– Даже в проектах с небольшой сметой экологичность материалов стоит на одном из первых мест. Но, естественно, чем больше бюджет – тем интереснее выбор и разнообразие предложения.
€ 106,14
$ 97,55
¥ 13,67
Жизнь с приставкой ЭКО
Фото: Ann Nekr, Pexels
Идейный, но в зоне комфорта
Пандемия развернула людей к природе – с одной стороны, и заставила больше ценить комфорт – с другой. Применимо к экологии эти две тенденции, как выяснили исследователи, могут противоречить.
Дело в том, что, по данным исследования, проведенного ВЦИОМ совместно с Фондом национальной энергетической безопасности, после пандемии каждый четвертый россиянин стал больше задумываться об экологических вопросах. Самыми острыми проблемами респонденты назвали загрязнение рек, озер и пляжей, мусорные свалки, загрязнение воздуха и плохое качество водопроводной воды.
Но главный тренд, который выявило исследование, заключается в том, что до пандемии число желающих жертвовать своим потреблением ради экологии было больше. Россияне, по мнению директора ФНЭБ Константина Симонова, определили для себя, что без потребления они жить не согласны и не будут идти на жертвы (например, отказываться от автомобиля из-за выхлопных газов) ради абстрактных целей.
Выходом из этой ситуации может стать экопотребление, благо объем предложений «зеленой» продукции стабильно растет, и в целом этот рынок активно развивается. Мы рассмотрим разные аспекты жизни, в которых неравнодушные ульяновцы могут проявлять (и проявляют) свою заботу об окружающей среде. Начнем с дома.
В четырех экостенах
Акцент на экологичность все чаще делается в современных интерьерах. Как отмечает архитектор-дизайнер Оксана Хартэк, у ульяновцев есть большой выбор подходящих для этого отделочных материалов, но степень их экологичности напрямую коррелирует с ценой.
По словам Оксаны, из натуральных напольных покрытий спросом пользуются массивная доска, паркет и пробковый пол. Реже – мармолеум. Это натуральный материал, который состоит на 97% из природного сырья – льняного семени, древесной муки и джута, и используется в основном для детских и игровых комнат.
Для отделки стен и потолков в ульяновских интерьерах зачастую применяются современные американские и европейские краски, которые отвечают высоким экологическим стандартам и практически не имеют запаха. Есть антибактериальные краски, которые содержат вещества, противостоящие росту плесени. Востребованы также российские обои из гипоаллергенного флизелина, который считается не только прочным, но и экологичным. А еще ульяновцы заказывают английские бумажные обои из качественной древесины и бельгийские стеновые покрытия из льна, вискозы, целлюлозы, бамбука, сизали, джута, маранта, тростника и т.д.
Часто в проектах дизайнера используется декоративная штукатурка с добавлением экологически безвредного цемента, а также применяется гипс, который считается самым экологичным материалом для лепного декора. Микропористая структура гипса позволяет сохранять оптимальную влажность воздуха в помещении. Кроме этого, материал подлежит переработке, во время которой в окружающую среду не выделяются вредные вещества и токсины.
– В ближайшее время будет только расти количество предложений новых экоматериалов, таких как плитка из переработанного стекла, обои из отходов бумажного производства, восстановленная древесина для создания светильников и мебели. Но уже сейчас можно выбирать производителей с ответственным способом добычи сырья (например, для дерева такой подход гарантирует этикетка FSC на изделиях), с минимальным влиянием на природу при производстве и транспортировке и возможностью соответствующей утилизации.
Авто нового времени
Главный «зеленый» тренд на автомобильном рынке – электрокары – в 2020 году укрепил свои позиции. По сведениям The Guardian, продажи таких машин в мире увеличились на 43%, даже притом что в период коронавирусных локдаунов разрывались цепочки поставок, и отрасль временно оставалась без привычной розничной среды.
Активнее всего рынок электромобилей развивается в Северной Европе: там их доля в совокупном объеме продаж авто в 2020 году достигла 54%. В большинстве же европейских стран она составляет 5%, а в других частях мира пока близка к уровню статистической погрешности.
Тем не менее аналитики ABI Research прогнозируют быстрый рост этого рынка уже в 2021 году. По их мнению, началось десятилетие постепенного проникновения электрокаров в массовый сегмент, по итогам которого их продажи в мире достигнут четверти всех продаж автомобилей.
Ульяновская область не остается в стороне от этого тренда. В 2019 году власти приняли дорожную карту развития электромобильного транспорта, по которой таких машин к 2025 году в регионе должно быть около 4000. Для достижения этой цели разрабатываются меры поддержки владельцев электрокаров. В частности, до 2025 года их освободили от транспортного налога.
– На сегодня в регионе 45 электромобилей, мы имеем двукратный рост по сравнению с 2019 годом. Как только в России откроются продажи электромобилей, будь то зарубежные или отечественные, в доступном сегменте, думаю, у нас будет взрывной рост. И если появятся субсидии на их приобретение, это тоже даст положительный результат.
У самого Дмитрия первая такая машина появилась два года назад. Он выделяет в этом три плюса – экологичность, динамичность и экономию в обслуживании.
По его словам, у наших соотечественников еще много предубеждений и ложных стереотипов относительно электрокаров. К примеру, абсолютное большинство их владельцев в Ульяновске – вовсе не богачи, а «среднестатистические работяги, которые просто немного более продвинуты в теме». И машин премиум-класса (Tesla, Porsche, BMW) в городе на сегодняшний день всего четыре-пять.
Другой ярлык на электромобилях – «слишком дорого».
– Изначально любая хорошая технология – это дорого. И она получает возможность стать более доступной только при увеличении объема производства и продаж. Стоимость первого электромобиля действительно была высокой, сейчас мы уже приходим к тому, что она приближается к цене обычной машины. Ближайшие два-три года нам обещают, что эти цифры сравняются.
В нашей стране будущее электрокаров будет сильно зависеть от того, появится ли здесь собственное производство.
– Почему у нас нет доступных электромобилей? Во-первых, потому что в Европе на них повышенный спрос. Это обуславливается многими факторами, в том числе государственными мерами поддержки и большей озабоченностью экологией. В России сейчас активно поддерживают применение газомоторного топлива, а по электромобильности, к сожалению, аналогичных мер пока нет. Но у страны есть окно возможностей в предстоящие два года: мы можем, во-первых, начать производство электромобилей, а во-вторых, озаботиться инфраструктурой.
Для развития инфраструктуры – зарядной сети – в Ульяновской области в прошлом году приняли нормативы градостроительного проектирования, по которым не меньше 1% парковочных мест у объектов капитального строительства должно быть оборудовано станциями зарядки электромобилей. Кроме этого, по планам АТР, такие станции в ближайшее время появятся на парковках торговых центров в Ульяновске. Следующие шаги, как уточняет Дмитрий Ванюшин, будут зависеть от внимания инвесторов и от федеральных мер поддержки.
На пороге водородной эры
Продолжая тему зеленой энергетики: в Ульяновске есть собственные разработки в этой сфере. Компания «ХитЛаб», которая является резидентом ульяновского наноцентра, создала прототип портативного водородного источника питания (ВИП) с увеличенной энергоемкостью по сравнению с литий-ионными аккумуляторами. Отметим, что водород сегодня считают наиболее емким и экологически чистым энергоносителем из всех существующих химических веществ, т.к. единственный продукт реакции здесь – вода.
Водородный источник компании «ХитЛаб» подходит для устройств с потребляемой мощностью до 500 Вт и может использоваться, например, для подзарядки аккумуляторных батарей в изолированных условиях или в качестве бортовой энергосистемы для беспилотников и роботов.
– Проект, несомненно, обладает коммерческим потенциалом ввиду геополитической переориентации многих стран и мирового тренда на водородную энергетику и их постепенный выход из «эпохи углеводородов». ВИП – это не только водородный кейс. В совокупности это «пакет», включающий в себя систему безопасного хранения и транспортировки водорода.
На этом разработчики не остановились – они создали установку гидрирования, запуск которой позволил организовать единственное в России производство водородсодержащего «топлива» – гидрида магния. Его используют в таких сферах, как водородная энергетика, химическая, металлургическая отрасль, фармацевтика, хранение тепла и энергии, а в Европе и Азии – при производстве косметической продукции (маски, патчи, спреи, мыло, гели, кремы).
«ХитЛаб» производит гидрид магния по собственной запатентованной технологии. По словам директора компании, продукт уже нашел своего потребителя на зарубежном рынке.
Привычка убирать за собой
Сегодня среди компаний, следующих принципам экологической ответственности, прочное место занимают рестораны. На Западе есть много кейсов, которые демонстрируют их желание и умение совмещать бизнес с заботой о природе. Выращивание овощей на удобрениях из пищевых отходов, различные методы эффективного использования воды, тесное сотрудничество с компаниями по утилизации отходов, – лишь малая часть того, на что идут заведения общепита.
Такие кейсы есть и в Ульяновске – в частности, у кофейни «Вольсов». Она полностью перешла на бумажные трубочки и биоразлагаемые крышечки из багассы для кофе с собой. Состав таких крышек – это стопроцентная целлюлоза, произведенная из отжатого сахарного тростника. При своей экологичности крышка удобная и крепкая. После использования ее можно перерабатывать или компостировать без помощи крупной промышленности, но даже если ее просто выбросят в лесу – она не нанесет вреда природе.
– В платформе бренда «Вольсов» изначально были прописаны экоценности, и это было одно из важных отличий нового заведения. Почему эко? Девиз компании «Другие рестораны» – «Нам не все равно». Тут мы совершенно честны с собой, транслируем только то, чем живем и во что верим сами.
«Вольсов» поощряет скидками тех, кто приходит в кофейню со своей кружкой. Кроме того, заведение предлагает собственную альтернативу пластиковым стаканчикам – экокружки из биоразлагаемого материала на основе рисового жмыха. Они пользуются хорошим спросом, хотя заработать на этом компания не стремится.
– В целом мы не ставим задачу увеличить цену на продукт ввиду использования более дорогих экорасходников. Мы в первую очередь осознанно идем на повышение собственных костов, так как это наша ответственность перед природой в целом. Оценят ли это наши гости – уже второстепенно.
Другие заведения группы компаний также не остаются в стороне от экологической темы – сортируют мусор, сдают на переработку картон от приходящей продукции и стеклянные бутылки. Для упаковки полуфабрикатов «Антресоль» используется полностью разлагаемый пищевой картон.
– Мы всегда в поисках эконовинок. Безусловно, все заменить и отказаться от пластика невозможно. Но важно научиться рационально использовать его и правильно утилизировать. Когда ты понимаешь важность участия каждого в судьбе природы, осознаешь, что это так же привычно и нужно, как чистить зубы, у тебя вырабатывается привычка убирать за собой, не сваливать все в один мусорный мешок и не отправлять на очередную гигантскую свалку
Не хватает небезразличных
Забота о природе хороша сама по себе, но она вдвойне ценна, когда совмещается с заботой о людях из уязвимых групп. В Ульяновске есть добровольческий проект «Вторсырье на благотворительность»: команда волонтеров организует сбор отходов на переработку, сдает их приемщику – регоператору ТКО, а полученные деньги жертвует в различные фонды, в числе которых – «Старость в радость», «Лапа помощи», «Родные люди».
На регулярных акциях по сбору вторсырья принимаются почти все фракции отходов – пластик, картон, бумага, металл, стекло. Вместе с этим волонтеры собирают еще и вещи для нуждающихся.
Организатор проекта Светлана Логинова отмечает: в последние годы отношение ульяновцев к теме раздельного сбора мусора сильно изменилось. Люди стали ответственнее относиться к проблеме загрязнения природы, число тех, кто перешел на домашнюю сортировку, заметно выросло. Но «коронавирусный» 2020 год влил свою ложку дегтя: из-за пандемии и режима самоизоляции объем сбора уменьшился в разы.
– Мы понимаем, что нужно реализовывать новые методы, но пока у нас не хватает на это людей. Не хватает личных встреч, мероприятий, на которых можно заряжать других своими идеями. Поэтому мы в постоянном поиске единомышленников. Но это должны быть не те, кто готов работать только ради денег, а те, кому действительно небезразлична тема экологии.
Сегодня этот проект полностью некоммерческий, но у него есть ответвления, позволяющие организаторам добывать дополнительные средства на развитие. Например, экотакси – вывоз вторсырья из офисов. А еще волонтеры готовы проводить лекции и интерактивы о раздельной сортировке мусора и делиться опытом с компаниями – теми, кто разделяет принципы устойчивого развития и твердо решил встать на путь экологизации.