Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес без границ

Как пандемия сказалась на экспортной деятельности ульяновских компаний? Что регион экспортирует в «новой реальности»? Какие товары и направления бизнеса больше всего востребованы за рубежом? Ищем ответы с помощью экспертов.

Фото: freepik.com, pixabay.com

Большой минус

Год назад сотни стран почти единовременно закрыли границы из-за вспыхнувшей во всем мире пандемии коронавируса. Поставки предприятий за границу встали, экспортно ориентированный бизнес выживал как мог.

Официальная статистика продолжает фиксировать неутешительные цифры: спустя десять месяцев после начала пандемии объем экспорта в России все еще сильно ниже докоронавирусных показателей. По данным Росстата, в январе 2021 года он составил $26,4 млрд, что на 13,7% меньше уровня января 2020-го.

В Ульяновской области экспорт упал с $1,1 млрд до $495 млн. Это данные Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области.

В структуре регионального экспорта по-прежнему преобладает несырьевой неэнергетический сектор – 97,9%. Ульяновские производители работают с заказчиками из 99 стран, поставляют туда автомобили и автокомпоненты, радиофармацевтические препараты, электрические устройства, аппаратуру связи, механическое оборудование и технику, компьютеры, мебель, двери, предметы интерьера, покрышки и резинотехнические изделия, топливо, изделия из черных металлов и многое другое.

Экспорт Ульяновской области в 2020 году сократился более чем в два раза и составил $495 млн

Всего в регионе насчитывается 323 экспортера, самыми крупными из них являются «Ульяновскнефтегаз», Инзенский деревообрабатывающий завод, КТЦ «Металлоконструкция», Ульяновский механический завод, авиакомпания «Волга-Днепр», ГНЦ НИИАР, нефтегазовая компания «НС-ОЙЛ», Ульяновский автомобильный завод, «Меридиан АНК» (производство и оптовая продажа автозапчастей) и «Вторсплав» (литейное производство). И именно крупным экспортерам 2020 год дался особенно сложно.

Выстояли и вышли на рекорд

Для Инзенского деревообрабатывающего завода, как и для многих других предприятий, самым тяжелым периодом был второй квартал, когда в стране и регионе действовали строгие карантинные меры.


Владимир Куприянов
генеральный директор Инзенского ДОЗа

– В первом полугодии 2020 года в связи с пандемией коронавируса работа предприятия по многим направлениям была практически парализована. Завод в апреле-мае стоял из-за локдауна в России и терпел многомиллионные убытки. В этот сложнейший для производства период на заводе был сохранен коллектив, благодаря принятым мерам профилактики не допущено массовых вспышек коронавирусной инфекции, предприятие работало пусть и не на полную мощность, но слаженно и стабильно.

Начиная с июля ДОЗ набирал обороты и добился значительного и стабильного роста. Во втором полугодии 2020 года предприятие вышло на рекордные показатели по объемам производства, реализации продукции и росту зарплаты. Как отмечает Владимир Куприянов, производственные успехи второй половины года – результат самоотверженного труда и сплоченности полуторатысячного коллектива завода и его партнерских фирм. А также – опоры на экспорт.


Владимир Куприянов

– Главный экспортный кейс предприятия в 2020 году – это восстановление сотрудничества с Евросоюзом в полном объеме после периода карантинных ограничений в мире, что вовсе не было гарантировано. В мае-июне, когда поставки по России были практически парализованы, руководству завода удалось перезагрузить полномасштабное сотрудничество с ведущими отраслевыми компаниями Европы, что стало залогом сохранения стабильности на градообразующем предприятии.

В итоге доля зарубежных поставок в 2020 году на предприятии достигла 85%. Сейчас у завода есть устойчивый пакет экспортных заказов на ближайшие месяцы, он по-прежнему остается главным работодателем Инзенского района и одним из ведущих российских производителей и экспортеров клееных деталей мебели и фанеры из березового шпона.

Вести с полей

За рубежом растет востребованность продукции ульяновского агропромышленного комплекса – об этом также говорят официальные цифры. По информации правительства региона, экспорт АПК Ульяновской области, несмотря на пандемию, в 2020 году вырос в 2,4 раза, достигнув отметки в $25 млн.

Экспорт АПК Ульяновской области, несмотря на пандемию, в 2020 году вырос в 2,4 раза, достигнув отметки в $25 млн

В основном ульяновские аграрии поставляют за рубеж зерно (74% экспорта) – эта картина наблюдается по всей стране. Остальную часть товаров составляют рыбная, мясная и молочная продукция, крупы, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки.

По данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, несмотря на явное преобладание зерна в экспортной структуре российского АПК, в ближайшем будущем ожидается динамичный рост поставок за границу и других видов продукции. Это прежде всего кондитерские изделия, безалкогольные напитки, мясо птицы и соя.

В Ульяновской области приоритетным сегментом агропромышленного экспорта власти считают готовую продукцию переработки. У компаний этой отрасли есть большие планы на развитие в 2021 году. Например, «Симбирскмука» намерена увеличить мощность до 500 тонн муки в сутки, отправлять на экспорт 1,5 тыс. тонн муки в месяц и к 2022 году увеличить экспортный потенциал до 80 тыс. тонн. Предприятие надеется выйти, в частности, на рынок Китая.

В целом на сотрудничестве с КНР в регионе делается большая ставка. «В начале 2020 года впервые из Ульяновской области были осуществлены пробные поставки крепкого алкоголя в Китай. На сегодняшний день ряд хозяйствующих субъектов региона благополучно прошли аккредитацию, получили право на экспорт продукции агропромышленного комплекса из Ульяновской области в Китайскую Народную Республику», – сообщили в Министерстве АПК и развития сельских территорий Ульяновской области.

В ведомстве также отметили, что регион ведет работу по сертификации продукции АПК, чтобы у стран-импортеров не было вопросов к документальному подтверждению качества ульяновских товаров. Кроме того, на федеральном уровне в качестве механизмов государственной поддержки экспортеров продукции агропромышленного комплекса предусмотрены льготное кредитование и компенсация части затрат на сертификацию и логистику.

Короткой дорогой в Китай

В целом для экспортеров в Ульяновской области действует система мер поддержки, которая включает образовательные проекты, помощь в сертификации и маркировке товара, содействие в заключении контрактов и сопровождении сделок. Также в регионе стремятся активно использовать маркетплейсы и развивать экспортные хабы, которые ускоряют процесс доставки и снижают расходы бизнесменов.

Создание новых торгово-логистических центров на территории других государств экс-губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в своем Инвестиционном послании назвал высокотехнологичной самостоятельной отраслью с большими перспективами. Первый такой хаб открылся в Праге в виде складского комплекса. В наших планах – открытие представительств на территории Объединенных Арабских Эмиратов и в одной из стран Северной Африки, добавил экс-глава региона.

Надежды возлагают и на другой проект – ускоренный контейнерный поезд Ульяновск – Китайская Народная Республика – Ульяновск.


Олег Барабанов
генеральный директор ПОЭЗ «Ульяновск»

– Несколько лет назад мы подписали с особой экономической зоной «Цзыбо» соглашение о сотрудничестве в сфере логистических перевозок и торговых отношений. Одним из первых совместных проектов стала организация прямого контейнерного поезда Цзыбо – Ульяновск. Со стороны КНР было обеспечено субсидирование затрат логистическому оператору на перевозку грузов до Забайкалья. Для бизнесменов были установлены достаточно приемлемые и невысокие цены (стоимость доставки товаров этим способом сократилась на 15%). А главное – это показатели по скорости доставки грузов: 16 дней из Цзыбо до Ульяновска. Если отправлять контейнер по морю, в среднем он будет идти дватри месяца, обычным поездом – тоже свыше 30-40 дней.

Пока поезд пришел в регион единожды, летом 2020 года, и привез товары китайских производителей. Затем проект приостановился из-за дефицита контейнеров, они были отправлены в другие страны и по причине локдауна не могли вернуться. Как рассказывает глава ПОЭЗ «Ульяновск», осенью стоимость одного контейнера доходила до 600-700 тысяч рублей, тогда как доставка первым поездом в расчете на один контейнер стоила до 200 тысяч рублей. Сейчас ситуация улучшается, и в скором времени канал должен заработать снова. При этом поставки будут не только «сюда», но и «обратно» – то есть ульяновские производители смогут экспортировать свою продукцию в Поднебесную.


Олег Барабанов

– Мы планируем, что с лета 2021 года эти контейнерные поезда будут приходить в Ульяновск два раза в месяц. В следующий поток будем формировать сборный груз со всего Приволжского федерального округа, чтобы снизить стоимость перевозки. В работе уже порядка десяти компаний. Чтобы поучаствовать в проекте, нужно обратиться в портовую особую экономическую зону «Ульяновск». Ограничений по категориям товаров нет, будем отправлять и простые сборные грузы.

Помимо этого, планируется организовать «турецкий поток» – паромные перевозки в Турцию, при которых сроки доставки в Поволжский регион будут составлять не более семи недель. Как заявил Сергей Морозов, этот проект сократит себестоимость транспортировки товаров на 20-30%.


Сергей Морозов
экс-губернатор Ульяновской области

– В результате реализации данных транспортно-логистических проектов мы в 2021 году рассчитываем как минимум на четверть увеличить объем экспорта и до 345 расширить количество компаний-экспортеров.

В поисках контрактов

Государственная поддержка экспортеров в Ульяновской области, помимо прочего, включает в себя продвижение товаров и услуг на целевых рынках через e-commerce. По словам экс-губернатора Сергея Морозова, проект предполагает компенсацию расходов на транспортировку продукции, маркетинг товаров и пр.

Этой мерой поддержки пользуется, к примеру, компания «Сан Марко», ульяновский производитель сантехнической продукции из литьевого мрамора. Ежемесячно предприятие выпускает более трех тысяч изделий – раковин, мебели для ванных комнат и т.д. Кроме этого, компания сама разрабатывает и патентует собственные модели, которые вызвали интерес за границей. В их числе запатентованные раковины с щелевым сливом.

Как рассказал «Деловому обозрению» генеральный директор «Сан Марко» Александр Колотов, осенью прошлого года компания заключила первые экспортные контракты и начала поставки в Белоруссию и Казахстан.


Александр Колотов
генеральный директор «Сан Марко»

– Как мы вышли на эти рынки? Принимали участие в выставках, а потом отрабатывали контакты: отдел продаж делал коммерческие предложения и проводил переговоры.

Если бы не пандемия коронавируса, экспортный старт предприятия мог быть еще более успешным.


Александр Колотов

– Мы прорабатывали контракт с организацией из Боснии и Герцеговины, отправили ей опытные образцы. Намечался контракт, но во время локдауна они перестали выходить на связь. Считаю, что виновата пандемия.

Сейчас на стадии подписания – контракт с организацией из Евросоюза. Цель ульяновского производителя на 2021 год – продолжать развивать экспорт, несмотря ни на что.


Александр Колотов

– На этом останавливаться не планируем, будем и дальше созваниваться, пытаться получить выход на заказчиков через торгпредства, искать клиентов. И обязательно продолжим участие в семинарах для экспортеров и международных выставках.

Триггер для IT

Перспективным направлением российского и регионального экспорта считают IT. В Ульяновске достаточно примеров, когда компания-разработчик успешно сотрудничает с заказчиками из других стран.


Олег Чебулаев
сооснователь компании Mad Brains

– Российские инженеры всегда были в цене, даже несмотря на то, многие из них на этапе формирования IT-индустрии эмигрировали. У нас развиты институты по подготовке кадров, которые плотно работают с производством, преподаватели прививают инженерную культуру, развивается конкурентное производство и платят хорошие заработные платы. Все это притягивает свежие умы в индустрию.

Стратегия развития Mad Brains преимущественно направлена на внутренний рынок, однако с ростом уровня клиентов компания все чаще выходит на мировые бренды.


Олег Чебулаев

– Два года назад мы начали сотрудничество с компанией Pfi zer, всемирно известным фармгигантом, в последнее время на слуху в качестве производителя вакцины от COVID-19. В рамках сотрудничества мы выпустили несколько IT-продуктов по различным направлениям деятельности компании. Основная сложность работы с Pfi zer – в длительности согласований результатов работы с головным офисом в Нью-Йорке и бюрократической машине, которая имеет политику почти на каждую деятельность.

В 2020 году по зарубежным заказам Mad Brains вырос более чем в два раза. И это при том, что устойчивого курса на развитие зарубежного направления у компании не было – так вышло благодаря пандемии.

Она стала катализатором всего российского IT-рынка. По данным НП «РУССОФТ», экспорт софтверных компаний страны в 2020 году увеличился на 5-10%. А в первом полугодии прошлого года, когда страдало большинство отраслей экономики, IT-экспорт прибавил 14%.

Как отмечает президент «РУССОФТ» Валентин Макаров, причин растущего спроса на российскую разработку как минимум две. Во-первых, кадры: на постсоветском пространстве «человеческий капитал в области IТ – лучший в мире». А во-вторых, хорошие условия ведения бизнеса в сфере производства ПО. Благодаря этому отрасль растет, в то время как мировой рынок все еще испытывает на себе последствия серьезных потрясений, связанных с пандемией.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: