетенции;
- Узнать, что еще нужно клиентам;
- Что понадобится через несколько лет?
Конкретные идеи
Учитываем ландшафт, на котором будем строить новую компанию.
- Рыночные тренды
- растущий рынок
- попадание в потребности
- Работающие прототипичные концепции и бизнесы (что можно позаимствовать и скопировать)
Фактор роста – персонал
Сотрудники – самый важный капитал компании.
- Внешняя ситуация стимулировала рост текучести (исхода) персонала: сокращения, уходы по собственному желанию на фоне карантина либо снижения денежной компенсации.
- У многих компаний на фоне текучести возникла потребность в новых сотрудниках в связи с планами по развитию.
- Во многих компаниях появилась неэффективность/ненужность отдельных работников и руководителей.
- Часть компаний смогла сохранить ключевой штат и планирует развитие; при этом выросло количество работников «с гибкими формами занятости».
Приоритеты:
Сотрудники стабилизированы, мотивированы и наращивают LTV и они – источник роста № 1 (диверсификация и старт новых направлений).
При поиске ключевых сотрудников компании максимально поднимают планку по их экспертизе и потенциалу.
Персонал в найме:
- Наем «зрелых» на значимые проекты и задачи, затем в штат – по высокой (по доступности на данный момент) планке;
- Ставка на «свежую кровь»;
- Наем (поиск) должен быть непрерывным.
57% жителей планеты считают, что целые дни дома негативно сказались на их ментальном здоровье (опрос Recreational Boating & Fishing Foundation)
Персонал в штате:
- Лицом к эффективности:
- расти в существующем штате;
- искать решения для роста эффективности действующего персонала;
- Лицом к рынку: «в поля»;
- Лицом к продукту: мониторинг клиентского пути и развитие продукта.
Достигаем бизнес-зрелости:
- Утверждаем стратегию;
- Под нее команду со всеми степенями разнообразия;
- Под нее фонды.
Итог
- 2021 год – год очевидного прогресса в степени «нужности» бизнеса клиентам, сотрудникам, партнерам;
- Поднимаем планку по найму «зрелых» и «свежей крови»;
- Элите бизнеса – согласовываем меру ответственности, полномочий и обеспеченности ресурсами;
- Действуем экстраординарно и на высоких скоростях;
- Действуем с новой известностью – строим коммуникацию с внешней средой, транслируем надежность, позитив.
Кейс от Ørsted A/S (ТЭК): адаптация бизнеса к трендам рынка
В 2012 году крупнейшая энергетическая компания Дании, Danish Oil and Natural Gas, скатилась в финансовый кризис, когда цена на природный газ упала на 90%.
Совет директоров нанял нового CEO – бывшего СЕО LEGO Хенрика Поульсена, который увидел будущее в «зеленой» энергии и повел компанию в морскую энергетику. Компания отказалась от своих нефтяных и газовых предприятий и постепенно начала отказываться от угля.
Сегодня Ørsted A/S – крупнейшая в мире офшорная ветроэнергетическая компания с 30% долей на развивающемся мировом рынке.
Кейс от Canada Goose
Канадский бренд по производству теплой одежды ввел специальный пропуск Human Nature Pass, который позволяет сотрудникам потратить один час рабочего времени в неделю на активные занятия на свежем воздухе. И этот час оплачивается.
– Мы создали пропуск, чтобы нашим сотрудникам было легче жить и придерживаться нашей философии, поощряя их заботиться о благополучии души и тела, – рассказывает Пенни Брук, директор по маркетингу Canada Goose. – Из-за работы из дома прогулки и спорт на улице заинтересовали даже тех, кто раньше никогда ими не занимался.
Кейс от Google
- Два дополнительных бонусных дня 18 декабря 2020 и 4 января 2021.
- Организация «недели без встреч» (с 28 декабря 2020 года) для поддержки мотивации сотрудников и помощь в сохранении вовлеченности. В это время команды могут полностью отказаться от совещаний и сосредоточиться на своей работе. Гендиректор Сундар Пичаи: «Давайте перенесем или отменим все рутинные и некритические встречи в это время».
Благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» за помощь в подготовке материала.