Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

На темной стороне:
почему мошенники процветают
и как с ними борются в России

Рассказывает Андрей Андрианов, заместитель директора Ассоциации развития финансовой грамотности.

Фото: Tima Miroshnichenko, Pexels

Желанные «клиенты»

– По данным исследования Tinkoff Data, 90% населения нашей страны сталкивались со звонками мошенников. Это не только пирамиды, нелегальные практики, это еще и те, кто вытаскивает деньги посредством социальной инженерии, не используя сайты и подложные магазины.

Топ прибыльных схем мошенников в 2020 году:

  1. Сотрудник псевдобанка
  2. Фиктивный медработник
  3. Фишинговый сайт / несуществующий интернет-магазин.

В первом квартале 2021 года количество мошеннических звонков клиентам банков выросло на 170% относительно уровня 2020 года.

В исследовании BrandMonitor сообщается, что за 2020 год 150 млрд рублей похищено со счетов россиян. Средний ущерб на одного пострадавшего составляет 27-50 тысяч рублей.


Андрей Андрианов, заместитель директора Ассоциации развития финансовой грамотности

Почему статистика может быть не до конца правильной? Если жертва потеряла до 10 тысяч рублей, то с вероятностью 90% она никуда об этом не сообщит. Это или авантюристы, или люди, которые осознанно несут деньги аферистам.

По данным мониторинга фонда «За права заемщиков», более 50% пострадавших от мошенничества с пластиковыми картами, по телефону или через интернет, – экономически активные люди от 30 до 60 лет. Это основная целевая аудитория мошенников.

Пример из жизни: девушка в Москве купила ОСАГО и только через полгода узнала от сотрудника ГИБДД, что полис поддельный. Она заказала его на сайте, как оказалось – фишинговом. В результате получила штраф.

Методы мошенников

– Банк России представил статистику о черных кредиторах в 2020 году. Выяснилось, что 65% – это ООО. Почему так? Потому что их просто открыть по подложным документам, оформленным на непричастных людей (например, бездомных).


Мошенники развиваются. Понимая особенность каждого возраста, они подбирают к ним разные ключи. При этом новые схемы обмана появляются практически каждый день.

Первые звонки от мошенников можно получить, еще будучи школьником. В случаях с детьми и молодежью в возрасте около 20 лет речь чаще всего идет о проектах в интернете (социальные сайты, сайты знакомств, фишинговые сайты и рассылки), вытаскиванием данных карт и так далее.

75% российских школьников уже столкнулись с финансовыми мошенниками, при этом в большинстве случаев их родители ничего об этом не знают. К таким выводам пришли СК «Росгосстрах жизнь» и образовательная компания MAXIMUM Education, опросившие более двух тысяч учеников 5-11 классов по всей стране

Более экономическое активное население – в возрасте 30-40 лет – мошенники раскручивают на займы и инвестиции. Это «черные» кредиторы, псевдоинвестиционные компании и финансовые пирамиды.

А для старшего населения (50+) аферисты используют методы социальной инженерии. Это манипулирование поведением человека с использованием социальных и психологических навыков, откровенное воровство денег со счетов.

Полезные сервисы и проекты

– Как с этим можно бороться? В России существуют для этого специальные инструменты. Предупреждением мошенничества активно занимаются финансовые организации, государственные учреждения, общественные объединения и НКО. Включилось в работу и медиа.

Все они используют различные форматы – видео, листовки, наружную рекламу, статьи и сюжеты о новых видах мошенничества, интерактивные спецпроекты и масштабные информационные кампании. Очень действенная вещь – предупреждения на банкоматах.

Работают сторителлинг и личные кейсы. Например, в Коми запускают социальный проект – медиа, где будут опубликованы кейсы жителей региона о финансовом планировании с комментариями экспертов.

Позитивный эффект также имеет формат обратного наставничества: когда младший консультирует старшего. Это хороший способ финансового просвещения пожилых людей. В чем актуальность этого вопроса? Пандемия коронавируса дала миру мощный импульс в развитии цифровых технологий. Необходимость дистанции привела к тому, что большая часть жизни происходит онлайн: работа, обучение, общение, оказание и получение услуг. Но людям старшего возраста сложнее освоиться в новой реальности – им необходимы технологические знания и поддержка.

При обратном наставничестве источниками знаний становятся студенты и молодые специалисты. Они гибко мыслят, быстрее осваивают технологии и охотно делятся опытом.

Обратное наставничество на практике – информационная кампания «Расскажи бабушке», запущенная ОНФ. На сайте проекта дети в формате видео- аудио- или текстовых инструкций дают пенсионерам советы по финансовой безопасности. Мошенники работают на эмоции, и здесь тоже используется этот принцип. Этот проект в 2021 году охватил более 43 млн человек. Его поддержали 31 вуз, 500 СМИ и 400 волонтеров в 65 регионах.


В этом году запустился еще один проект – Мошеловка.рф. Это сервис по борьбе с финансовым мошенничеством. Пользователи могут сообщить сюда данные злоумышленника, узнать о признаках финансового мошенничества и популярных схемах обмана, обратиться за юридической помощью, получить инструкции с алгоритмами действий, стать волонтером-правозащитником и помогать людям словом и делом. Всего за пять дней сервис собрал более тысячи жалоб на брачных аферистов, финансовую пирамиду участницы «Дома-2» и «черных» кредиторов. Благодаря этому проекту каждый день становится известно о новых алгоритмах и «заходах» мошенников.


Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров развивает информационный проект «СтопПирамида». На его сайте можно смотреть видео с экспертами, узнать больше о видах и признаках финансовых пирамид, прочитать свежие новости по теме, а также оставить жалобу и получить обратную связь от специалистов.


Почтальоны финансовой грамотности – уникальный проект, который запустился только в одном регионе, Ульяновской области. Во многих отдаленных территориях – селах, деревнях, малых городах, до куда консультанты или финансовые волонтеры не доходят, многие получают пенсию все еще наличными – их приносят почтальоны. Проект как раз использует данную коммуникацию: человек, которому доверяют в вопросе финансов, дает определенные советы и получают обратную связь о случаях взаимодействия с мошенниками. В проекте участвуют 49 почтальонов, им охвачено более 3000 жителей Ульяновской области. Этим опытом заинтересовались другие региона. Думаю, что проект дальше будет клонироваться по стране.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: