Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Татьяна Задорожняя: «Катящийся камень мхом не зарастет»

13 января – День российской печати. В канун профессионального праздника «акул пера» будущий журналист – студентка УлГУ Дарья Алексеева встретилась с главным редактором «Делового обозрения».

– Татьяна, несколько слов о вас как о профессиональном журналисте. Когда и почему вы решили связать свою жизнь с медиа?

– Все решил Его величество случай. Когда мы с родителями жили в Свердловске, в школе я ходила в детский клуб, мы там творчеством занимались, общались, спектакли ставили. И вот однажды, мне было 14 лет, муж заведующей неожиданно предложил: «А напиши в заводскую газету про наш клуб!». Уж не знаю, почему из всех «клубовцев» он выбрал именно меня, но я до сих пор благодарна этому человеку. И до сих пор храню номер газеты «За химическое машиностроение» со своей заметкой, такой смешной, – через строчку – «ребята, ребята», с синонимами у меня тогда было не очень. Иногда показываю этот материал юным журналистам, – как не надо писать.

Но тогда, получив газету с заметкой, подписанной моей фамилией, я просто «пропала», это было ни с чем несравнимое чувство! Мне захотелось испытать его снова и снова. В школе у меня был приятель с фотоаппаратом, и мы с этим Женькой в партнерстве сделали несколько материалов уже в городскую газету «Вечерний Свердловск» – про настройщика роялей, про мультипликационную студию, где своими глазами увидели производство кукольных фильмов. Мало того, это было интересно, так нам еще и платили гонорарчики, которые мы с удовольствием тратили на знаменитые свердловские пирожки с повидлом.

А потом я записалась в Клуб юного журналиста при Уральском университете, где однозначно и утвердилась в мысли, что «вторая древнейшая» – это моя профессия.


– Никогда не сомневались в выборе?

– Ни единого дня! С тех пор, как в Казанском университете получила диплом журналиста, так и работаю по специальности. Хотя было время, когда я попутно подрабатывала, например, администратором в салоне красоты, но профессии не изменяла ни разу. И в ближайшее время не планирую, верю в светлое будущее нашего издания.

– Что в работе журналиста привлекает вас больше всего?

– Однажды зимой, когда мне было четыре года, нашу детсадовскую группу вывели на прогулку. Вышли, а там первый снег с неба хлопьями. Воспитательница потом рассказывала моей маме: «Все дети равнодушно по участку разбрелись, и только ваша Таня остановилась в восхищении на крыльце – «глядите, какая красота!» Вот эта способность видеть в мелочах прекрасное, радоваться новым впечатлениям – со мной на всю жизнь, и профессия, исключающая всякую рутину, моей неравнодушной натуре пришлась по вкусу. Плюс я гуманитарий по природе, в школе у меня были отличные отметки по русскому и литературе, и с педагогом повезло, поэтому выбор филологического направления – вполне осознанный.

Журналистская работа – это постоянные встречи с самыми разными людьми, посещение каких-то мероприятий, площадок, на которые обычному человеку не попасть, например, кухня ресторана или высокотехнологичный производственный цех DMG Mori. А пресс-туры! Побывать на атомной станции в Беларуси, на сырном производстве на севере Франции, на вершине Шерегеша в компании коллег со всей страны – такое запоминается на всю жизнь.

Готовлю материалы и на наш сайт uldelo.ru, но к печатной версии «ДО» – особенная страсть. Это ни с чем несравнимое удовольствие – держать в руках свежий номер журнала, пахнущий типографской краской.


– А что, наоборот, вызывает трудности?

– Ох, раньше я была достаточно застенчивым человеком, и с этой взаимоисключающей для журналиста чертой мне приходилось отчаянно бороться. Помню, однажды брала интервью у руководителя очень крупной ульяновской компании, думала, побеседуем один на один, а он пригласил «группу поддержки» в лице своих топов. И вот я сидела перед этими важными людьми как перед строгими экзаменаторами и отчаянно робела. Хорошо, что пришла на интервью подготовленной, а то совсем было бы кисло.

Сейчас я, конечно, стала куда увереннее, и со страхом публичных выступлений, к счастью, тоже почти справилась – с помощью специалистов в том числе.


– Журналистика – это всегда работа с информацией, интервью… Расскажите о людях, беседы с которыми произвели на вас наибольшее впечатление.

– Оооо, за эти годы незабываемых встреч было бесконечно огромное количество, могу рассказывать долго. Когда-то давным-давно, например, брала интервью у мужчины, который остался без жилья, зимовал в гараже. Пошла туда с «группой поддержки» – знакомым из МВД. До сих пор под впечатлением…. А один банкир захотел встретиться с журналистом не где-нибудь, а… на крыше гостинице «Венец».

Очень хорошо помню интервью с кумиром моей юности повзрослевшим Юрой Шатуновым, стриптизером Тарзаном, обаятельной Ириной Хакамадой, с известными писателями – Эдуардом Тополем, Александрой Марининой, Полиной Дашковой.

Работая в деловом издании, я постоянно общаюсь с представителями ульяновского делового сообщества; искренне восхищаюсь целеустремленностью, напористостью «акул бизнеса», вдохновляющим благородством «дельфинов». Так, недавно беседовала с социальным предпринимателем Натальей Михайловой и, представляете, не смогла сдержать слез: история руководителя реабилитационного центра «НИКА», мамы «особенной» дочки тронула меня до глубины души.

– Вы уже 21 год работаете в журнале «Деловое обозрение», а пару лет назад и вовсе стали главным редактором. Журнал за это время изменился, но как изменились вы?

– Надеюсь, не в худшую сторону.

Знаете, я долго не могла решиться на предложение стать главредом, привыкла нести ответственность только за себя, за свою работу, а новый статус с необходимостью принимать решения за весь продукт, за стратегию его развития, за команду, честно говоря, пугал. Но в один прекрасный момент «созрела», и теперь понимаю, что все не зря, что у меня получается, хотя стрессов в моей жизни прибавилось. Но я всегда чувствую надежное плечо «деловой» команды, поддержку всего коллектива медиахолдинга «Мозаика», его учредителя Расиха Гатауллина, нашего генерального директора Андрея Павлова. С такими руководителями можно горы свернуть, честное слово, никакого подхалимажа.


– «Деловое обозрение» – первый и единственный бизнес-журнал в регионе. Как вы считаете, отсутствие конкуренции в данном случае – это плюс или минус?

– Мы развиваемся в любом случае. Помню, как в посткризисном 2009 году на ульяновский рынок зашел федеральный деловой журнал, и «ДО» сделало серьезный рывок по всем направлениям – и в оформлении, и в контенте. Сейчас «Деловое обозрение» – практически единственный глянец в регионе, но это не дает нам расслабляться. Говорят, эпоха печатных изданий уходит, но мы видим, что журнал востребован, ему доверяют, его выбирает наши бизнес-партнеры в качестве рекламной площадки, и это вдохновляет.


– Главный редактор – должность руководящая, приходится контролировать работу большого числа людей. Как справляетесь с такой нагрузкой? Может, у вас есть «особые рецепты» управления коллективом?

– Ну, про «большое количество» вы загнули! Недавно на дне рождения журнала наш руководитель Андрей Павлов говорил о том, что многие считают, что «Деловое обозрение» делает большой коллектив и, мол, «я их не разубеждаю» (смеется). Но если серьезно, то он не покривил душой: «ДО» – один из продуктов медиахолдинга «Мозаика», где работают и менеджеры по рекламе, и распространители, и много других людей, имеющих отношение к изданию, к его успеху.

Что же касается редакционной команды, то нас всего четверо; каждый по-своему уникален, и я не скрываю своего восхищения ими. Мы разные, но нас объединяет искренняя любовь к своему продукту, желание сделать его еще лучше.

Сама я стараюсь развиваться не только как журналист, регулярно читаю бизнес-книги, посещаю семинары, мастер-классы по вопросам управления, мотивации и т.д. Личностный рост тоже очень важен, все-таки я работаю среди молодежи, и надо «соответствовать», что говорится, «быть в тренде». Сейчас у меня такой девиз по жизни: «катящийся камень мхом не зарастет».

Но главное, что я для себя решила – относиться к людям так, как хотела бы, чтоб относились ко мне, когда сама была на их месте. Мне в этом плане повезло: Людмила Ильина, которая долгое время возглавляла «ДО», – не только отличный журналист, сверхпорядочный человек, но и мудрый, понимающий руководитель, вспоминаю с благодарностью нашу работу.

Всех своих соратников от души поздравляю с нашим профессиональным праздником.


– Какие советы можете дать начинающим журналистам?

– Больше читать! Процитирую своего кумира Тату Олейник, замредактора журнала MAXIM, замечательного мастера пера: «Да, читать хорошую, мастерскую беллетристику – это очень, очень важно для тех, кто хочет умело писать. Читать, заучивать, понимать, разбирать приемы, набивать собственные «защечные мешки» всяким полезным».

Еще добавлю, что нужно всегда готовиться к встрече с героем публикации, элементарно, почитать о нем в интернете, найти интересный факт о его сфере деятельности… Нет ничего хуже, чем начать интервью с «гениальной» фразы: «ну, расскажите о себе!».

– Какие три самых ярких события 2021 года отметите?

– 2021 год для меня был полон разными событиями, в том числе трагическими, ковид унес двух моих близких людей – маму и брата, поэтому я так ратую за вакцинацию и соблюдение элементарных мер безопасности.

Если же говорить про яркие события 2021 года, то лично для меня топ-3 это – долгожданная поездка на море (в 2020-м из-за пандемии я не смогла встретиться с «этим ласковым чудом на ладонях земли»). Второе – невероятная победа журнала в крутом федеральном конкурсе «Импульс добра», впервые за десять лет его существования Ульяновская область вошла в шорт-лист ежегодной премии, которую вручают за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России. Жюри высоко оценило материалы – мои и Эльмиры Кобиной.


И, наконец, третье яркое событие 2021-го – мы с мужем наконец-то построили новый дом, долго шли к этому событию.

– Какие планы на 2022 год?

– Личные планы, конечно, связаны с обустройством «дома мечты», дел еще очень много.

Что касается профессиональных планов, то они связаны, конечно, с дальнейшим процветанием «Делового обозрения», укрепления позиций бренда на рынке российских СМИ.

2022 год – юбилейный для журнала, и я надеюсь, что ничего не помешает нам отметить 25-й день рождения «ДО» в кругу друзей, соратников, партнеров.

Фото: личный архив Татьяны Задорожней, медиахолдинг «Мозаика», оргкомитет премии «Импульс добра»

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: