Микрозайм спешит на помощь
Фото: Anete Lusina, Pexels
Из 90-х в нулевые
История микрофинансовых организаций начинается в 1976 году, когда в Бангладеш Мухамед Юнус основал банк «Грамин». Первые МФО в России появились намного позже — в 90-е годы XX века в виде кредитных кооперативов, а в 2010 году был принят Федеральный закон № 151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который полностью регламентировал их деятельность. С 1 июля 2019 года было введено ограничение максимального размера дневной процентной ставки по займу — 1% в день (365% в год, 366% в високосный год).
На 12 октября 2021 года в Российской Федерации насчитывается 1278 микрофинансовых организаций. Однако, по словам аналитика ФГ «ФИНАМ» Алексея Коренева, количество МФО, работающих сейчас в России, крайне сложно поддается учету, — из-за того, что значительная часть из них осуществляет свою деятельность незаконно и незаметно для контролирующих органов. Тем более, что доля в общем кредитовании населения, приходящаяся на МФО, составляет мизерный объем. Есть, конечно, крупные компании, работающие исключительно в рамках закона, но таковых относительно немного.
Забирай в онлайн!
Если говорить о МФО в нашем регионе, то официально, по данным ЦБ РФ, в реестре микрофинансовых организаций по юридическому адресу в Ульяновске зарегистрировано пять МФО, в Ульяновской области — восемь. По словам директора ООО МКК «Забирай», MyfinGroup, Виталия Баканова, место регистрации для МФО не имеет значения, если оно привлекает клиента через интернет, осуществляя займы по всей территории России. То есть житель Ульяновска может онлайн получить займ в МФО, которая зарегистрирована где-нибудь в Москве либо Новосибирске.
Вот и в группе компаний Eqvanta (в состав входят МФК «Быстроденьги» и МКК «Турбозайм») отмечают, что сложно назвать точное количество организаций, работающих на территории отдельно взятого субъекта. Большинство игроков рынка активно переходят или уже совершили переход на онлайн-модели обслуживания клиентов, а значит, могут осуществлять свою деятельность в любом субъекте Российской Федерации.
В настоящее время все крупные МФО, переориентировавшие свои бизнес-модели на онлайн-выдачи, готовы предоставлять услуги 24/7. Например, в компании Eqvanta клиенты могут оформить займы через «Личный кабинет» на сайте компании, через мобильное приложение или через сотрудников контактного центра по телефону горячей линии в любое время из любой точки страны.
Виталий Баканов подчеркивает, что человек действительно может отправить заявку даже глубокой ночью и в срок от нескольких минут до часов получить деньги. Офлайн МФО работают как обычные компании либо офисы банков.
Все крупные МФО, переориентировавшие свои бизнес-модели на онлайн-выдачи, готовы предоставлять услуги 24/7. Человек действительно может отправить заявку даже глубокой ночью и в срок от нескольких минут до часов получить деньги
«Вклад» коронавируса
По данным ЦБ РФ, по итогам второго квартала 2021 года количество заемщиков по действующим договорам микрозайма составило 15,2 млн лиц, это +10% по отношению к предыдущему кварталу и +32% к 2020 году.
В группе компаний Eqvanta отмечают, что любое сравнение с прошлым годом едва ли выглядит корректно, и в первую очередь, это связано с пандемией коронавируса, внесшей значительный «вклад» во все сферы жизни с марта 2020 года. В 2021 году отмечается стабильный рост числа уникальных клиентов ГК Eqvanta: за первое полугодие 2021 года их количество выросло на 7,4 % и превысило 5,1 млн человек с момента запуска бизнеса.
Увеличение количества клиентов в целом на микрофинансовом рынке можно объяснить тем, что некоторые компании ослабили скоринговые ограничения, вернув их к допандемийному уровню (те, что не до конца это сделали во втором полугодии 2020-го). В дальнейшем ожидается сохранение позитивного тренда по количеству привлеченных клиентов.
По данным рэнкинга РА Эксперт за первое полугодие 2021 года, в лидеры рынка по общему размеру портфеля микрозаймов (тело долга с учетом просроченной задолженности) по-прежнему входит ульяновская ГК Eqvanta, а также такие компании, как «Займер», ГК Финбридж («Деньги Сразу»), «МигКредит», «Viva Деньги», Moneyman.
CEO Bankiros.ru и сооснователь MyfinGroup Сергей Аникушин отмечает, что самыми востребованными среди пользователей Bankiros.ru в октябре 2021 года оказались «Займер», «Веб займ», «Viva Деньги». Именно в эти компании россияне чаще всего обращались за получением займа онлайн.
Продержаться до зарплаты
Из года в год жители России продолжают брать микрозаймы на одни и те же цели. По словам Сергея Аникушина, это по-прежнему приобретение товаров первой необходимости — одежда, еда, бытовые приборы.
В начале этого года были обнародованы данные Росстата о том, что более 60% россиян не хватает денег до зарплаты. В этом году реальные доходы населения продолжают падать. Неудивительно, что в таких условиях – когда денег хватает только на повседневные нужды – поломка того же холодильника может стать большой проблемой. За кредитом в 30 тысяч в банк не пойдешь – им просто неинтересны такие суммы, поэтому на помощь приходят МФО. То есть часто причиной обращения за займом к микрокредиторам становится форс-мажорная ситуация: развалились зимние сапоги, а на улице снег, сломался мобильник, внезапно разболелся зуб и так далее.
Неизвестно, изменится ли ситуация к концу года, но пока количество обращений россиян за микрозаймами растет
Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев рассказывает, что подавляющая часть займов россиян приходится на кредиты «до зарплаты», то есть на срок не более двух недель. И это именно «вынужденные» займы, что в принципе относит их к категории «плохих». В группе компаний Eqvanta подчеркивают, что цели займов в МФО могут быть разным: для физических лиц это ремонт жилья/машины, оплата различных услуг, восстановление здоровья, подарки близким или семейные торжества. Услугами МФО также активно пользуются представители малого и среднего бизнеса по всей России, индивидуальные предприниматели.
Заем или рассрочка?
На фоне роста доходов от низких уровней второго квартала 2020 года и повышенных инфляционных ожиданий заемщики предпочитают брать большие суммы микрозаймов на более долгие сроки. Статистика ЦБ фиксирует средний размер займа, выданного физическим лицам втором квартале 2021 года в 12,1 тыс. рублей (кварталом ранее – 12 тыс. рублей).
При этом средний размер займа в сегменте займов до зарплаты (PDL— займы до зарплаты — заемные средства небольшой суммы, которые предоставляются заемщикам на небольшой срок) остался на уровне 8,1 тыс. рублей, а в сегменте потребительских займов installments (IL — потребительские займы — переводится как «рассрочка»; оформив такой заем, клиент погашает задолженность частями, по аналогии с потребительскими кредитами) вырос c 19,5 до 21,2 тыс. рублей.
В группе компаний Eqvanta отмечают, что запрашиваемая новыми клиентами сумма — это обычно 10 тысяч по PDL и до 30 тысяч по IL. При этом одобряемая новым заемщика сумма традиционно ниже: это около 5 тысяч для PDL и не более 20 тысяч для IL. Если это первое обращение в компанию, уровень одобрения строится на самых жестких настройках скоринга. По мере формирования истории займов внутри компании сумма одобрения растет.
При этом повторные клиенты не склонны брать больше требуемой им суммы даже при более высоком одобрении. Например, при одобрении 9 тыс. рублей клиенты в среднем брали 8 тыс. в третьем квартале 2021 года. В офлайн за год одобренная сумма выросла с 20 до 25 тысяч, а выданная — с 11 до 14 тысяч.
Виталий Баканов рассказывает, что точной средней суммы по микрозайму в России нет. Однако по своему опыту собеседник видит, что первый заем обычно не превышает 8,5 тыс. рублей. А вот второй и последующий уже выше – 10-11 тыс. рублей.
Если говорить об уровне просрочки платежей в МФО, то у клиентов МФО он в два-три раза выше, чем у банков. За счет меньшего срока предоставления займа по сравнению с кредитом и более высокой процентной ставки заем окупается быстрее. Виталий Баканов говорит о том, что в среднем у банков уровень просрочки составляет 5-15%, а у МФО — от 25 до 50% в зависимости от качества привлекаемого трафика.
За счет меньшего срока предоставления займа по сравнению с кредитом и более высокой процентной ставки заем окупается быстрее
Привычка занимать
«Взял раз, возьмет еще» — такой тактики с самого начала придерживались многие МФО, и до сих пор это так и выходит. Виталий Баканов отмечает, что не менее 40% клиентов, взявших впервые заем в МФО, возвращается за повторным. У группы компаний Eqvanta этот показатель еще выше — около 80%. При этом больше половины из этого числа переходит в категорию постоянных клиентов.
Если для раннего периода становления рынка МФО была характерна целевая аудитория потребителей в лице клиентов, не имевших или имевших в недостаточном объеме доступ к банковским услугам, а также лиц, легко воспринимающих технологические новшества, то в 2020-2021 годах ситуация стала меняться. Связано это с тем, что в сегменте новых заемщиков идет активный прирост: во-первых, за счет людей, ранее использовавших только банковские продукты, во-вторых, за счет молодых заемщиков (до 35 лет). И можно смело сказать, что именно они сейчас определяют новые тренды рынка.
В группе компаний Eqvanta отмечают: сегодня уже вряд ли вызовет спор тезис о том, что один из основных факторов воздействия на рынок — развитие дистанционных каналов предоставления финансовых услуг. А значит, наибольшие перемены в среднесрочной перспективе ожидают офлайн-сегмент. Эти изменения подталкивают МФО, ранее работавшие только «очно» и\или только планировавшие открытие дистанционных каналов взаимодействия с потребителями, в сторону онлайн-займов и скорейшему поиску подходящих сценариев адаптации к эффективному существованию в цифровом пространстве.
Много и долго можно говорить об изменениях в правовом регулировании сферы МФО. Игроки микрофинансового бизнеса понимают, что снижение рисков ужесточения законодательства и регулирования возможно только через развенчание мифов.
— Поэтому МФО все больше концентрируются на информационной открытости сектора, борьбе с недобросовестными практиками и недопущением нарушений, — подчеркивают в Eqvanta.
Виталий Баканов отмечает, что сейчас на рынке МФО происходит переток клиентов от банков, из-за чего бизнес становится более прибыльным (у банковских клиентов лучше платежная дисциплина). Так что МФО начинают смотреть в сторону банковских продуктов с более низкой маржинальностью; в целом они достаточно хорошо перенесли снижение ставки до 1% в день.
Будущее же у МФО видится именно в синергии с банками по аналогии с опытом азиатских рынков, где микрофинансовые организации, по сути, выступают посредниками между банками и клиентами.