€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
От новобранца к гуру
Фото: Anna Shvets, Pexels
Коуч предпринимателей, топ-менеджеров и федеральных политиков, постоянный спикер международных форумов Виктория Шухат знает, как из коллектива сделать команду. Как управлять любым подчиненным, влиять на его успешность. И не важно, какая компания – коммерческая, государственная, общественная…
«Команда – это когда ты знаешь, что, условно говоря, брошенный тобой мячик не упадет на землю, а будет подхвачен кем-то еще. А «молодец среди овец» – никакой радости в этом нет», – отмечает Виктория Шухат.
Правда же такова:
- 70% сотрудников не работает на максимуме, не реализует свой трудовой потенциал на 100% (исследование GALLUP Media).
- Команды с высоким уровнем мотивации работают на 31% продуктивнее и продают на 37% больше.
- 15% сотрудников выполняют 88% всей работы компании (практически правило Парето).
Но ситуацию можно исправить...
Для того, чтобы получить наилучшие результаты, какие только возможны в данных обстоятельствах, руководителю надо иметь несколько ключевых подходов. Разберем один из них – ОЦЕНКА.
Оценка – это желание и способность руководителя рассмотреть каждую конкретную ситуацию.
Успешность подчиненного – это:
- Уровень профессионализма. Компетентность.
- Мотивация. Настрой. И это не про деньги
Типология сотрудников по Шухат:
Тип сотрудника |
Компетентность |
Настрой |
Новобранец |
Низкая |
Средний / Высокий |
Болото |
Низкая / Средняя |
Низкий / Средний |
Рабочая лошадь |
Средняя / Высокая |
Средний / Высокий |
Гуру |
Высокая |
Высокий
|
Коль есть 4 типа подчиненных, то есть и 4 типа взаимоотношений с каждым из них. Рассмотрим, как вести себя с ними правильно.
1. Новобранец
Только начал работу. Вдохновение высокое, опыта нет.
Что нужно такому человеку?
- Признание энтузиазма
- Четкие цели
- Стандарты выполнения работы
- Информация, необходимая для выполнения
- Указания, как, что и когда делать
- Расстановка приоритетов
- Ограничения по полномочиям
- Постановка сроков выполнения работы
2. Болото
Профессионалом не стал, но вдохновения уже нет.
Что нужно такому человеку?
- Четкие цели
- Похвала за прогресс
- Право на ошибку
- Объяснения «почему?»
- Возможность обсудить сомнения
- Вовлечение в принятие решений и решение проблем
- Ободрение и поддержка
3. Рабочая лошадь
Профессионализм вырос, и возросла мотивация. Знает 70-80% задач, и решает их.
Что нужно такому человеку?
- Поддержка и одобрение
- Возможность выразить сомнения
- Участие в принятии решений
- Уверенность в своих силах
- Потребность быть услышанным
- Поощрение и похвала
- Интересная задача / Возможность разрабатывать план
4. Гуру
Есть и профессионализм, и мотивация. Но есть и «головокружение от успехов», «корона на голове».
Что нужно такому человеку?
- Дальше новое поручение или должность.
- Сложные и разнообразные задачи
- Автономность работы
- Полномочия для принятия решений
- Признание
- Доверие
В зависимости от типа сотрудника выбирается и стиль взаимоотношения с ним.
Стили руководства
Как выглядит ваше поведение при влиянии на людей в глазах окружающих? Рассмотрим 4 варианта руководства.
Директивный стиль:
- Структурирование
- Организация
- Обучение
- Контроль
Руководитель:
- Говорит, что, когда и как надо сделать
- Четко определяет роль сотрудника
- Планирует и организует работу
- Устанавливает приоритеты и сроки
- Учит сотрудника, как выполнять работу
- Определяет метод оценки работы
Для какого типа сотрудников директивный стиль наиболее полезен? Новобранец.
Поддерживающий стиль:
- Ободрение
- Объяснение
- Способность слушать
- Умение задать вопросы
Руководитель:
- Поддерживает двухстороннюю коммуникацию
- Слушает, поддерживает и ободряет
- Вовлекает сотрудника в процесс принятия решений
- Поощряет самостоятельное решение проблем
- Спрашивает мнение работника
- Предоставляет необходимую информацию
- Дает объяснения
- Поощряет командную работу
Для какого типа сотрудников поддерживающий стиль наиболее полезен? Рабочая лошадь.
Наставнический стиль:
Что такое наставничество:
- демонстрация
- инструкция
- рекомендация
Важнейший элемент наставничества – обратная связь: чему-то обучаете вы, а потом чему-то обучают вас другие сотрудники.
5 шагов наставничества:
- Покажи
- Расскажи
- Сделай вместе
- Дай сделать самому и дай обратную связь
- Дай сделать самому и провести самостоятельный анализ
Ступени наставничества:
- Формулирование целей и программ обучения
- Обучение ученика
- Обратная связь
- Оценка и подведение итогов работы
Особенности обучения взрослых:
- Важна проблематизация!
- Взрослые готовы обучаться только в том случае, если они понимают, что эти знания/умения необходимы/пригодятся для работы.
Для этого необходимо показать:
- Что им нужно
- Что они этого не знают
Для какого типа сотрудников наставничество наиболее полезно? Болото.
Делегирующий стиль:
Делегировать...
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ |
РЕКОМЕНДУЕТСЯ |
Постановку целей |
Рутину |
Подбор команды для проекта |
Когда человек может выполнить задачу не хуже вас |
Контроль над работой команды |
Когда вам не хватает квалификаций, знаний или опыта |
Стимулирование членов команды
|
Когда задание способствует росту подчиненных |
Оценку членов команды |
|
Вознаграждение членов команды |
|
Персонально доверенные задачи |
|
Проблема №1 – неправильный выбор формата делегирования.
Вишенка на торте управленческих компетенций – делегировать вашим сотрудникам как можно больше.
Ключевые критерии для выбора оптимального уровня делегирования:
- Квалификация подчиненного
- Мотивированность подчиненного
- Репутация подчиненного в части старательности и обязательности
- Сложность и (или) инновационность работы
- Критичность качества исполнения
Что нас тормозит:
- Неспособность / нежелание ослабить контроль
- Желание производить впечатление занятого человека
- Опасение потерять свою ценность в глазах руководства
- Страх, что сотрудник ошибется и подведет вас
- Опасение, что работа будет сделана иначе
- Нравится выполнять определенную работу
- Некогда объяснять, проще сделать самому
Для какого типа сотрудников делегирующий стиль наиболее полезен? Гуру.
59% сотрудников считают своего руководителя неэффективным (GALLUP Media)
Сходства всех стилей:
- Ставит цели
- Задает стандарты работы
- Осуществляет контроль
- Дает обратную связь
Различия:
- Количество директив
- Объем контроля
- Степень вовлечения сотрудника в процесс
Ученые подсчитали, что идеальное количество подчиненных – 7 человек. Максимально допустимое сотрудников в прямом подчинении – 14 человек (считается, что 14 – идеальное количество детей в классе). 15-й – лишний.
Варианты руководства
- Правильный стиль лидерства
- Чрезмерное руководство
- Недостаточное руководство
Последствия чрезмерного руководства:
- Работники во всем зависят от руководителя
- Отсутствие инициативы
- Отсутствие профессионального роста
- Работники чувствуют злость и обиду
Последствия недостаточного руководства:
- Работники не уверены в себе, чувствуют себя брошенными
- Работа не выполняется так, как хочет руководитель
- Работники чувствуют разочарование и обиду