Эмоциональное выгорание – естественный и логичный механизм защиты психики и организма от постоянного неснижаемого напряжения. После года пандемии проблема стала еще более острой.
Руководители, топ-менеджеры, собственники бизнеса находятся в особенно уязвимом положении. Разберем, что происходит. Понаблюдаем за парнокопытным, которое убегает от хищника. Если убежать удается, то через несколько секунд после смертоносной погони животное уже будет спокойно пить воду из реки и есть траву. Как так? У парнокопытного есть, куда выбросить стресс и страх, – в реакцию тела «беги». В современных офисах, к сожалению, нет такой опции. Важно продолжать оставаться сидеть на месте, улыбаться в ответ и обещать все сделать до наступления дедлайна.
Мы заперты в эмоциональной и физической ловушке отреагирования. Так накапливается хронический стресс высокой интенсивности, и организм, и психика в какой-то момент сдаются и перестают защищаться. Человек выгорает.
По проведенным мной исследованиям, в крупных компаниях с жесткой структурой выгорание встречается чаще, чем в маленьких, недавно вышедших на рынок. Ситуация особенно грустная, когда по оценкам HR-отдела показатели продуктивности сотрудников находятся на высоте (70-80% удовлетворенности на рабочем месте), и это совсем не соответствует реальности, если углубиться в исследование, направленное на ощущения самого человека и на то, как он искренне себя ощущает в компании. По рынку уровень выгорания в компаниях сейчас составляет от 40% до 70%.
Что делать собственнику бизнеса в таком случае? Пересмотреть точку зрения на здоровье и отдых сотрудников. Взглянуть на стимулирование, продуктивность и мотивацию сотрудников через более уважительное отношение, рассмотреть компромисс по нагрузке и относиться к сотрудникам как к живым людям, а не как к машинам, которых можно выбросить на помойку, когда они ломаются и перестают работать.