Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Увидеть мир глазами своего ребенка

Детско-родительский коучинг – новое направление, он все активнее проникает в различные сферы нашей жизни, в том числе в бизнес-среду. Наш собеседник – Лариса Окулик, сертифицированный коуч родителей детей и подростков, ассистент Международного института коучинга родителей детей и подростков, член ICI, ECF, председатель Попечительского общественного Совета ICM.

Фото из личного архива Ларисы Окулик

– Лариса, в чем вы видите главное отличие коуча от психолога?

– Если коротко, то психолог решает проблемы клиента, заглядывая вглубь, вороша его прошлое. А коуч – это партнер, который не оценивает, не осуждает, а сопровождает вас, условно, из «точки А до точки Б», помогая вам найти собственные ресурсы для того, чтобы этот путь был наиболее коротким и комфортным для вас. И, естественно, все конфиденциально.

– А чем взрослый коучинг отличается от детского?

– Со взрослым коуч работает один на один, а детский – с третьим лицом по запросу родителей. И в целом работа ведется как с родителем, так и с ребенком. Для максимальной эффективности должен быть тандем. А то многие хотели бы так: «Вот, отдаю вам сына/дочь, верните мне ангела!». Но так не получится. И если родители хотят «переделать» ребенка, то им самим нужно многое пересмотреть в своей жизни.

– Понятно, что все люди разные, но есть ли некие «общие» подходы в детско-родительском коучинге?

– Самое удивительное для меня – это первые три встречи. Первая – когда приходит родитель со своей ситуацией, своим запросом, вторая – с ребенком, без родителей (но с их согласия), когда мы просто разговариваем, и я, задавая вопросы, интересуюсь что интересного у ребенка, как дела, чем увлечен, что нравится, а что нет… Родителей предупреждаю, что у нас могут быть секреты, если, конечно, это не касается здоровья и опасности для жизни.

Подчас родители заявляют, что, мол, не будет он с вами разговаривать, он у нас такой молчун! Но вот мы начинаем общаться, и ребенок понимает, что ты его слушаешь, слышишь, понимаешь его, что он тебе может доверять, и вы не представляете, как порой затягиваются наши занятия, потому что из человека «льется поток», он как можно больше хочет тебе рассказать.

Третья встреча – это «доска визуализации», где с одной стороны, мы видим то, что говорили мама или папа, а с другой – ребенок. И это очень радостный момент, когда родители могут увидеть мир глазами своего ребенка!

– А что дальше?

– А дальше по итогам трех встреч родитель ставит цель на коучинговый цикл, и мы начинаем работать. В ходе коучингового цикла встречи с родителями обязательны: мы обсуждаем, как их ребенок меняется, что у него нового, возможно, появляется новая цель и т.д. Бывает, что приходится работать и с бабушками-дедушками, если они причастны к воспитанию, обучению внука. И такое коллективное общение со всеми просто завораживает!

– «Детский» коучинг – это про какой возраст?

– От 6 до 25 лет. Почему так? Потому что это период, когда формируется головной мозг, закладываются такие важные факторы, как самостоятельность, ответственность, планирование, и очень часто родители обращаются именно с проблемой, когда ребенок не может спланировать свои дела, не хочет учиться, у него трудности с профориентацией. Вижу, что некоторые юноши и девушки до конца не понимают, зачем им именно этот вуз, просто – «мама сказала, папа настоял, мол, это выгодно!» Но такая «выгода» настолько ломает детей!..

А подчас родители вешают свои несбывшиеся мечты на ребенка, и под этим «гнетом» формируется сломанная личность, несчастный человек. Но ведь ребенок – он же другой, у него частичка – от мамы, частичка – от папы, от множества других родственников.

И я бы хотела обратить внимание на важную роль папы в жизни как мальчиков, так и девочек, в формировании их личности. В День отца проводила эфир, рассказывала, чем папа может помочь в обучении, – и не только тем, что заплатит за занятия, все-таки женский и мужской мозг отличаются. Отец для ребенка – дверь, которая открывает для него мир.

«Отец для ребенка – дверь, которая открывает для него мир»

– Как понять, нужен ли коуч моему ребенку?

– Не ошибусь, если скажу, что коуч нужен 99% детей. Попробую объяснить. Мы, вне всяких сомнений, рождаемся со своими задатками. Каждый из нас уникален, и «пазл» личности складывается всю жизнь. На нас влияют люди, ситуации, эмоции, деньги, места... Все, с чем мы сталкиваемся, имеет свой отпечаток на зеркале души. Работая с вопросами, мы заглядываем в самые глубокие и скрытые от глаз аспекты души ребенка.

Знание особенностей строения детского и подросткового внутреннего мира, умение пользоваться инструментами коучинга и поддержка родителей – вот три кита, с помощью которых можно решить любые задачи.

– Какие, например?

– Ребенок потерял мотивацию к учебе. Утратил связь с родными и близкими. У него заниженная самооценка. В школе не находит общий язык с учителями и одноклассниками. Приходя из школы, закрывается в комнате и проводит часы за компьютером. Занимается хобби, но оно не приносит желаемого результата. Заглядывается на парня/девушку, но не получает взаимности. Перечислять можно долго. В моей практике сотни случаев, и каждый достоин книги. Вытягивая по ниточке нужную нам информацию, мы добираемся до сердца проблемы.

– А можно пример?

– Ко мне обратились родители 12-летней девочки. В связи с переездом ей приходится ходить в другую школу, где все не так и все не то. Нет контакта с одноклассниками и учителями. Оценки катятся вниз. Ребенок закрылся, стал проявлять агрессию.

На этой стадии к вопросу подключилась я. Не могу рассказать вам всех секретов работы, но в ходе коучингового цикла выяснили, что девочка скучает по своим старым друзьям, что не дает ей наладить контакт с новыми одноклассниками.

По итогу нескольких недель работы ребенок шел в школу как на праздник. Учителя удивлялись изменениям, одноклассники с удовольствием принимали в свои компании и игры. Звучит просто, почти магия!

Рада, что мой вклад в жизнь этого совсем юного человека станет решающим на этом этапе.

– Расскажите о сложном случае из практики.

– Сейчас работаю с одной хорошей многодетной семьей, среди детей – мальчик-подросток, у которого самооценка была, как он сказал, «минус 500». Сейчас «плюс 10». Когда мы начинали, он сидел, обняв игрушку, и на все вопросы отвечал «возможно», «может быть». Сейчас плечи расправил, делится со мной тайнами про первую любовь, про достижения в учебе. И с мамой теперь доверительные отношения, таким результатом могу только гордиться.

– Вы говорили о конфиденциальности в работе коуча, что это значит?

– Как и у врачей, адвокатов, военных, у коучей есть тайна. В данном случае – это обязательство о неразглашении информации. Кому-то это может показаться странным. «Я хочу знать о проблемах ребенка и способах их решения! Вы не имеете права умалчивать то, что происходит на занятиях!» – порой слышу я. Как я уже говорила, у ребенка могут быть секреты от родителей, и, если это не касается здоровья и безопасности, это имеет место быть. А вот почему ребенок чем-то не хочет делиться, это другой вопрос.

Представить же, что ребенок, к которому был найден подход, который увидел во мне, как в коуче, близкого человека, товарища, которому можно доверять, получает такой удар в спину – его секреты, проблемы, внутренние конфликты становятся достоянием родителей… Контакт утерян – это раз. Ребенок закрывается – это два. Выносит из этого единственно верный (для него) вывод – доверять нельзя. Да и у вас, почти у каждого, был подобный случай, правда? Неважно, 10 вам лет или 50 – этот факт заденет любого. Вот только взрослый справится, придет в себя, а для ребенка это может стать триггером на всю жизнь. Скажу больше и откровенней – это может стать травмой.

Вот та часть причин, почему существует тайна. Вторая – этическая, равно как у адвокатов и врачей. Думаю, здесь объяснять не нужно.

– Среди ваших клиентов – деловые люди, собственники бизнеса. Как часто у них бывают проблемы с детьми?

– Очень часто! Потому что, если мама или папа в бизнесе, то им просто некогда, а если сразу двое «деловых», то это вообще катастрофа, потому что они свое внимание, грубо скажу, затыкают деньгами. А потом вырастает то, что приводит в ужас, и родители понимают, что они где-то когда-то упустили….

Часто дети обеспеченных родителей пробуют запрещенные вещества, алкоголь: у них есть деньги, им все дозволено, их никто не контролирует. Как правило, в таких семьях нет понимания, каждый кивает друг на друга, хотя, конечно, есть и приятные исключения. Но и этим родителям тоже подчас нужна помощь коуча – где-то подсказать, просто подтолкнуть.

Вообще, я за семейные традиции, чтобы в каждой семье было что-то свое: воскресные ужины, лепка пельменей, совместное чтение книг, игры. Чтобы было время именно всей семьей собраться, что-то обсудить, почувствовать поддержку близких. Чтобы молодые люди учились нести ответственность, знали, как формировать любовь к детям, как вместе преодолевать сложности в семье, решать проблемы.

– У вас есть сертификат по нейтрализации страхов. А чего боятся современные дети?

– ЕГЭ, контрольных, школьных олимпиад, публичных выступлений. И вместе мы этот страх преодолеваем.

Большинство людей считают, что испытывать страх является чем-то зазорным и неправильным. Но по большому счету, страх – это непременная часть жизненного опыта человека, и испытывать его свойственно всем живым существам на планете. Нейтрализовать все страхи невозможно, однако можно избавиться от многих из них и сделать свою жизнь более комфортной и спокойной.

«Страх является механизмом, встроенным в человека природой с целью защиты от опасности»

– На своей страничке в Instagram вы ведете рубрику «С коучем вокруг света». А какой родительский опыт других стран вас удивил?

– Удивила Италия, где у детей нет кружков, как мы их понимаем: если уж танцы, то пять раз в неделю по два часа. В Италии считают, что дети после школы должны больше гулять, радоваться жизни.

Норвегия удивила тем, что там нельзя ребенка наказывать, ругать, это на законодательном уровне; и если «донесут» соседи, то будут серьезные проблемы с полицией, органами опеки.

С одной стороны, порадовала история китайских школ, там образование стало гораздо лучше, чем было, практикуется коучинговый подход к детям. С другой стороны, школы обнесены колючей проволокой, и вход туда заказан даже родителям.

Был у нас эфир с США, там детям – полная свобода, что тоже не укладывается в нашем понимании школы. Но вообще, хочу сказать, что сейчас и в России хорошее образование – дефицит. Не только в том, что детям не дают полных, качественных знаний, а дефицит хороших педагогов – с «правильным» подходом к ребенку. Сейчас ведь как: педагог отчитал урок, поставил «галочку» и все. Неудивительно, что у современных детей нет заинтересованности в учебе, нет мотивации, целей, они вообще ничего не хотят. И это пугает.

«Сейчас хорошее образование – дефицит»

Поэтому хотелось бы, чтобы контакты детей и родителей были ближе. Для того, чтобы ребенок чувствовал вашу любовь, не нужно много времени, достаточно 15 минут, чтобы он увидел, что интересен, что вы действительно хотите знать, что в его жизни происходит.

Приходит ребенок из школы, не кричите ему с порога: «Что получил?», не читайте нотации. Сначала спросите, а что у тебя нового, что интересного сегодня произошло?

– Лариса, можете поделиться какими-то общими советами, как заинтересовать школяра учебой?

Придавайте новые смыслы скучным заданиям. Например, если ребенку нужно научиться писать буквы красиво, предложите ребенку представить, что он пишет письмо Деду Морозу или своему другу по переписке, и для того, чтобы получатель понял текст, он должен быть написан разборчиво.

Стимулируйте внутреннюю мотивацию. Спросите у ребенка, что, по его мнению, даст ему тот или иной навык. Результаты размышления об этом могут стать основой его собственной внутренней мотивации.

Меняйте роли: вместо ученика – «учитель». Превращаем ребенка в учителя, пусть он проведет вам «урок», задаст вопросы. Делайте ошибки, положительно реагируйте на поправки ребенка, так он увидит себя со стороны.

Делитесь успехами. Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится. Что касается дел, которые не хочется делать, но надо, то они и у взрослых людей всегда есть! Хорошо, если бы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, что от них хорошего.

Работайте с материалом. Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить изучаемый материал – это не много раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

А вот четыре рекомендации, которые сделают ваш учебный год лучше.

1. Выяснить, что в школе хорошего. Какие конкретные результаты вы хотели бы получить в этом учебном году? Подумайте вместе с дочерью или сыном: вы – о своих целях, а он или она – о своих.

2. Запомнить радостные события. Наверняка у вашего ребенка были яркие, интересные, незабываемые каникулы. Эти воспоминания важно сохранить, они будут согревать ребенка весь учебный год.

3. Заботиться о здоровье. Тяжело учиться детям, которые часто болеют. Ребенок готов к обучению, если у него хорошая память, нет поведенческих и эмоциональных нарушений, если он социально адаптирован.

4. Говорить об интересном. Попробуйте иногда помолчать, чтобы ребенок сам заговорил. Возможно, он в этот момент начнет спрашивать о том, что ему интересно. Или фантазировать и с самым серьезным лицом рассказывать небылицы. Возможно, стесняться, и тогда можно спросить: «Ты чего? Что ты сейчас чувствуешь?». Дайте ему пространство, чтобы он разговорился. Дети, которых таким образом «выпускают на волю», выглядят абсолютно счастливыми.

Соблюдая эти простые правила, вы сильно облегчите учебный год своему ребенку и себе.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: