Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Эмоциональное выгорание.
Истории из бизнеса

По данным Gallup, 76% сотрудников компаний хотя бы раз испытывали эмоциональное выгорание. Почему оно возникает и как с ним справиться? Своими историями делятся бизнесмены и независимые эксперты.

Фото: Andrea Piacquadio, Pexels

«Подобно инфекции, стресс может распространяться по офису»


Василий Пигин

TTISI Россия, Москва, HR-Tech эксперт, Генеральный директор TTISI Россия

«Выгорание сотрудников на работе обходится компаниям крайне дорого. Всемирная организация здравоохранения официально признала выгорание болезнью, которое приводит к депрессии, тревожности, проблемам с физическим и психическим здоровьем. В таком состоянии сотрудник не может продуктивно работать.

В ходе многочисленных исследований TTISI были выявлены типичные для большинства организаций факторы выгорания:

  1. Завышенные требования;
  2. Дисбаланс усилий и вознаграждения;
  3. Потеря контроля;
  4. Интенсивность изменений;
  5. Руководитель;
  6. Отсутствие помощи в коллективе, искажение или замалчивание информации, конфликты, сплетни, интриги и подковерные корпоративные игры;
  7. Ненадежность работы.

Подобно инфекции, стресс может распространяться по офису и задавать тон команде. В одной из организаций было исследовано 18 человек. У 95% сотрудников департамента наблюдался повышенный или сильный уровень стресса из-за плохой внутренней коммуникации и недостаточной информированности о правилах и процедурах. Стресс также серьезно повлиял на поддержку внутри группы: 73% низко оценили уровень сотрудничества и отметили, что окружающие сознательно или подсознательно игнорировали друг друга или ситуации, приводящие к конфликту.

Люди не всегда охотно признаются в том, что испытывают выгорание на работе, поэтому оно может стать тихим убийцей – его симптомы могут не опознаваться. Были диагностированы поведенческие проявления выгорания – нарушении режима питания и сна, прокрастинация, нервозные привычки. Соматические и эмоциональные проявления – вялость, частые недомогания, раздражительность, чувство «загруженности» – также проявились.

В ходе исследований был выявлен и уровень мобилизующего, т.е. «хорошего» стресса. Положительное действие мобилизующего стресса помогает отвечать на вызовы, учиться и развиваться. Это источник мотивации и повышения вовлеченности сотрудников».


Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»

«Я бы выделил три проявления выгорания:

  • физическое – человек в буквальном смысле плохо себя чувствует, начинает заболевать;
  • поведенческое – человек начинает тратить намного больше времени на решение привычных задач, буквально заставлять себя садиться за компьютер и приступать к обязанностям; обычно в таких случаях наблюдается потеря продуктивности;
  • психологическое – специалист «угасает», превращаясь в апатичную тень привычного себя; мало спит, становится жестким пессимистом.

Если человек не любит то, чем занимается, вероятность его выгорания значительно выше.

Летом 2020 года, в разгар пандемии коронавируса один из наших опытных frontend-разработчиков написал своему тимлиду, что в ближайшее время планирует сменить работу. На логичный вопрос «Почему?» последовал ответ: нет больше сил сидеть дома, чувствует себя бесполезным.

Мы знали, что человек тяжело адаптировался к удаленной работе, всегда были на связи по Zoom и мессенджерам, но дело оказалось серьезнее. Расставаться с сотрудником мы не планировали, и решение было принято в кратчайшие сроки. Он выходил в офис с рядом условий: передвижение до места работы и дома только на личном автомобиле; рабочее место полностью соответствует требованиям Роспотребнадзора; соблюдение социальной дистанции в офисе.

Кроме того, в помещении, где было создано его рабочее место, мы поставили бактерицидный рециркулятор и предоставили запас антисептиков, масок и витаминов. В то время в офисе могли находиться только руководители отделов и направлений, а также топ-менеджмент. Они нашли нужные слова, привлекали программиста к решению небольших бытовых вопросов, спрашивали его мнение относительно организации других рабочих мест. Эффект появился уже через неделю: человек буквально «ожил», втянулся в привычный ритм и до сих пор является частью команды».

«Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни»


Елена Стасевич
совладелец и генеральный директор психологической компании «Эксклюзив Тренинг инвест», эксперт-психолог, полиграфолог, медиатор

«Самая яркая история в моем становлении как предпринимателя, которая привела к эмоциональному выгоранию, – это когда шесть лет назад я была в самом начали пути и все хотела контролировать, делать сама, никому не доверяла, не делегировала, не позволяла окружающим ошибаться, а тем более себе не давала право на ошибку. Хотелось всего и сразу.

Это привело к сильнейшему эмоциональному истощению, нежеланию вообще двигаться вперед, преодолевать проблемы. Каждый день посещали мысли «Закрывай бизнес, уходи – это не твое, возвращайся в найм, там ты успешна».

Я осознала, что мой перофекционизм и бизнес – это не совсем совместимые вещи. И девиз «Все или ничего» ни к чему, кроме эмоционального истощения и разочарования, не привели. А еще к этому подключились внутренние установки «Я должна во всем быть примером для подражания для сотрудников», «Я не могу совершать ошибки», «Я должна все контролировать».

Однажды поняла – это было как некий инсайт – у меня «нехороший» стресс. И начала не бороться с ним, а эффективно управлять. Как? Училась воспринимать даже самые слабые сигналы собственного организма, признаки стресса, затем помогала себе разбираться в их источниках, старалась не допускать проявления серьезных симптомов. Главное – найти такую форму релаксации и отдыха, переключения смены деятельности, которая даст удовлетворение и полное принятие и раскрытие себя.

Для быстрого реагирования на стрессовые ситуации в бизнесе важно вовремя включать защитные механизмы, которые позволят безболезненно управлять выгоранием. У меня это было:

  • лояльная команда (грамотный отбор кадров, создание команды, которой можно доверять и делегировать задачи);
  • тайм-менеджмент (разработала собственную удобную для себя систему приоритетов для решения бизнес-задач);
  • личная эффективность (проанализировала и составила для себя «уникальный список» своих качеств, способностей, которые делают меня неповторимой и мотивируют, при необходимости напоминала себе об этом);
  • физическая активность (укрепление организма, дополнительная энергия и выносливость);
  • успешные люди, истории (общалась с теми, кто меня заряжает, кто верит в меня и поддерживает);
  • продуктивные тайм-ауты (отдыхала, не дожидаясь усталости).

Основатель учения о стрессе Ганс Селье сказал: «Не следует бояться стресса. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни». Поэтому кроме плана «А» рисуйте всегда план «Б», не бойтесь форс-мажоров, работайте над своей эффективностью и регулярно анализируйте все то, что создаете в бизнесе».


Александр Высоцкий
основатель Visotsky Consulting, эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем

«Эмоциональное выгорание возникает тогда, когда люди не дозируют нагрузку в работе. Однажды один из моих подписчиков признался, что хочет работать чуть ли не по 24 часа в сутки. Но, работая в таком режиме, он начинает заболевать. Чаще бывают проблемы не на физическом, а на психоэмоциональном уровне: я бы сказал, что человек «закипает».

Выгоранию подвержены сотрудники большинства компаний. Сейчас мало бизнесов, которым требуется физическая сила, – нужны мозги! Сотрудники должны постоянно что-то создавать и творить. И даже если владелец работает над тем, чтобы они были вовлечены и чувствовали себя частью команды, эмоциональное выгорание все равно наступает.

Я против того, чтобы сотрудники Visotsky Consulting жили одной только работой. Считаю, что работа 24 часа в сутки контрпродуктивна, сам не работаю в таком режиме и пропагандирую необходимость отдыха сотрудникам».

«Фиксируйте себя в моменте – не закидывайте полухолодную еду в рот»


Юлиана Шунина
PR-эксперт, коуч, консультант

«В моей сфере – сфере коммуникаций с общественностью – выгорание специалистов довольно частое явление. Я называю это явление «Маркетинг живет три года», по аналогии с названием романа Бекбедера «Любовь живет три года».

До того, как я стала работать на себя в качестве PR-агента и PR-консультанта, я работала в штате многих компаний, в том числе с мировой известностью. Но какая бы крутая компания не была, она всегда состоит из людей. И основной причиной выгорания в нашей сфере являются именно люди, коллеги, часто руководители.

Я видела, как неопытные (или наоборот «закоренелые») руководители допускали целый ряд ошибок в общении с подчиненными, говоря вещи, которые никогда не следует произносить. К таким выражениям относятся: «Какая разница, что ты думаешь» или «Делай, как я сказал». Такие фразы убивают инициативу сотрудников. Утверждения «Наша задача – зарабатывать», «Встретимся на кассе» любой человек воспримет как тождественные слову «эксплуатация». А неточные формулировки («Сделайте уже хоть что-нибудь») говорят об отсутствии понимания задач у самого босса. Люди творчества, а именно к таким я отношу работников индустрии рекламы и PR, моментально выпадают в осадок, закрываются, выгорают дотла.

Сотрудников творческих специализаций часто в довольно грубой форме останавливают в поиске неординарных решений и не стимулируют в развитии в профессии. Компании не заинтересованы в обучении специалистов, те в свою очередь через пару лет, а то и месяцев, увольняются в припадке творческого кризиса. Я видела многих коллег, которые, обладая высоким потенциалом и стремлением, прозябают в странных задачах.

И сама бывала в такой ситуации. Руководитель отдела маркетинга в большом сетевом отеле не имел общей картины развития бренда, не собирал команду для сплочения, не составлял стратегию работы. Общался с сотрудниками в пассивно-агрессивном стиле. Не принимал в расчет и всячески корил за любое проявление жизни вне работы: болезнь, наличие детей. Долго я соблюдала нейтралитет, работала над своим восприятием ситуации, но в итоге выгорела и уволилась из отеля одним днем. Буквально в течение года в этом отеле уже не было ни этих сотрудников, ни этого руководителя.

Что я могу посоветовать людям творческих профессий (копирайтеры, SMM-менеджеры, PR-специалисты):

  1. Попробуйте отойти от дел, которые ввели вас в такое состояние, хотя бы на пару выходных дней. За это время – никакого анализа, просто отдых, сон, хорошее питание. Иногда для психологического равновесия и нормального функционирования нервной системы не хватает очень простых вещей.
  2. Напишите кратко, что нового вы бы могли внести в свою работу, в свою компанию, какие функции могли бы сменить. По возвращении на работу обсудите сложившуюся ситуацию с руководителем. Расскажите, с какими проблемами столкнулись и в чем видите перспективное развитие. Уверяю вас, многие начальники просто не знают о проблемах выгорания своих сотрудников.
  3. Если есть команда – начинайте практиковать мозговые штурмы. В них очень часто можно выразить то, что в будничном режиме будет не к месту, а также послушать креативные идеи своих коллег. Помните, главное правильно штурмов – нельзя говорить «нет».
  4. И последнее: не жертвуйте ресурсом и замедляйте ход. В дедлайнах не забывайте, что вы когда-то любили читать. Час чтения в день не украдет вас от самых важных дел, но напитает. Согласитесь на поход в кинотеатр с давним другом, который безмолвно ждет ответ в чате вотсапа. Фиксируйте себя в моменте – не закидывайте полухолодную еду в рот, накрывайте красиво на стол, наслаждайтесь и чувствуйте вкус этой жизни в деталях».

Константин Сомов
основатель сервиса Tabit.ru

«Небольшая компания была полностью уверена, что все идет хорошо и все довольно счастливы. Они, конечно, слышали, что такое эмоциональное выгорание, но никак не применяли это к себе. По понятным причинам я не называю компанию, но поделюсь историей использования Tabit.

По результатам теста сотрудники компании показывали конфликтность и напряженное общение между собой. Конечно, все были обескуражены этим фактом, но начали признавать сначала самим себе, потом в общении с окружающими, что действительность не такая радужная, как им казалась.

На втором этапе у компании сформировалась база проблем, о которых все знали, но о которых не думали никогда. Проблемы воспринимали как норму рабочей жизни, но оказалось, что они влияют на коллег по-разному. Собственник бизнеса начал смотреть, с какой скоростью успевает их решать, и сравнивать, как решаемые проблемы постепенно изменяют климат коллектива.

Работать стало спокойнее и проще. Сотрудники начали относится по-другому к клиентам, стали постепенно расти как профессионалы, прекратили тратить энергию на внутренние разборки. Руководитель понял причины отсутствия роста и увидел, что на работе не обязательно эмоционально гореть, а можно просто делать свою работу, если, конечно, среда это позволяет».


Гоар Давтян
бизнес-коуч, преподаватель HR & Лидерство в программе МВА МГУУ и ВШЭ

«Меня пригласили как коуча к первому лицу производственной компании. Приглашение поступило от инвестора, который заметил, что директор сильно изменился – стал немотивированным, озлобленным, это как раз признаки эмоционального выгорания.

Пообщавшись с директором, я поняла, что он сам никаких проблем в своем состоянии не видит. На мой вопрос, что он хочет в жизни для себя, я слышала только слово «должен» – должен для компании, команды, семьи и детей. Но ни разу я не услышала слова «хочу». Вот здесь-то и заключалась причина возникновения эмоционального выгорания: у взрослого человека в жизни не осталось желаний, все делалось через обязательства.

Важно наличие баланса между тем, что хочет человек и что хочет от него общество, компания, сотрудники. Если такой баланс есть, это отлично, значит, у человека есть внутри энергия для движения вперед.

Я попросила директора написать по десять пунктов «Я хочу» и «Я должен». С последними он справился быстро, а вот с первыми возникли проблемы – он просто не мог вспомнить свои желания. Тогда я попросила его составить хотя бы пять «Я хочу» и начать внедрять эти пункты в жизнь. И не важно, что это – рисовать, пойти с друзьями на рыбалку, поиграть в футбол. Важно реализовать желания. Это помогло, человек вернулся к прежнему состоянию, но уже «Я хочу» появилось в его жизни наравне с «Я должен».

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: