Вкусная, полезная, «дикая»
Фото из архива Дмитрия Шишкова
Спасибо конкурентам
Я родился на Украине, в Днепропетровской области. Когда мне был год, родители переехали в Ульяновск – отец устроился работать на «Авиастар». Я отучился в техническом университете на маркетолога и устроился дистрибьютором на один из пивных заводов. Проработав полтора года, понял, что это не мое (постоянно было ощущение, что делаю что-то не то, неправильное). И решил заняться своим бизнесом.
Захотелось применить на практике навыки и умения, полученные в вузе, и мы с компаньоном открыли рекламное агентство. Но нас постигло разочарование. Оказалось, что направление BTL, которым мы занялись (в большей степени это было промо) – совсем не творческое. Вся работа ограничилась координацией промоутеров, удовольствия от которой я не получал. Поэтому я оставил этот бизнес.
А дальше получил предложение от отца, у которого был свой мукомольный бизнес, освоить новое направление. О полбе на момент старта (а это был 2015 год) в Ульяновске практически никто не знал. Что интересно, мы сами узнали, что есть такая культура, от… конкурентов. В Нижнем Новгороде работает компания, которая занимается полбой. Ее представители приехали к отцу – искали мельницу, которых в Поволжье тоже дефицит. Показали, что это, мы вдохновились и решили развивать «полбяное» направление сами.
У меня уже был опыт сотрудничества с папой – когда я учился в университете. Не негативный, но и не позитивный – мы вместе пытались делать и продвигать пшеничные и ржаные макароны. Но родственникам работать вместе достаточно сложно, особенно если это первые шаги в бизнесе. Тогда у меня не было понимания, что нужно делать, кто за что отвечает, какие у кого сильные стороны. И чем дальше, тем больше было вопросов, а не ответов на них. Но «первый блин» оказался не только комом, но и полезным опытом, поэтому «полбяным» направлением я уже начал заниматься совершенно по-другому.
Родственникам работать вместе достаточно сложно, особенно если это первые шаги в бизнесе. Тогда у меня не было понимания, что нужно делать, кто за что отвечает, какие у кого сильные стороны. И чем дальше, тем больше было вопросов
Дошли до Владивостока
В своей дипломной работе я описал комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению бренда «Дед Сенгилей». Изначально это было мукомольное направление (называться «ИП такой-то» для продвижения – крах). И этот задел помог реализовать проект с полбой с нуля, с минимальными затратами.
Первую этикетку я сделал сам – освоил графический редактор.
Продумали линейку продуктов – от отшелушенной крупы до муки и макарон из полбы. И начали потихоньку продвигаться.
Я нашел бумажный крафтовый пакет для фасовки, чтобы сразу показать, что это «эконаправление». Этикетки мы делаем из переработанного картона. Все это – формирование некой миссии: полба стала популярной благодаря тренду на ЗОЖ. Изначально производители продавали ее довольно дорого, «снимали сливки» на популярности. Мы же решили зайти с другой стороны: выбрали в качестве старта местный рынок, решили дать возможность попробовать людям полезный продукт за приемлемую цену.
Главной трудностью на старте было непонимание процессов – мы все делали по наитию, но в этом и заключается главная прелесть. Этот опыт дорогого стоит. Я использовал прямолинейную тактику – шел к продавцам и говорил: есть классный товар, поставьте его на полку. Благодаря общемировой тенденции, когда местные сети поддерживают местных производителей, у нас все получилось.
Я понял, что лучшее промо для нас – не рекламная кампания, а цена на полке.
Большая часть потребителей выбирает продукцию с цветным ценником. Поэтому для знакомства с новым продуктом нужно изначально придерживаться именно такого плана.
«Полбяное» направление в России достаточно узкое, поэтому мы уже сумели заявить о себе. К примеру, в прошлом году у нас были проблемы с сырьем, но мы быстро нашли его в Курской области через воронежских трейдеров. Достаточно выгодно купили прекрасного качества полбу. Это получилось только благодаря тому, что мы много лет «закидывали удочки» – выходили на разные интернет-площадки, раскручивали сайт, успешно себя позиционировали. Сейчас мы реализуем продукцию даже во Владивостоке. Очень приятно понимать, что мы ушли так далеко.
Армия фанатов
Когда меня спрашивают, что такое полба, я обычно даю «википедийное» определение: это дикий вид пшеницы, который обладает рядом преимуществ по сравнению с привычными культурами. Когда только начинал, решил экспериментально сделать в своем рационе доминирующей продукцию из полбы и понаблюдать за организмом. И получил приятный эффект – потерял около 20 килограмм лишнего веса, в сочетании со спортом и общей концепцией ЗОЖ.
Я не просто люблю этот продукт – я стараюсь максимально раскрыть его грани, показав людям его истинный вкус. Моя личная боль – когда на дегустациях мы слышим слова: «Какая хорошая перловка!». Полба – это совершенно иной продукт, другого вкуса и полезных качеств.
У нашей команды имеется за плечами интереснейший опыт работы в качестве партнера на IT-конференции ULCAMP, где мы помимо участников угощали волонтеров и администраторов нашими фирменными кулинарными разработками. На ужин приготовили полбу с курицей и свежими овощами (блюдо напоминало итальянское ризотто), а на завтрак – классическую молочную кашу. Несмотря на непрекращающийся ливень, поток гостей было не остановить! Публика восторгалась, а нам это было очень приятно.
Также, собираясь в семейном кругу, мы готовим блюда из полбы в праздники, вызывая восторг у близких, что очень ценно. Эта крупа может раскрывать себя совершенно потрясающе, в зависимости от добавок – томатов, мяса, бекона, разных соусов. Моя личная победа – когда «мясоеды» говорят, что «если бы не было курицы, было бы так же вкусно». Так что армия фанатов полбы постоянно пополняется.
Сила в легкости
О негативных моментах в бизнесе я стараюсь не думать. Их, конечно, хватает, но, когда ты готов к сложностям, понимаешь, все складывается проще. Важно анализировать, думать о будущем.
Мой главный совет для тех, кто хочет начать свое дело, наверное, банален. В отношении к жизни и бизнесу, принятии решений, преодолении проблемных моментов должна быть легкость. Наслаждайтесь, получайте удовольствие – иначе зачем все это делать?