Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ложи. Синие & красные

В XVIII-XIX вв. Симбирск считался крупным провинциальным масонским центром, в котором существовало две ложи, был построен масонский храм. О том, как действовало тайное общество в нашей губернии, читайте в материале «ДО».

Вольные каменщики

История тайной организации берет свое начало в XVIII веке, когда в 1717 году в Лондоне была создана первая ложа. Но история масонства уходит в более далекое прошлое, именно поэтому участников тайной организации часто называют вольными каменщиками. Связано это с тем, что они ведут свое происхождение от строительных цехов, от реальных каменщиков, которые когда-то строили храмы и крепости. По истечении времени эта система переросла в закрытую организацию, которая стала стремиться к изменению мира, а обработка камня превратилась в метафорическую обработку человека и общества, его совершенствование.

Златой венец или ключ к добродетели

В Симбирске масонство появилось в конце XVIII века. В нашей губернии было создано сразу две ложи, что немало для такого провинциального города, как наш, в Симбирске было, пожалуй, самое большое количество масонов в Поволжье.

Первая ложа «Златой венец» появляется в 1784 году, а в 1871-м в губернии начала действовать вторая ложа «Ключ к добродетели». Это объясняется тем, что масонство бывает двух типов: «синее» и «красное». Синие были заняты совершенствованием человека, личности, к данному типу относился «Златой венец», а красные («Ключ к добродетелям») отвечали за совершенствование общества, имели прямое отношение к политике, революции, всевозможным переворотам.

Масонство в XVIII веке запрещала еще Екатерина II, а после восстания декабристов в 1825 году все тайные организации, в том числе и масонские, и вовсе подверглись жесткой опале, в результате они либо ушли в подполье, либо закрылись совсем. В Симбирске они формально перестали существовать в первой половине XIX века, но продолжали свою деятельность в подпольном варианте.

За закрытыми дверями

Самыми известными масонами Симбирска являлись князь Михаил Баратаев, Иван Тургенев, Александр Ламзин, Василий Киндяков.


Михаил Баратаев

Что происходило за закрытыми дверями тайных обществ, доподлинно неизвестно. Если говорить про Баратаева, то у него были достаточно большие связи с заграничными ложами, орденами. К сожалению, после восстания декабристов, когда начались различные проверки, он уничтожил большое количество документов, подозрительных и компрометирующих. Их он утопил в своем пруду.

Единственное, что сохранилось и сейчас находится в московских архивах, это вывезенные из Симбирска достаточно безобидные документы. В них говорится о благотворительной деятельности, которую осуществляли масоны. Сохранились документы и письма, где говорится, что нужно выписать из Москвы специальные инструменты, атрибуты, артефакты, чтобы проводить посвящения в масоны. Там же отмечено, что человеческий череп привозить не надо: он найдется в Симбирске.

Кто в храм, кто в грот

На территории имения Киндяковых (ульяновский парк Винновская роща) был построен масонский храм, что является редким явлением. По крайней мере в Поволжье другие подобные храмы не встречаются. К сожалению, до наших дней он и не сохранился. Известно, что в нем проходили собрания членов общества «Златой венец», проводили посвящения в масонов. Бывал здесь и молодой историограф Николай Карамзин, который тоже состоял в данной ложе.



Николай Карамзин

Т.к. «Златой венец» был синим направлением масонства, то, скорее всего, его участники занимались философией, медитацией, проводили какие-то ритуалы, но в политику почти не вмешивались. Что касается самого храма, то он сохранился до первой половины XX века. Люди называли его статуйкой, потому что на вершине этого храма была деревянная статуя Иоанна Крестителя. Как говорят, у храма была особая архитектура, встречались масонские символы, связанные со смертью – череп, кости и прочее.

В имениях Баратаева был подземный грот (тоже не сохранился), в котором собирались масоны красного ордена. Здесь, скорее всего, решали вопросы по изменению общества. Связывались с заграницей, были в курсе всех политических событий.

Масонский меч из Северной столицы

Несмотря на то, что Симбирск являлся в свое время крупным масонским центром, следов тайного общества в городе в XXI веке не осталось. Многие жители города пытаются обнаружить их в архитектуре домов, например, разыскивая изображения львов на зданиях. Но на самом деле это обычное явление, их изображали в архитектуре довольно часто. Искать символику масонства в Ульяновске бессмысленно, явных символов, как глаз в треугольнике или циркуль, нет. Из прямых следов тайного общества в Симбирске кроме архивных документов ничего не осталось. В Краеведческом музее хранится масонский меч, который использовали в посвящениях, а также подвески, которые прибыли в наш город из Северной столицы, но они относятся не к Симбирским, а к Петербургским ложам.



Многие жители города с масонами связывают склеп, который находится в Винновской роще (бывшее имение Киндяковых), думают, что в этом подземелье проводили ритуалы. Но это всего лишь склеп, который был построен помещицей Перси Френч для своей умершей няни. Возможно, хозяйка и сама хотела быть там захороненной, однако революция изменила планы, Перси Френч покинула Симбирск и даже перезахоронила тело няни, боясь разграбления могилы. Так что сейчас это просто пустой склеп.


За помощь в подготовке материала благодарим Дмитрия Русина, автора исторического проекта «Анатомия Симбирска», лектора, экскурсовода, историка, кандидата наук, члена Союза экскурсоводов России

Фото: otvet73.ru, vk.com/mason2507, m-bulgakov.ru, ru.wikipedia.org

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: