Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Пространства для инсайтов

По оценкам Knight Frank, за второе десятилетие ХХI века число коворкингов в мире увеличилось на 3500%. Рост по экспоненте прервала пандемия с ее установкой на социальную дистанцию и удаленку.Что будет с коворкингами дальше и откроются ли в Ульяновске новые «гибкие офисы»?

Фото: Proxyclick Visitor Management System, Pexels

Умные, гибридные, выгодные

Концепция co-working проста и функциональна: сотрудники разных компаний работают в открытом офисном пространстве – open space – со всей необходимой техникой и мебелью. Современность, достаточная технологичность и стильный дизайн – главные черты успешных коворкинг-зон.

Работают в таких пространствах на условиях аренды. Как правило, это выгоднее, чем снимать отдельный офис. Есть и еще один – нефинансовый плюс коворкингов – живое общение, формирование общих интересов и культуры.

Сегодня коворкинги – отдельный сегмент офисного рынка. Как отмечает портал New Retail, драйвером его развития стал мировой финансовый кризис 2008 года, который, во-первых, потребовал от работодателей оптимизации, во-вторых, породил «бум» стартапов, а в-третьих, ознаменовал формирование экономики совместного потребления – sharing economy.

Пандемия коронавируса вступила в конфликт с идеей открытых рабочих зон. Локдауны их опустошили, да и сами люди стали осторожнее относиться к офисным пространствам. Год назад 58% сотрудников компаний, перешедших на удаленку из-за пандемии, сообщили в опросе «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» и платформы «Академия Здоровья», что после окончания режима самоизоляции чувствовали бы себя безопаснее в небольших кабинетах с ограниченным количеством человек. Многих беспокоили вопросы, связанные с наличием в офисах антисептиков, масок и одноразовой посуды, проведением санитарных обработок. От работодателей ждали сознательного подхода к организации рабочего пространства для обеспечения максимальной безопасности.

Тем не менее российский рынок коворкингов в 2020 году показал скромный, но все же рост: в Москве, на которую приходится основная его часть, он прибавил 13% (данные Арендатор.ру). Этому способствовало смещение спроса из сегмента традиционных офисов, выручка которых снизилась из-за сложного экономического положения арендаторов.st-block-12


Мария Бокова
управляющий партнер коворкинга Cabinet Lounge (Москва)

– Малый и средний бизнес отказывается от аренды отдельных офисов, которые, казалось бы, должны быть более интересными в период глобальной пандемии. В Москве спрос у небольших команд сместился в пользу рабочих мест в общем пространстве (до эпидемии ситуация была обратная – мы испытывали дефицит отдельных мини-офисов, на которые был высокий спрос). Крупные компании переходят в гибкие форматы, однако речь скорее не о классических коворкингах, а о форматах built-to-suit и об аренде больших блоков для своих команд в гибких рабочих пространствах.


Ирек Аллаяров
управляющий партнер сети смарт-офисов SOK (Москва)

– Пандемия и локдаун оказались триггером для развития рынка коворкингов в Москве. Так или иначе эта ниша развивалась бы, но ограничения работы в офисе, удаленка и гибридная система организации рабочих мест особенно ярко подчеркнули преимущества условий коворкингов и смарт-офисов, а именно гибкие условия, возможность краткосрочной аренды, включенный сервис.

В российских регионах коворкинг сегодня имеет очень слабую распространенность. По оценкам экспертов, на них приходится не более 20% рынка.


Ирек Аллаяров
управляющий партнер сети смарт-офисов SOK (Москва)

– Целевая аудитория коворкингов – это специалисты с проектными задачами. Активно используются коворкинги IT-специалистами, самозанятыми, представителями творческих профессий, а также сотрудниками компаний, работающих по гибридной системе. Смарт-офисы – это выгодное решение для крупных корпоративных клиентов. Как правило, в столице количество таких людей значительно больше, и у них уже сформирован запрос на комфортное рабочее место.

Площадки для технобизнеса


Вадим Павлов
генеральный директор Агентства технологического развития

– Создание таких пространств – это мировой тренд. В Ульяновске сегодня в качестве таких зон часто используются кафе, библиотеки, но самих коворкингов очень мало.

С декабря 2017 года АТР при поддержке Агентства стратегических инициатив реализует в регионе проект «Точка кипения». Ульяновская область вошла в число первых десяти субъектов РФ, в которых начали создавать уникальные пространства коллективной работы для развития экосистемы технологического предпринимательства, формирования новой образовательной среды и реализации творческого потенциала каждого участника.

Как отмечают в Агентстве технологического развития, открытие «Точки кипения» на улице Минаева стало заметным событием и внесло достойный вклад в развитие образовательно-предпринимательской экосистемы региона. «Точка кипения» в Ульяновске стала основной площадкой для всех, кто готов участвовать в разработке и реализации планов развития нашей страны, обмениваться опытом. Здесь объединены бизнес, общество и власть в общем стремлении», – заявляют в агентстве.

За три года в городе была создана сеть таких площадок – они появились в Ульяновском государственном университете и в Ульяновском государственном техническом университете. А скоро, по информации АТР, откроются еще и в Димитровграде, Новоспасском и Базарном Сызгане.

Количество мероприятий, проведенных в ульяновских «Точках», превысило 1400, а число уникальных участников – 18 тысяч. Самые популярные форматы событий – семинары и тренинги, мероприятия в сфере образования и стратегического управления.


Вадим Павлов
генеральный директор Агентства технологического развития

– Пандемия, безусловно, внесла коррективы. С марта прошлого года, к сожалению, наша коворкинг-зона не работает, но «Точка кипения» открыта и продолжает проводить мероприятия с соблюдением санитарных требований.

Зарабатывать, а не только учиться

Еще одно открытое пространство для ульяновского бизнеса появилось в разгар пандемии – в сентябре 2020 года. Это объединенная площадка «Движок» для самозанятых и индивидуальных предпринимателей.


Алена Кононова
создатель пространства «Движок», руководитель консалтинговой группы «Опора», председатель комитета по развитию института самозанятых УРО «Опора России»

– «Движок» родился именно в пандемийное время. Большие площадки под массовые мероприятия были закрыты, кафе и рестораны не могли принимать такие форматы посетителей. А необходимость в мероприятиях была – конечно, с соблюдением всех норм.

Наше пространство небольшое, вместимость – максимум 45 человек. При требованиях к заполняемости зала и ограниченному количеству участников именно «Движок» предоставил возможность встречаться при необходимости.

В «Движке» проходят «диалоги» предпринимателей с властью, представители бизнеса обмениваются опытом. Организуются обучающие и образовательные семинары, круглые столы, неформальные встречи, мастерклассы, бизнес-игры.


Алена Кононова
создатель пространства «Движок», руководитель консалтинговой группы «Опора», председатель комитета по развитию института самозанятых УРО «Опора России»

– Волонтеры культуры презентовали проекты. Федерация мотоциклетного спорта Ульяновской области провела круглый стол с Агентством по туризму. Руководители частных образовательных дошкольных учреждений и бюджетных детских садов обсуждали качество дошкольного образования. Состоялась встреча на высшем уровне по обсуждению приоритетного регионального проекта «Зажиточная семья».

По словам Алены Кононовой, за короткий срок существования площадки на ней побывало больше 300 студентов, свыше 800 предпринимателей и самозанятых. Более того, около 300 человек официально оформились как самозанятые прямо на территории «Движка».


Алена Кононова
создатель пространства «Движок», руководитель консалтинговой группы «Опора», председатель комитета по развитию института самозанятых УРО «Опора России»

– Главная особенность «Движка»: в этом коммуникативном пространстве можно и нужно зарабатывать деньги. Тут не только учат, как это делать, но и предоставляют для этого возможность. Это коммерческое пространство с упрощенной доступностью для желающих в нем реализоваться.

В Ульяновске подобных пространств нет. Существующие коворкинг-зоны в ограниченном количестве далеко не всегда соответствуют формату и желанию предпринимателя. В них нельзя проводить мероприятия на коммерческой основе. И в бесплатном формате бронь выбить получается далеко не всегда. Где сейчас собираются предприниматели? Выпрашивают кафе для проведения бизнес-завтраков и снимают конференц-залы в гостиницах.

Свобода и красота

Пандемия стала триггером для одной из разновидностей открытых рабочих пространств – бьюти-коворкингов. В Ульяновске такую площадку открыла, к примеру, сеть японских парикмахерских «Чио Чио». Ее коворкинг носит название INDI.


Ильназ Набиуллин
владелец сети «Чио Чио»

– Мы создаем для мастеров из сферы красоты пространство с краткосрочной почасовой арендой. В чем преимущество этого формата перед традиционной арендой места в салоне красоты? В том, что мастер получает свободу в своем рабочем режиме и оплачивает только те часы, которые он отработал. Плюс к этому за арендную плату можно пользоваться не только рабочим местом, но и зоной ресепшен и отдыха для клиентов, индивидуальными ящиками, примерочными и так далее.

По его словам, с началом пандемии загрузка коворкингов INDI выросла на 40%. И это был не отложенный спрос – так как спад не наблюдался. Количество арендаторов стабильно увеличивается.


Ильназ Набиуллин
владелец сети «Чио Чио»

– Во время пандемии многие специалисты из сферы красоты остались без работы. Они были вынуждены стать самозанятыми, работать на дому. Это ощущение свободы и возможность самому управлять своим рабочим графиком многим пришлись по вкусу. Они, может, и раньше так хотели, но боялись сделать шаг. А пандемия их к этому подтолкнула. Работать на дому – вариант не самый лучший. И здесь на выручку мастерам пришелся формат бьюти-коворкингов. Более удобный вариант и придумать сложно.

Компания продолжает открывать такие пространства в разных российских городах. Сегодня они есть также в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске, Нижнем Новгороде, Уфе, Краснодаре и пр.

Чтобы никто не ходил по клавиатуре

Нашим экспертам мы задали вопрос: может ли новая реальность с трендом на социальную дистанцию свести на нет будущее коворкинговых проектов и в целом концепции опенспейсов? Все ответы были отрицательными.


Ильназ Набиуллин
владелец сети «Чио Чио»

– Я уверен, что такого не произойдет. Ведь в основе коворкингов лежит социализация, а люди не могут без общения с другими людьми. Формат совместной групповой работы сохранится. Более того, именно соблюдение требований социальной дистанции может заставить бизнес переориентироваться на удаленные форматы работы. И в этом случае коворкинги станут отличной альтернативой домашнему офису для сотрудников. Или другой вариант: компания не будет снимать большое офисное помещение, а вместо этого выберет формат коворкингов. Другими словами, это будет гибкое рабочее пространство, куда удаленные сотрудники смогут приходить при желании. В любом случае коворкинги будут востребованы и останутся в плюсе.


Ирек Аллаяров
управляющий партнер сети смарт-офисов SOK (Москва)

– Преимущества коворкинга – это в первую очередь условия. Отсутствие рабочего места дома, бытовые ситуации и кот, который время от времени ходит по клавиатуре – это причины, почему не все могут работать из дома. Работа в кафе – это вариант, но в отличие от коворкингов они оборудованы под отдых, а не под работу.


Вадим Павлов
генеральный директор Агентства технологического развития

– Уверен, что такие пространства останутся востребованными. Специалисты, работающие удаленно, нуждаются в живом общении, его невозможно заменить, а коворкинги созданы для того, чтобы обеспечить комфортность встреч. Допускаю, что после пандемии они будут развиваться еще активнее.

Эксперты предполагают, что формат коворкингов изменится в сторону большей безопасности. Например, будут устанавливаться дополнительные рециркуляторы, которые способны очистить воздух до медицинского уровня стерильности. «Мир не стоит на месте, и где-то уже разрабатываются новые решения для имеющихся задач», – добавляет Ирек Аллаяров.

Читайте также:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: