Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

ГАЗ-14. «Чайка» для советской элиты

В апрельском номере «Делового обозрения» мы рассказали об уникальном ульяновском музее «Гараж СССР. Ретромототехника». Вашему вниманию – подробности о двадцать восьмом экспонате коллекции – легендарной «Чайке».

Фото: Ксения Нецветаева

Со времен своего появления в жизни людей автомобили стали служить не только, точнее, столько простым гражданам, но и сильным мира сего. Конные экипажи быстро сменились транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания. Сразу же определилась роль автомобиля как перевозчика VIP-персон. Автомобиль такого класса должен был соответствовать статусу своего эксклюзивного пассажира, являться воплощением роскоши, комфорта, безопасности и престижа.

В России еще до революции были лимузины при дворе Николая II, а затем и советские правители не отказывали себе в удовольствии использовать представительские лимузины. В 1930-е годы уже появились отечественные лимузины, на которых передвигались первые лица страны. Дизайн и техническое оснащение во многом заимствовали у американцев. Производили лимузины на заводах ЗиЛ (ЗиС) и ГАЗ.

Горьковский автозавод был построен в 1932 году. В довоенное время предприятие освоило выпуск легковых автомобилей, автобусов, грузовиков на базе американских моделей. В годы войны ГАЗ выпускал легкие танки «Т-60» и «Т-70», совершенствуя их конструкцию. Неоднократно подвергался бомбардировкам, однако не прекратил выпуск техники. После войны завод возобновил выпуск гражданской техники: грузовиков и легковых автомобилей, включая известные модели «ГАЗ-51», «ГАЗ-М20» «Победа», первая «Волга» – «ГАЗ-21», а также представительский лимузин «ГАЗ-13» – «Чайка».

Горьковский автозавод начал производить представительские автомобили в 1948 году. Первой моделью стала «ГАЗ-12» – родоначальница серии «Чайка». В основном она использовалась как служебный автомобиль, предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры на уровне заместителей, но не первых лиц. В отдельных случаях продавался и в личное пользование.

Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров «ЗИМ»/«ГАЗ-12» всех модификаций. С технической точки зрения автомобиль являлся прорывной моделью из-за несущего кузова.

Продолжением серии явилась «ГАЗ-13» «Чайка». Ее разработали в конце 1950-х годов в стремлении угнаться за модой тех лет, ведь дизайн «ГАЗ-12» уже устарел. Модель обладала рядом технических особенностей, например, автоматической коробкой передач, но конструктивно и она быстро устарела.

Одним из стимулов к созданию новой модели послужили громкие ДТП со смертельным исходом с участием «ГАЗ-13». В 1970 году в Минске на «Чайке» в смертельную аварию попал заместитель председателя Совета министров БССР Г. Я. Киселев. В 1976 году на «Чайке» попали в ДТП и погибли председатель Президиума Верховного Совета БССР Ф. А. Сурганов и командующий 26-й воздушной армии Л. И. Беда, которые ехали из Беловежской пущи. На «Чайке» в 1980 году погиб первый секретарь ЦК Коммунистической партии Белоруссии П. М. Машеров. Именно гибель Машерова и послужила причиной скорого прекращения производства морально устаревшей к этому времени машины. Выпуск ГАЗ-13 прекратился в 1981 году.

Разработка «ГАЗ-14» «Чайка» на ГАЗе началась еще в конце 1960-х годов. Она стала преемницей представительского лимузина «ГАЗ-13» «Чайка», дизайн которой был создан в соответствии с модой американских автомобилей 1950-х годов, так называемый «плавниковый стиль», который в 1970-е уже безнадежно устарел. Мода тех лет диктовала угловатые формы, отход от округлости и плавных линей, и на ГАЗе это понимали.


Первая серия появилась только в 1977-м, то есть с момента начала разработки до первых машин прошло около 10 лет. К началу производства автомобиль выглядел достаточно современно, тем более что в США в 1970-е наметился топливный кризис, который также повлиял и на замедление развития дизайна.

С технической точки зрения автомобиль являлся глубокой модернизацией, неким переосмыслением предыдущей модели «ГАЗ-13» «Чайка», при этом нововведений было много. Увеличена колесная база, уменьшен коэффициент лобового сопротивления. Был переработан двигатель: изменены фазы газораспределения, поставили другие впускные и выпускные коллекторы, а также установили новые карбюраторы. Вследствие этого повысилась мощность до 220 л.с.

Краткие технические характеристики новой «Чайки»:

  • двигатель 8-цилиндровый, v-образный
  • объем 5530 см3
  • мощность 220 л.с
  • масса 2615 кг
  • максимальная скорость 175 км/ч

Создатели оставили новый задний мост с измененной главной парой, что изменило передаточное соотношение, а также изменили передаточное соотношение в коробке передач: первая и вторая передачи стали «длиннее», соответственно 2,64 и 1,55 вместо 2,84 и 1,68. Третья осталась прямой (1,0), а задний ход был, наоборот, укорочен с 1,72 до 2,0.

Также было применено много других более мелких новшеств, например, новый селектор коробки передач.

Автомобиль выпускался до 1988 года малыми сериями, производство было прекращено по личному указанию М.С. Горбачева. Вся документация и чертежи были уничтожены.

В настоящее время по понятным причинам эта модель как транспортное средство не используется. Однако представляет интерес для любителей ретро-автомобилей. В 2020 году «ГАЗ-14» «Чайка» была передана в экспозицию павильона «Гараж СССР. Ретромототехника» – нового музея ОГАУК «Ленинский мемориал».

Посмотреть на «Чайку» из правительственного гаража и узнать о ней на экскурсии можно ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00 по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 70 (территория Усадьбы Дома-музея В.И. Ленина). Тел. 8 (8422) 41-82-29.


Азат Гафаров, музейный волонтер ОГАУК «Ленинский мемориал», студент исторического факультета УлГУ.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: