Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Не сгореть» на работе

Исследования показали, что больше половины офисных сотрудников во всем мире подвержены эмоциональному выгоранию. В зоне риска те, кто непосредственно работает с людьми. Что является тревожным сигналом и как справиться с проблемой, рассказывают психологи, коучи и консультанты компаний.

Фото: Karolina Grabowska, Pexels

Фазы выгорания

Светлана Садовникова

клинический психолог

Эмоциональное выгорание – это болезнь, у которой в МКБ-11 есть свой классификационный код QD85. Современными зарубежными и отечественными исследованиями определено, что, как и при любом заболевании, симптомы выгорания меняются от человека к человеку, однако обычно наблюдаются следующие пять стадий.

1. Фаза медового месяца

Человек с энтузиазмом берется за новую задачу, часто испытывая полное удовлетворение от работы. Это особенно проявляется в отношении новой должности или организации собственного бизнеса. На этой фазе выгорания человек испытывает прогнозируемые стрессы в связи с инициативой, которую он предпринимает.

Общие симптомы включают в себя удовлетворение от работы, повышенный энтузиазм, готовность брать на себя дополнительную ответственность, приверженность выполняемой работе, необходимость проявить себя, высокий уровень продуктивности.

2. Начало стресса

Человек обнаруживает, что его оптимизм ослабевает, а также проявляются общие симптомы стресса, влияющие на человека физически, умственно или эмоционально.

Симптомы включают в себя высокое кровяное давление, неспособность сосредоточиться, раздражительность, неудовлетворенность работой, недостаток сна или снижение его качества, отсутствие социального взаимодействия, низкая производительность, беспокойство, избегание принятия решений, изменение аппетита или диеты, усталость, забывчивость, общее пренебрежение личными потребностями, частые головные боли, учащенное сердцебиение.

3. Хронический стресс

Это заметное изменение уровня стресса в большую сторону, переход от мотивированной работы к невероятно частому переживанию стресса.

Общие симптомы – отсутствие увлечений, пропущенные дедлайны, стойкая усталость по утрам, физическое недомогание, промедление на работе и дома, частые опоздания на работу, обидчивость, социальная изоляция от друзей и / или семьи, эскапизм, гнев или агрессивное поведение, апатия, хроническое истощение, циничное поведение, снижение полового влечения, избегание проблем на работе или дома, чувство угрозы или паники, чувство давления или неконтролируемости, повышенное потребление алкоголя / наркотиков, повышенное потребление кофеина.

4. Выгорание

Это непосредственно само эмоциональное выгорание, когда симптомы становятся критическими. В таком состоянии часто невозможно продолжать жить в обычном режиме, так как со стрессом становится все труднее справиться. У всех нас есть свои уникальные пределы прочности, и очень важно, чтобы человек обратился за квалифицированной помощью на этом этапе.

Общие симптомы включают в себя развитие эскапистского менталитета, чувство пустоты внутри, одержимость проблемами на работе или в жизни, пессимистический взгляд на работу и жизнь, усиление физических симптомов, неуверенность в себе, социальная изоляция, изменения в поведении, хронические головные боли, хронические проблемы с желудком или кишечником, полное пренебрежение личными потребностями, желание «выпасть» из общества, желание уйти с работы или от друзей / семьи.

5. Хроническое выгорание

Симптомы выгорания настолько укоренились в жизни человека, что он, скорее всего, будет постоянно испытывать серьезные психические, физические или эмоциональные проблемы, а не время от времени испытывать стресс или выгорание.

Симптомы – хроническая грусть, депрессия, хроническая умственная и физическая усталость.

Выгоранию подвержены все люди в разной степени, и контролировать эмоциональное состояние каждого сотрудника невозможно. В западных компаниях распространен такой подход, когда сотрудник занимает одну и ту же должность не более трех-четырех лет, а потом он либо ротируется в рамках департаментов, что подразумевает полную или частичную смену деятельности, либо растет по карьерной лестнице, что подразумевает расширение круга обязанностей и полномочий.

Естественно, многое зависит от сплоченности коллектива, от общей эмоциональной обстановки на предприятии. Также на факт выгорания имеют влияние монотонная работа, низкая оплата труда (например, в социальной сфере), чрезмерная бюрократизация процесса работы.

Что происходит в компаниях и что делать руководителям


Алена Витшас
специалист по восстановлению из выгорания в IT-сегменте в индивидуальном и корпоративном форматах

Эмоциональное выгорание – естественный и логичный механизм защиты психики и организма от постоянного неснижаемого напряжения. После года пандемии проблема стала еще более острой.

Руководители, топ-менеджеры, собственники бизнеса находятся в особенно уязвимом положении. Разберем, что происходит. Понаблюдаем за парнокопытным, которое убегает от хищника. Если убежать удается, то через несколько секунд после смертоносной погони животное уже будет спокойно пить воду из реки и есть траву. Как так? У парнокопытного есть, куда выбросить стресс и страх, – в реакцию тела «беги». В современных офисах, к сожалению, нет такой опции. Важно продолжать оставаться сидеть на месте, улыбаться в ответ и обещать все сделать до наступления дедлайна.

Мы заперты в эмоциональной и физической ловушке отреагирования. Так накапливается хронический стресс высокой интенсивности, и организм, и психика в какой-то момент сдаются и перестают защищаться. Человек выгорает.

По проведенным мной исследованиям, в крупных компаниях с жесткой структурой выгорание встречается чаще, чем в маленьких, недавно вышедших на рынок. Ситуация особенно грустная, когда по оценкам HR-отдела показатели продуктивности сотрудников находятся на высоте (70-80% удовлетворенности на рабочем месте), и это совсем не соответствует реальности, если углубиться в исследование, направленное на ощущения самого человека и на то, как он искренне себя ощущает в компании. По рынку уровень выгорания в компаниях сейчас составляет от 40% до 70%.

Что делать собственнику бизнеса в таком случае? Пересмотреть точку зрения на здоровье и отдых сотрудников. Взглянуть на стимулирование, продуктивность и мотивацию сотрудников через более уважительное отношение, рассмотреть компромисс по нагрузке и относиться к сотрудникам как к живым людям, а не как к машинам, которых можно выбросить на помойку, когда они ломаются и перестают работать.


Гоар Давтян
бизнес-коуч, преподаватель HR & Лидерство в программе МВА МГУУ и ВШЭ

Это бич нашей современности, нашего времени. Это состояние, когда нет ни сил, ни чувств, ни радости в жизни.

Причины возникновения эмоционального выгорания могут быть разными. Например, чувство недооцененности, незаслуженная критика, напряженная или однообразная работа, большая загруженность, недостаточное поощрение труда, несоответствие корпоративных ценностей компании и ценностей самого сотрудника. Например, в компании считается правильным лозунг «Не обманешь – не продашь». Однако сам сотрудник с таким подходом не согласен, но вынужден подчиняться ради хорошей зарплаты. Через какое-то время у него может появиться чувство опустошенности, которое приведет в дальнейшем к эмоциональному выгоранию.

Что необходимо знать собственнику бизнеса, чтобы его сотрудники не выгорали? Прежде всего быть бдительным и внимательным. Если сотрудник, который был мотивирован, общительным, открытым, лояльным, вовлеченным, вдруг в какой-то момент стал вспыльчивым, циничным, начал проявлять недовольство, стремиться к изоляции, уклоняться от своих обязанностей, то это для руководителя сигнал, говорящий о том, что у человека скорее всего эмоциональное выгорание. Стоит с ним поговорить и понять причины возникновения такого состояния, решить, как можно ему помочь.

Зачастую сами руководители испытывают эмоциональное выгорание, причины которого связаны с напряженным ритмом работы, многозадачностью, рабочими проблемами и т.д. Это может создать условия в компании, при которых и сотрудники начнут испытывать эмоциональное выгорание.


Оксана Хохлома

лайф- и бизнес-коуч, руководитель московского центра Академии Развития Человека

Обычно собственникам бизнеса проблема эмоционального выгорания сотрудников становится заметна тогда, когда резко падает производительность труда. Это уже печальный итог, а начинается все с того, что еще вчера активный и продуктивный специалист все больше погружается в апатию, безразличен к окружающим, жалуется на хроническую усталость и недосып. С поставленными задачами он уже не справляется, и на него невозможно рассчитывать, как раньше.

Главная причина эмоционального выгорания психологическая, потому что более всего ему подвержены те, кто по роду деятельности постоянно общается с людьми. Если отсутствует умение справляться с негативом, который регулярно в той или иной мере возникает во время коммуникации с клиентами, коллегами, накопленный стресс в какой-то момент «выбивает все предохранители», и человек «гаснет». Дополнительными причинами выгорания могут быть неблагоприятные условия окружающей среды – недостаток солнечного света, длительная зима, а также состояние здоровья, авитаминоз, накопившаяся усталость.

Если вы замечаете признаки эмоционального выгорания у сотрудника, возможно, достаточно поговорить и предложить помощь. К примеру, выходом из положения может стать короткий внеочередной отпуск. В неформальной обстановке сотруднику легче выйти на откровенный разговор, поэтому так популярно проведение корпоративных вечеров и тимбилдингов. Это позволяет общаться какое-то время «без галстуков», эмоционально разряжаться и поддерживать здоровый климат в коллективе.

Если проблема носит системный характер и не решается с помощью стандартных инструментов, лучше подключить специалистов. В ходе работы с психологом сотрудник научится решать вопросы, связанные с негативом и агрессией, и «перерабатывать» их самостоятельно. Не обязательно держать в штате психолога, можно заключить контракт с фрилансером или психологическим центром и объявить сотрудникам, что в случае возникновения вопросов они всегда могут обратиться к специалисту и что вы оплатите им, например, 50% от стоимости услуг. В любом случае это обойдется вам дешевле, чем выгорание сотрудника, его уход, замена и обучение нового.


Лидия Филатова

эксперт в области HR брендинга

Руководителям нужно обращать внимание на то, сколько работают их подчиненные. Если они часто задерживаются и перерабатывают, необходимо определить причину этого. Если объем работы слишком велик, его стоит перераспределить или нанять дополнительную силу.

Важно и то, сколько сотрудник работает на данной позиции. Должна всегда проходить естественная ротация кадров. Каждый успешный сотрудник должен менять работу не реже чем один раз в пять лет или продвигаться по карьерной лестнице. Если этого нет – выгорание обеспечено.

В одной компании 65% сотрудников работали внутри структуры более десяти лет. Это приводило в всеобщему выгоранию. Новые сотрудники не могли напитаться и зарядиться культурой компании, так как совершенно все тянуло вниз. В таком случае остается только постепенно менять состав.


Любовь Богданова
психолог, дыхательный терапевт международного реестра

Необходимо следить за тем, чтобы сотрудники не находились в истощающей ситуации, которая воздействует на человека слишком сильно или слишком долго. Это не значит, что у человека вообще не должно быть стресса. Мировые эксперты говорят, что проблема возникает, если стресс не был успешно преодолен. Из этого вытекает двуединая задача – по возможности снижать стрессовую нагрузку, выстраивая рабочие процессы наиболее оптимальным образом, и обучать сотрудников навыкам преодоления стрессовых нагрузок. Например, антистрессовому дыханию, которое занимает от 20 секунд до минуты и может выполняться прямо на рабочем месте. Есть даже варианты, незаметные для окружающих.

И поскольку любую проблему лучше предупредить, чем исправлять, актуальным трендом становится корпоративное обучение и помощь сотрудникам в снятии стрессовой нагрузки. Снова двойная задача – обучить сотрудников, чтобы они умели самостоятельно снимать перегрузку симпатической активности и переходить в режим успокоения и восстановления, а также внедрить в повседневную жизнь практические пятиминутки и даже «минутки». Вспомните: в советские времена по радио транслировались занятия «производственной гимнастикой».

Успешные компании проводят антистрессовые дыхательные пятиминутки, причем их можно проводить как в офисе, так и удаленно через интернет, поскольку дистанционная работа также становится для многих сотрудников фактором стресса. Лучше этого может быть еще и внутренняя «генеральная уборка», восстановление вегетативного баланса (симпатической и парасимпатической активности вегетативной нервной системы), с чем прекрасно справляются практики большого формата дыхания. Чаще всего эти практики используют владельцы и топ-менеджеры, но они, безусловно, имеют перспективы и для корпоративных групповых программ.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: