– Я начинал свой путь с того, что приобрел товар на рынках Москвы и начал его продавать. Уже после выяснил, что сначала все нужно проанализировать, посмотреть рост рынка, выяснить, сколько получают разные поставщики, кто в топе и сколько упущено выручки, ведь именно в топ-нишу легче всего попасть. На сегодняшний день все еще нахожусь на стадии тестирования товара. Планирую, что до конца года мы выйдем на позицию оборота в миллион рублей в месяц.
Большие перспективы электронного «супермаркета»
Фото: Preis_King, Pixabay
Ушли в интернет
Платформа электронной коммерции, онлайн-магазины электронной торговли, предоставляющие информацию о продукте или услуге третьих лиц, в условиях пандемии все больше набирают популярность среди ульяновцев. Об этом свидетельствует рост онлайн-торговли и открытие новых точек выдачи товаров. Однако не все жители региона знают, что там можно не только покупать, но и продавать. Как отмечают бывалые бизнесмены, попасть на электронную площадку не так уж сложно.
Так, Дмитрий Одайкин начал работать на популярном маркетплейсе с декабря 2020 года. Здесь наш земляк продает женские палантины, бижутерию и сумки. За полгода у него было заказано товаров на более чем миллион рублей.
Предприниматель пояснил, что работает только на Wildberries, в отличие от многих, кто сразу же начинает продавать свои товары на разных площадках понемногу и без особой прибыли. Дмитрий советует работать только в одной нище, посвятив себя целиком одной площадке, чтобы узнавать о ней больше и достигать впечатляющих успехов.
Для того чтобы проанализировать рынок, ульяновский предприниматель воспользовался аналитическим сервисом МПСТАТС.
Другой ульяновский предприниматель Семен Чуркин считает, что маркетплейсы сейчас активно развиваются, их доля в торговле увеличивается. Так, например, за последний год Wildberries вырос почти в два раза. При этом ульяновец отмечает, что и в офлайн-рознице есть свои преимущества: здесь товар можно «пощупать» перед покупкой.
Сейчас на маркетплейсах становится все больше конкуренции, поэтому, чем раньше предприниматель зайдет на площадки, тем больше у него шансов на успех.
Ульяновец отмечает, что зайти на маркетплейс нетрудно, просто надо работать над этим. Сейчас много курсов в интернете, обучающих видео.
– Мне также помог друг, который уже там активно торгует. Плюс есть программа от центра развития предпринимательства Ульяновской области, там организовывают такие процессы как: присвоение уникальных штрих-кодов с возможностью дальнейшей маркировки системы «Честный знак» для товаров, оформление соответствующих документов для реализации продукции, комплексный пакет услуг по выходу на маркетплейсы. Желательно, чтобы у вас были документы на товар, сертификаты или отказные письма. С этим надо быть внимательнее, чтобы не нарваться на штрафы.
Рассказывая о своем опыте торговли на маркетплейсах, Семен отмечает, что играет на площадке ценами, пробует постоянно что-то новое. Если какой-то товар продается хорошо, повышает цену, если спрос падает, понижает. Кроме этого, меняет карточки товаров, добавляет фотографии, видео и др.
Опыт, сын ошибок трудных
Торговля на маркетплейсах, как и любой другой бизнес, имеет свои особенности, законы, правила. Нужно изучить инструкции, выяснить, как и что правильно делать, чтобы товар продавался. Семен Чуркин вспоминает, как делал первую поставку и его не пустили на Казанский склад, из-за того, что он неверно оформил пропуск и неправильно наклеил штрих-коды. Так что опыт строится на ошибках.
По наблюдениям предпринимателя большинство покупателей на Wildberries – женщины, поэтому на маркетплейсе хорошо заходят хозтовары, кухонные принадлежности, ориентированные на данную аудиторию. Однако, если все грамотно сделать, изучить спрос, там можно успешно продавать любую продукцию.
Ульяновский предприниматель Антон Первушкин в отличие от Дмитрия Одайкина не работает только на одной интернет-площадке, ведет торговлю сразу на трех – Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет. Еженедельно на продажу отправляет по несколько фур мебели.
– Всю свою жизнь работал в этой сфере. Начинал с помощника начальника производства и дошел до генерального директора. Потому выбрал эту нишу, т.к. разбираюсь в мебели, и мне легко было найти поставщиков.
Решение зайти на маркетплейсы было принято во время пандемии, когда предприниматель работал гендиректором фабрики «Форт». Для того чтобы продвигаться в данном направлении, был привлечен специалист, который вышел в интернет-торговлю с небольшими объемами. Поставили первую фуру, продажи прошли успешно, было принято решение – усиленно развивать это направление.
Собеседник считает, что продавать на маркетплейсах можно любой товар.
– Если человек хочет работать с интернет-площадкой, он должен хорошо понимать свой товар. Если ты понимаешь в своей нише, то и торговля у тебя пойдет хорошо. Я, например, хорошо разбираюсь в корпусной мебели, поэтому она у меня идет лучше. А если в стульях понимаю хуже, то они и продаются соответственно.
По словам предпринимателя, его вложения в маркетплейс окупились многократно.
К Антону Первушкину за помощью обращается много людей.
– Но я им говорю, что перед тем, как задавать какие-то вопросы, разберитесь сами, сделайте первую поставку. Рассказывать про какие-то фишки бесполезно, нужно, чтобы человек сам все сделал, начал разбираться. Тогда уже стоит брать курсы по обучению. Я сам постоянно учусь, сейчас прохожу обучение по аналитике, планированию.
Что мешает производителю?
Ульяновские предприниматели не только активно размещаются на маркетплейсах, но и создают свои электронные площадки. Так, на просторах интернета более года назад появился b2btrade.
– Мы изучали рынок оптовой торговли и поняли, что ниша b2b достаточно свободная – и в России, и в мире. Да, есть Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Aliexpress, однако маркеты для бизнеса не так развиты, нам показалось, что это перспективное направление. Сейчас работаем по России, но уже этой осенью выходим на Европу. Наша цель – в течение 5 лет стать самым большим b2b-маркетплейсом в зоне СНГ и Евросоюза.
За год b2btrade показал активное развитие, сейчас на площадке порядка 2500 поставщиков-оптовиков. Всего же на площадке более 100 тысяч активных покупателей.
Роман Арифуллин отмечает, что основной трудностью рынка b2b является консервативность предпринимателей, производителей, и это несмотря на то, что все больше представителей бизнес-сообщества желали бы закупаться через интернет. На b2btrade размещаются поставщики, не представленные на Wildberries или Ozon, это более крупный бизнес или производство. Если на других маркеплейсах представлены чаще всего перекупщики или дистрибьюторы, то на данной площадке 90% – это первые руки, брендодержатели, импортеры и производители.
Собеседник объясняет, что для предпринимателей это пока непривычная история, да, они понимают, что за ней большие перспективы, но к такому эксперименту большинство еще мало готово. Обучение, объяснения, как работать с интернетом, в частности с подобными площадками – процесс достаточно сложный. Но в этом и заключается миссия b2btrade: его создатели имеют понимание рынка, знают, как объяснить поставщикам, чтобы те начали успешные продажи.
Рука помощи от государства
Для тех, кто хочет работать на российских и международных маркетплейсах, существуют меры поддержки. Причем, как отмечают специалисты, обратиться за помощью в том или ином вопросе можно на любом этапе своей работы.
Руководитель направления интернет-маркетинга и цифровизации товаров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Анастасия Панова рассказала, что КРПП помогает в регистрации товарного знака и в его сопровождении, сертификации, декларировании продукции, что является обязательным для реализации товара в любой сети, как онлайн, так и офлайн. Кроме этого, корпорация оказывает помощь в разработке, упаковке и брендировании продукции. Занимаются здесь и генерацией уникальных штрих-кодов системы DiSAI, делают цифровой паспорт товара (предметная фотосъемка, общий видеообзор нескольких товаров + SEO-оптимизированный текст для карточки товара).
Как отметила Анастасия, если человек продает не свой товар, а например китайский, то также может обратиться за помощью. Любое обращение будет рассматриваться индивидуально, однако стоит помнить, что в приоритете – товаропроизводители Ульяновского региона.
Если в Центре развития торговли Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области занимаются помощью, связанной с российскими маркетплейсами, то в Центре поддержки экспорта КРПП помогают выходить на международный уровень.
Замруководителя центра Анна Сандркина рассказывает, что для того, чтобы размещаться на международных площадках, ульяновскому предпринимателю необходимо пройти скоринг Российского экспортного центра. О том, как это сделать, можно прочитать на сайте ved73.ru, в разделе «электронная торговля».
При содействии центра поддержки экспорта уже сейчас можно разместиться на таких электронных площадках, как Alibaba.com, Amazon, eBay и т.д.
Помимо размещения на маркетплейсе здесь оказывают сопутствующие услуги. Например, если у предпринимателя нет перевода презентационных материалов или упаковки, то ему с этим помогут.
Специфика работы с международными электронными площадками заключается в том, что предприниматель будет работать при помощи сервисного партнера, а не самостоятельно, как например на Wildberries. Российская или зарубежная компания будет ему помогать разместиться на этом ресурсе. Также может быть оказана маркетинговая поддержка.
Отметим, что на внешний рынок могут выходить не только крупные компании с миллионными оборотами, но и, скажем, представители небольшого ремесленного бизнеса. Уже сейчас на зарубежных площадках можно купить изделия ульяновских кожевников, кухонные мойки и прочие товары, сделанные в регионе.