– Решение о запуске новых образовательных программ назревало давно, так как в агропромышленном комплексе страны в последние пять лет произошли серьезные изменения в технологии производства сельскохозяйственной продукции. Появились новые культуры, породы сельскохозяйственных животных, активно внедряются современные цифровые технологии. Кроме того, переход на новые федеральные образовательные стандарты потребовал коренным образом пересмотреть содержание учебного процесса в плане формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций, предоставил «свободу» в выборе реализуемых профессиональных компетенций.
Зажечь факел
Фото: Adrian Malec, Pixabay
Зеленые архитекторы и гиды по космосу
Все сферы жизни подстраиваются под стремительное развитие технологий. И в первую очередь – образование. Рынку нужны специалисты, которые смогут разрабатывать и внедрять новое, а также им управлять.
По данным «РБК Тренды», в ближайшие 30 лет на первый план выйдут 19 отраслей, где сосредоточатся самые востребованные профессии. Это медицина, экология, информационные технологии, биотехнологии, робототехника, сельское хозяйство, транспорт, энергетика и ресурсы, строительство, легкая промышленность, социальная сфера, безопасность, бизнес и финансы, детские товары и сервисы, образование, масс-медиа, культура и искусство, туризм и гостеприимство, космос.
В дополнение или даже на замену семейным врачам придут онлайн-терапевты. Вопросами экологичной среды займутся архитекторы «зеленых» городов. В компаниях появятся ставки тайм-менеджеров. А туристы на орбитальной станции будут внимать рассказам гида по космосу…
Свои прогнозы портал сопровождает примерами, когда технологии смогут полностью заменить человека – в частности, за рулем грузовика: беспилотная машина будет ездить сама, а человек станет разрабатывать, контролировать и обслуживать этот транспорт.
30 лет – перспектива отдаленная, хотя уже сегодня ее нельзя не учитывать. «Открытие Брокер» составил топ-10 самых богатых профессий сейчас, в 2021 году. Добрая их часть оказалась непосредственно связана с новыми технологиями.
Так, в список вошли IT-специалист, дизайнер интерфейсов, инженер-нефтяник, пилот. В развитых странах их зарплаты варьируются от 80 до 150 тысяч долларов в год. Также в топ прибыльных профессий компания включила юриста, рекрутера, менеджера высшего звена, финансового аналитика, стоматолога. Увенчала рейтинг профессия анестезиолога: в Канаде и США эти специалисты получают до 500 тысяч долларов в год.
Что из всего этого доступно ульяновской молодежи?
Умное агро
Сфера, которая не только имеет большие перспективы развития, но и сумела привлечь огромное количество инвестиций в последнее время, – биотехнологии. В системе высшего образования Ульяновской области это, главным образом, тема аграрного университета.
Практически все новые направления УлГАУ так или иначе связаны с технологиями. Среди программ университета, запущенных в этом учебном году, – «Цифровые агротехнологии» и «Технологический менеджмент в животноводстве».
В университете созданы классы и центры, оснащенные учебными стендами и мультимедийным оборудованием. Так, на факультете агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств работают «Лаборатория цифрового земледелия», Центр прогнозирования урожаев и Центр инновационных агротехнологий. На факультете ветеринарной медицины и биотехнологии совместно с компанией «Милтек» запущена «умная ферма». Также у вуза есть опытное поле – площадка для внедрения и производственной апробации инновационных продуктов.
В 2021 году УлГАУ вошел в состав научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего», что также даст студентам новые возможности.
– Вступление Ульяновского ГАУ в консорциум станет одним из эффективных инструментов интеграции с научными организациями, кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики. В рамках НОЦ «Инженерия будущего» университет осуществляет деятельность по направлению «Умное Агро» в логике цифровых сервисов и применению искусственного интеллекта в сельском хозяйстве. Ведется работа по разработке сервиса автономизации сельскохозяйственных машин, мониторинга состояния почв и растений. В этот процесс, конечно, будут активно вовлекаться и обучающиеся в нашем вузе.
Отметим, что новые направления подготовки в сфере биотеха запускают и другие ульяновские вузы. Так, Ульяновский государственный технический университет и государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова реализуют сетевую программу магистратуры «Биоинформатика и системная биология». По ее окончании студенты смогут разрабатывать и сопровождать технологические процессы и производства в области биотехнологий.
На одном языке с программистами
Одни из самых дорогих и «прихотливых» специалистов на рынке труда работают в сфере IT. Именно среди разработчиков больше всего тех, кто считает, что менять компанию нужно раз в три года и чаще. Об этом сообщил сервис SuperJob, опросивший представителей 1000 компаний и 3000 экономически активных жителей России.
Несмотря на ежегодное увеличение вузовских квот по IT-специальностям, предприятиям не хватает сотрудников, за них идет оживленная борьба.
– Довольно остро стоит вопрос кадрового наполнения IT-отрасли Ульяновской области. У многих ребят, которые только определяются с профессией, есть желание заниматься программированием, цифровыми технологиями. Помочь им дать качественное образование – важнейшая задача, которая стоит перед нами, – отметил 27 июля на заседании экспертного совета по развитию информационных технологий Ульяновской области врио губернатора Алексей Русских.
По словам и.о. министра просвещения и воспитания Ульяновской области Натальи Семеновой, в регионе выстроена система обучения детей информационным технологиям еще с дошкольного возраста.
– В ряде дошкольных образовательных организаций мы формируем основы инженерного мышления. У нас есть методики, которые работают не первый год и дают свои результаты. Например, теория решения изобретательских задач: дети формируют свои проекты. Опорный университет включился в работу с детьми дошкольного возраста.
Школьники также в зоне интереса ульяновских вузов. На базе Ульяновского государственного университета при поддержке Фонда развития информационных технологий организованы курсы «Школа виртуальной/дополненной реальности» и «Школа технологии интернета вещей».
– Занятия проходят в Доме научной коллаборации имени Ж.И. Алферова. Старшеклассников учат разрабатывать приложения с использованием технологий VR/AR, а также IoT. Мы давно и эффективно сотрудничаем с Фондом развития ИТ. О частно-государственном партнерстве много говорят, а здесь оно действительно работает. Мы отрабатываем образовательные программы в рамках проектов фонда, а потом переносим их в основной учебный процесс. Школьники, которые ходили к нам на эти курсы, потом поступают в вуз уже подготовленными и понимающими, что такое университет и в чем притягательность цифровых технологий.
– Выбор информатики для экзамена растет с каждым годом. В этом году у нас пять выпускников набрали 100 баллов. Это не случайность – это ребята, которые в течение нескольких лет были участниками олимпиад и пересекались с представителями IT-сообщества. К сожалению, ни один из них не останется в Ульяновской области. Все они уезжают в столичные вузы.
Утечка кадров в другие регионы – боль ульяновского IT. Чтобы предотвратить это, заинтересовать студентов своим бизнесом и проектами, игроки рынка организуют для них производственную практику, проводят конференции и курсы, даже открывают базовые кафедры. К примеру, в Ульяновском государственном университете есть базовая кафедра интеллектуальных технологий в информационных системах при ООО «Айтек-Инжиниринг».
А в УлГТУ на кафедре «Информационные системы» недавно открылась лаборатория программной инженерии УлГТУ-ITECH. Это пример государственно-частного партнерства. Компания ITECH оснастила аудиторию компьютерами и TV-панелью. Лаборатория будет использоваться в основном учебном процессе и для реализации студенческих научных проектов.
По словам Натальи Семеновой, у бизнеса есть еще один способ обеспечить себя кадрами – заключить с вузом контракт на целевое обучение студентов, с обозначением периода, в течение которого выпускник должен будет отработать в компании. Так в регионе делает Минздрав, снабжая медучреждения молодыми специалистами.
Задел для старта в бизнесе
Ряд нововведений ульяновских вузов связан с предпринимательством, а именно с развитием у студентов навыков бизнесмена.
В этом году в УлГТУ впервые прошла защита выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом». Студенты разработали веб-сервис, позволяющий проводить анализ текстов по метаразметке для выявления экстремистских материалов, и защитили этот проект в качестве дипломной работы. Что интересно, защита велась не только перед научным сообществом, но и перед потенциальными инвесторами.
А в педагогическом университете начал работу Студенческий бизнес-клуб SBC, в который вошли представители всех факультетов. Инициаторами его создания стали сами студенты.
– Клуб преследует цели обеспечения обучающихся возможностью карьерного и личностного развития в сфере предпринимательства, решения вопросов реализации предпринимательских инициатив студенческой молодежи, производства и коммерциализации научных работ. Благодаря участию в мероприятиях Клуба по тематике предпринимательства студенты будут получать дополнительные компетенции, не предусмотренные в рамках учебного плана, и формировать знания и навыки, необходимые для деловой и предпринимательской активности, что даст возможность для их самореализации в условиях рыночной экономики.
Участники клуба встречаются с действующими предпринимателями Ульяновска, коммуницируют с бизнесобъединениями («ОПОРОЙ России», «За бизнес»), посещают малые и средние компании. В планах Студенческого бизнес-клуба – принять участие в неделях предпринимательских инициатив, крупных онлайн-акселераторах и бизнес-инкубаторах, а также в Международном лагере стран БРИКС в Ульяновской области, во Всероссийском слете Национальной лиги студенческих клубов в Казани и в ежегодном форуме «Деловой климат в России».
От финансов до педагогики
Финансы – еще одна трендовая сфера – тоже не остается в стороне от вузовских нововведений. В июне на инженерноэкономическом факультете УлГТУ открылась профильная аудитория налоговой грамотности и сервисов ФНС России. Как отметила ректор университета Надежда Ярушкина, учащиеся смогут не только изучать теорию, но и получать практические знания.
Вопросы финансовой грамотности будут подниматься и в УлГПУ в рамках новой программы «Математика. Экономика». По словам Игоря Петрищева, впоследствии выпускники, которые выберут профессию педагога, смогут передавать знания об управлении деньгами школьникам.
А еще в педуниверситете сообщили о создании технопарка – но не такого, к каким мы привыкли. Это будет технопарк универсальных педагогических компетенций. Проект реализуется при федеральной финансовой поддержке.
– Межфакультетский технопарк будет локализован в главном корпусе университета на четвертом этаже. Он будет включать в себя универсальный педагогический IT-кластер, кластер междисциплинарной практической подготовки; учебно-научные лаборатории математического моделирования, гравитации, космологии и астрофизики, психофизиологии и психодиагностики; кабинеты экспериментальной физики, цитологии и генетики, соревновательной робототехники, IT-компетенций; видеостудию. Сейчас ведутся ремонтные работы. Формируется техническое задание на закупку учебно-лабораторного оборудования по генетике и физиологии человека, фундаментальной физике, рентгенографии, робототехнике, виртуальной и дополненной реальности на общую сумму 40 млн рублей. Такое техническое оснащение позволит существенно повысить качество образовательного и научно-исследовательского процессов.
По словам ректора вуза, ремонтные работы и техническое оснащение планируется закончить до середины декабря этого года. Заниматься в технопарке будут студенты, учащиеся лицейских классов при университете и психолого-педагогических классов, которые университет открывает в новом учебном году в ряде школ региона.
Незаменимая «очка»
Учебный год на старте, вузы заявляют о готовности реализовать все намеченное. Но – с поправкой на коронавирус, который продолжает управлять организацией образовательного процесса.
– С марта 2020 года мы, как и все вузы страны, живем в достаточно экстремальных условиях. С самого начала появления в стране COVID-19 необходимо было принимать меры для нераспространения инфекционного заболевания, при минимальном ущербе для образовательного процесса и других видов деятельности вуза. Считаю, что университет успешно справился со сложившейся ситуацией. Достаточно быстро была проведена модернизация технической базы для применения дистанционных технологий, мы работали как в дистанционном, так и смешанном формате. Строго соблюдались требования и рекомендации Роспотребнадзора по нераспространению инфекции.
По его мнению, дистанционные технологии не заменят контактную работу преподавателя со студентом, особенно по направлениям подготовки отраслевых специалистов.
– По данным направлениям значительную долю занятий занимают лабораторные и практические работы, предполагающие работу не только головой, но и руками. Конечно, тренажеры, цифровые классы бесспорно необходимы, только животных, землю, растения они не заменят.
Список антиковидных требований к вузам немалый. «В новом учебном году во всех общеобразовательных организациях должны соблюдаться санитарные нормы: усиление дезинфекционного режима, использование средств индивидуальной защиты, закрепление за каждым классом отдельного кабинета, организация учебного процесса по специально разработанному расписанию уроков, наличие в кабинетах и местах скопления обучающихся рециркуляторов, запрет на проведение массовых мероприятий между различными классами (школами), проведение праздничных мероприятий», – сообщило Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.
– 1 сентября мы начинаем учебный год в традиционной форме с выполнением рекомендаций по организации учебного процесса, научно-исследовательской деятельности в условиях новой коронавирусной инфекции, организации деятельности пунктов общественного питания, спортивных объектов и общежитий университета. Очень важен вопрос вакцинации. Для того чтобы учебный год прошел без срывов, тотального ухода на дистант, необходимо, чтобы мы имели как можно больше привитых обучающихся и сотрудников.
– Мы готовы начать учебный год в смешанном формате, совмещая очные и дистанционные занятия. В любом случае главную роль здесь будет играть эпидемиологическая обстановка в регионе. При этом речь не идет о принудительной вакцинации студентов и преподавателей, информирование их о необходимости вакцинации носит рекомендательный и разъясняющий характер..
Читайте также: