Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Инфраструктурное меню».
Чем государство кормит стройку?

Об инструментах финансирования инфраструктурных проектов говорили на выездном заседании комитета Государственной Думы по финансовому рынку, которое состоялось 31 мая в Чебоксарах.

Фото: Эльмира Кобина

«Недоделанные» концессии

Инфраструктура – важнейший показатель качества жизни и комфорта городской среды. Она делает жизнь лучше и современнее, а кроме того, создает условия для развития бизнеса. По данным РОСИНФА, ежегодные инвестиции в инфраструктуру в Китае превышают $800 млрд, в США – $300 млрд, а в России они составляют менее $40 млрд.

По словам председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, доля затрат на инфраструктуру по целом по стране равна 2,2% от ВВП.

«По оценкам специалистов, должно быть как минимум в два раза больше. А с учетом масштабов нашей страны и неразвитости инфраструктуры, думаю, что должно быть не 4,5-5% ВВП, а еще больше. Сейчас принимаются решения, которые должны простимулировать этот процесс, значительно увеличить расходы на инфраструктуру, а это даст потом серьезный эффект в развитии экономики», – подчеркнул Аксаков.

Как отметил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов, развитие инфраструктуры в России начинает сдвигаться с мертвой точки. Для эффективных результатов нужно ориентироваться на международный опыт.

«Союз независимых государств в различных формах – и концессий, и ГЧП – действительно способен находить финансирование и реализовывать такие проекты. Очень важно иметь понимание, как окупается проект. То, что его окружает, должно иметь материальный источник для погашения такого финансирования», – пояснил Сергей Швецов.

Примером успешного инфраструктурного проекта он назвал строительство метро в Гонконге. Работы были профинансированы владельцем земли, и затем в связи с проведением метро ее стоимость выросла.

Другой пример – строительство Евротуннеля длиной 51 км, соединяющего континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Стройка финансировалась консорциумом банков и строительных компаний.

«Несмотря на то, что проект прошел через несколько банкротств, он считается достаточно успешным – он существенным образом изменил географию бизнеса в европейском регионе», – отметил Швецов.

В России практику концессий успешной назвать пока нельзя. По словам зампреда Банка России, за десять лет они увеличились в 15 раз, что очень мало. Еще скромнее выросло финансирование соответствующих соглашений концессионными облигациями – в 12 раз, это также низкий показатель.

За десять лет концессии в России увеличились в 15 раз, что очень мало. Еще скромнее выросло финансирование соответствующих соглашений концессионными облигациями – в 12 раз, это также низкий показатель

«Концессии сегодня – недоделанный финансовый инструмент, и причина здесь в том, что ни концессионер, ни субъект, который заключает концессионное соглашение, до конца не выполняют свои обязательства, и нет четкого механизма побуждения к выполнению таких обязательств. В практике зарубежных стран, где концессия успешно применяется, созданы гарантийные фонды, и со стороны государства обязательства выполняются молниеносно – если не за его счет, то за счет гарантийного фонда. Снижение рисков взаимодействия привлекает в концессионный бизнес качественный капитал – не просто дешевый, но и способный обеспечивать своевременное строительство объектов в установленные сроки», – отметил Сергей Швецов.

Он добавил, что работа над концессиями в России продолжается – этим занимается рабочая группа ЦБ и правительства РФ.

Жизнеспособное эскроу

Другой инструмент финансирования инфраструктурных проектов – банковское финансирование. В сфере строительства сегодня физические лица могут участвовать в проектах только через эскроу-счета. Заключая сделки с застройщиками, банки оценивают скорость продаж. Чтобы она была высокой, государство стимулирует спрос сравнительно низкими ипотечными ставками.

«К 2030 году поставлена задача увеличить объем жилищного строительства до 120 млн квадратных метров в год, начиная с 2029 года. Композиция 120 млн метров идет через 50 млн ИЖС и остаток – многоквартирные дома. Чтобы ввести в год столько многоквартирного жилья, нужно, чтобы в стройке было порядка 200 млн [квадратных метров] с учетом цикла строительства в два года», – рассказал заместитель министра строительства России Никита Стасишин.

В проектах жилищного строительства затраты на инфраструктуру составляют 10-30% инвестиционных затрат

По словам чиновника, инвестиционной себестоимости внутри квадратного метра не везде хватает, чтобы покрыть затраты на строительство транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Плюс к тому дорожает металл, и нужно повышать зарплаты рабочим. А покупательская способность и доходы граждан не позволяют увеличивать стоимость метра, погружая туда эти затраты.

Тем не менее схему эскроу-счетов называют жизнеспособной. Реализуется она, однако, пока только в жилищном строительстве.

Где обещают длинные дешевые деньги

«Банки – это не те институты, которые являются важным источником долгосрочного финансирования. Два-три года – это понятная история, но есть проекты гораздо большего срока, и банки неохотно будут участвовать в таких проектах, потому что не обладают соответствующими пассивами и не могут принимать на себя избыточные риски», – подчеркнул Сергей Швецов.

По словам Никиты Стасишина, в России есть работающие инструменты долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов. Это инфраструктурные облигации, инфраструктурные бюджетные кредиты и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на модернизацию коммунальной сферы. Вместе они составляют так называемое «инфраструктурное меню».

Вот что рассказал чиновник о первом инструменте – инфраструктурной облигации:

«Тело облигации погружается в стоимость квадратного метра, возвращается после последнего раскрытия эскроу. Мы как министерство компенсируем доход по купону раз в полгода. Соответственно, застройщик получает длинные дешевые деньги не более, чем под 3,5-4%, – все зависит от ситуации на рынке».

Второй инструмент – бюджетный инфраструктурный кредит – пока на стадии формирования правил. Стасишин сообщил, что это кредит под 3%, и он будет выдаваться в первую очередь на строительство транспортной инженерной инфраструктуры, а возврат будет идти через бюджеты регионов за счет увеличения налоговой базы.

И третий инструмент – средства ФНБ на модернизацию инфраструктуры.

«В осеннюю сессию был принят закон о комплексном развитии территорий. Это как раз то, что позволит изменить облик городов, по сути, реновировать ряд депрессивных районов, либо более эффективно вовлечь в оборот промышленные зоны, создавая не только жилье, но и рабочие места, зоны отдыха и так далее. Средства ФНБ пойдут через Фонд ЖКХ при комплексном развитии территорий. Правила будут в ближайшее время», – добавил замминистра строительства.

«Инфраструктурное меню» составляют бюджетные кредиты, облигации и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на модернизацию коммунальной сферы

Никита Стасишин также упомянул две государственные организации, которые финансируют инфраструктурные проекты. Первая – это «ДОМ.РФ», она заявляет о готовности предоставлять земельный ресурс и участвовать в проектах комфортной городской среды.

Вторая – это ВЭБ.РФ. По словам заместителя генерального директора госкорпорации Артема Федорко, ВЭБ.РФ готова браться за проекты модернизации пассажирского транспорта, систем дорожного освещения, водоснабжения и водоотведения, строительства туристических кластеров, заводов по утилизации, дорог, мостов, железнодорожной инфраструктуры, авиационных терминалов и пр.

Облигации зеленеют

«Зеленые облигации», появившиеся в российском законодательстве в 2019 году, также могут быть инфраструктурными. Российским организациям, реализующим инвестиционные проекты по внедрению «наилучших доступных технологий», субсидируют затраты на выплату купонного дохода по облигациям.

«Зеленые облигации — это долговые ценные бумаги, которые выпускаются, чтобы привлечь инвестиции в проекты, направленные на улучшение экологической ситуации или хотя бы на минимизацию наносимого природе вреда», – отметил Сергей Швецов.

Он подчеркнул, что сегодня денег физических лиц на рынке гораздо больше, чем денег пенсионных фондов и страховых компаний, благодаря чему этот рынок будет активно развиваться. Позитивным фактором он также назвал экономическую ситуацию в стране.

«Долгосрочное финансирование живет в странах с устойчивой финансовой системой и устойчивой макроэкономикой. Правительство и Банк России за последние годы достигли больших результатов в этом плане. У нас достаточно низкая долговая нагрузка – и государственная, и по субъектам Федерации, у нас стабильно низкая инфляция. Все это в совокупности приводит к снижению долгосрочных процентных ставок. Посмотрите, как реагировали в 2020 году, в последний кризис, ставки по облигациям федерального займа. Не как обычно: они не взлетали, они подросли, но это был очень ограниченный рост. То есть, в принципе, инвесторы верят: в Российской Федерации долгосрочная стабильность, поэтому условия для появления долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов будут улучшаться, и надо этим воспользоваться», – заявил первый зампред ЦБ.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: