€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
Мистический Симбирск-Ульяновск
Мистический экспонат Винновки – изогнутый крест
С нашим краем связано довольно много различных легенд и мистических историй, которые появляются и ныне. Человеческое сознание продолжает использовать мифологические архетипы и облекать в них окружающий мир так же, как тысячи лет назад. Да, мы стали рациональнее наших предков, но пласт мифологического мышления слишком велик и глубок, и еще долго будет сопровождать человечество.
И у нас был свой «Джек-потрошитель»
Мистическими, как правило, становятся места, в которых происходили необъяснимые, странные, страшные события, в том числе связанные со смертью. В нашем городе таковыми являются берег Свияги в районе мельничной запруды, Винновская роща с ее масонами, склепами и утопленниками, старые кладбища, особенно погосты, где хоронили нечистых и неотпетых покойников, некоторые пустыри и руины, как, например, Стрижов овраг, а также злачные Курмыши (сейчас это район улицы Федерации).
Курмыши
Для последнего места грабежи, разбои, убийства были обычным делом. Есть сведения, что тут находился опиумный притон, а про дома терпимости в районе Курмышей и говорить не приходится.
В домах на одном конце оврага жили солдатские вдовы, которые хранили краденое, рано или поздно его у них находили. Например, как-то обнаружили кинжал начальника третьего отделения Александра Бенкендорфа, который потерял его то ли в Отечественную войну, то ли в заграничную кампанию. По-видимому, вор тоже воевал.
Бытовала легенда, что в Курмышах орудовал изверг, которого можно смело назвать «симбирский Джек-потрошитель». Будто погубил он людей без счету, резал их, потрошил, а кровь в реку Симбирку выливал.
Жуткие небылицы о маньяках и кровопийцах такими являются лишь отчасти. Достаточно обратиться к старинным документам. Так, согласно полицейским отчетам и протоколам старого Симбирска, в Курмышах орудовала банда разбойников-дезертиров – «В ночь с 4 на 5 мая 1837 года разбойники ворвались в дом купца Чертихина, труп которого наутро нашли в Симбирке».
У краеведа Владимира Петровича Юрлова есть рассказ о том, что в Симбирске в 1840-е годы жил один ювелир. У него произошла семейная драма: бросила жена, уехала в Москву с любовником. Ювелир запил, покончил жизнь самоубийством и был похоронен в Соловьевом овраге (район METRO). Через несколько лет во время паводка овраг был размыт, вскрылось и захоронение ювелира, об этом узнали его друзья. И они решили отомстить его вдове. Они взяли череп своего собрата, сделали из нее чашу и выслали в Москву. Когда жена увидела инкрустированный череп своего мужа, она сошла с ума.
А уж обычных криминальных разборок в Курмышах было не перечесть. Злачных мест здесь было предостаточно, и их хозяева вели борьбу за территорию и клиентов: то лавку или лабаз сожгут, то владельцев притона зарежут.
В конце XVIII века на Дворцовой улице через овраг (улица Карла Маркса между стадионом «Труд» и ТЦ «Амарант») построен был мост, названный «Мясницким», – он вел к мясным рядам. Тот овраг стал местом гибели несчастных покупателей, в том числе детей, которые падали в дыры между мостом и входом в лавку. В 30-е годы позапрошлого столетия один из симбирских губернаторов Иван Хомутов решил немножко «пощипать» купцов, предложил разобрать доски на мосту, на котором стояли торговые лавочки. В результате люди не могли к ним подойти. Когда купцы пришли к губернатору, он сказал: «Платите!». К слову, в самом овраге тогда обитали криминальные элементы и разбойники.
Утопленница и сожжение колдуна
Одними из самых известных в нашем городе являются легенды про Маришку и мертвушку, а также реальный факт о сожжении колдуна Якова Ярова.
Легенда про Маришку связана с озером, которого сейчас уже нет на территории Симбирского края и с рекой Симбиркой, которая теперь течет под землей. На поверхности остался только Маришкин родник, от которого и брали начало река и озеро. По легенде, в том озере из-за несчастной любви утопилась девушка Маришка, ставшая после этого русалкой и утянувшая однажды ночью под воду своего возлюбленного Ивана.
Легенда про мертвушку связана со специфическим бизнесом, пользовавшимся спросом в Симбирске, – публичными домами. По легенде, в районе отеля Radisson в полночь иногда появляется призрак плачущей 12-летней девочки, когда-то забитой насмерть малолетней проститутки, пытавшейся украсть кошелек у клиента.
История о сожжении в Симбирске Якова Ярова относится к первой половине XVIII века. Обвинение мужчины в колдовстве инициировала его же собственная жена, возможно, желавшая так избавиться от мужа. Якова арестовали, обнаружив у него «черные книги», черепа и разные травы, дело затянулось на несколько лет и закончилось варварски. Примечательно, что это было последнее сожжение русского колдуна в России.
Мистика в торговле
Некоторые мистические истории в нашем городе связаны с торговлей, купцами и мещанами, например, предание об еврее-предпринимателе, жившем в Курмышах и создавшем там некий духхранитель, своеобразный астральный Голем. Симбирянин был обвинен соседями, а может, и конкурентами в колдовстве и богохульстве, в результате чего дело приобрело юридический характер. В дом к «богохульнику» заявилась полиция, которая и обнаружила там непонятные странные вещи…
Многие купцы в Симбирске были староверами – со своими обычаями не вступать в брак, копить богатство, не тратясь на развлечения и шик. Некоторым горожанам это казалось странным, как следствие – появление всяких легенд. Так, про купца Алексея Кирпичникова после его смерти в 1887 году ходил слух, что он в полночь вылезает из могилы. Этот слух даже становился причиной беспорядков в городе.
Многие купцы в Симбирске были староверами – со своими обычаями не вступать в брак, копить богатство, не тратясь на развлечения и шик. Некоторым горожанам это казалось странным, как следствие – появление всяких легенд
А владельцы суконной фабрики в Алатыре, купцы Милютинские, были представителями мистической секты скопцов, проводивших страшные и изуверские ритуалы.
Поиск легендарных кладов
Иные легенды и сказания нашего города уходят в далекое прошлое, другие – передаваемые жителями из уст в уста – остаются с нами. Так, неизменным остается поиск сокровищ и кладов – их, по стародавним преданиям, было закопано в нашем регионе немало.
До сих пор живы легенды о кладах Степана Разина, зарытых благородным разбойником в наших краях, в том числе на территории города. Но в народе всегда бытовало мнение, что клады эти прятались не просто так: сокровища сопровождались человеческой жертвой. И дух убитого становился хранителем клада. А потому мало было найти сокровище, нужно было магическим образом обезопасить себя и клад от духа-хранителя. В противном случае нашедшего клад ждали беды и даже смерть.
Так или иначе, но поиски кладов продолжаются и в наши дни, правда, пока они не увенчались успехом, по крайней мере, официальных подтверждений этому нет.
За помощь в подготовке материала благодарим Анну Немоляеву (АНО экскурсионных, социальных и образовательных проектов «СимбирСити») и Дмитрия Русина, автора исторического проекта «Анатомия Симбирска», лектора, экскурсовода, историка, кандидата наук, доцента, члена Союза экскурсоводов России.
Фото: Татьяна Задорожняя