Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Русский Ватикан

Именно так Ульяновск в 1941 году назвал будущий патриарх Сергий. Рассказываем о религиях и сектах нашего края.

Фото: Константин Салмин

Буддизм по-польски

Традиционными для Симбирска всегда были православие, ислам (татары), католичество (поляки), протестанты (немцы). Почти все мировые религии, кроме буддистов, были представлены в нашем городе. Последние появились у нас в перестроечное время, в конце XX века. Буддизм пришел в Ульяновск из Европы – Дании и Польши, хотя и в России недалеко от нас есть буддистские регионы: Калмыкия, Бурятия, Тыва. В Ульяновске до сих пор работает буддистский центр.

Не пили и были богатыми

Старообрядцы всегда селились на периферии, бежали в глухомань, ведь здесь в отличие от больших городов было меньше давления властей. Наша губерния не стала исключением.

Старообрядцы в Симбирске, как и везде, держались своих правил, жили обособленно. Они не могли сесть за стол, разделить пищу с человеком не их веры. Например, если путник, проходящий через деревню старообрядцев, просил воды, ему подавали специальную кружку, которой не пользовались хозяева. У них была некая надменность в отношении «других», кроме того, они вели суровый образ жизни, не пили алкоголь, кофе, соблюдали патриархальные правила, вели жесткий распорядок жизни. Во многом это способствовало тому, что среди старообрядцев было очень много богатых купцов, в руках которых были сосредоточены большие капиталы. Обычные люди их не любили – за уединенность, за богатство и трезвость, что было особенно удивительным для многих.


Черное дело «белых голубей»

В Симбирске-Ульяновске всегда существовали различные секты, пожалуй, самой криминальной из них считаются скопцы, они называли себя «белые голуби». Членов данной организации преследовали за то, что они совершали обряд оскопления над вступающими в секту людьми, таким обрядом они фактически кастрировали человека. Обычно это делалось уговорами, но были и нелегальные способы вовлечения в секту: скопцы могли просто напоить человека, сделать операцию по членовредительству, а дальше несчастному уж некуда было деваться. Скопческая община в дальнейшем поддерживала «новобранцев» деньгами и прочими благами, но потерянного, понятное дело, было уже не вернуть, человек не мог дальше продолжать свой род.

Секта жестко преследовалась государством, была объявлена вне закона. Людей, которые организовывали бесчеловечные обряды, отправляли в ссылки, но и там появлялись новые скопцы. К счастью, к началу XX века секта прекратила свое существование в России.

В конце XIX – начале XX века была в губернии еще одна интересная секта хлыстов, довольно распространенная. Это были очень своеобразные и странные люди. До 70-х годов они проживали в селе Красноборск (Собакино) Тереньгульского района, но сейчас в большей части переехали под Самару.

Хлысты совершали странные богослужения, на них они устраивали пляски и прыганья. Все это продолжалось в течение нескольких часов, за это время люди доводили себя до некого экстаза. После этого, говорят, хлысты устраивали между собой свальный грех…

Щепочки к потере

Андрей Блаженный, чьи мощи сейчас находятся в Спасо-Вознесенском соборе в Ульяновске, по праву считается святым покровителем города. Его современники вспоминали, что однажды он вытащил кляп из бочонка с маслом в лавке торговца для того, чтобы спасти людей от смертельной опасности: в опустевшей таре нашли мертвую змею, была аналогичная ситуация и с супом, где был паук.

Неоднократно случалось, что он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба.

Знаком успешной будущей торговли служила принятая Андреем милостыня в лавке или около нее из рук хозяина.

Если блаженный приносил и подавал кому-либо несколько щепочек, то это означало, что душа того человека скоро предстанет пред Богом. Кроме этого, знаком смерти кого-то из домочадцев служило и появление Андрея в доме, когда он ложился под иконами со скрещенными на груди руками. Если же старец начинал мести пол в чьем-то доме или подметать двор, то это означало потерю хозяином его имущества.

И это только малая часть того, что совершил симбирский блаженный во время пребывания на нашей земле.

Да, в Ульяновске многие знают блаженного Андрея Огородникова, но если спросить про других святых, люди и не вспомнят. Однако было на Симбирской земле немало мучеников, священнослужителей, которые не отреклись от своей веры и пострадали во время гражданской войны или в годы репрессий, попали в лагеря или были расстреляны. Только на воротах надвратного храма Спасского женского монастыря изображено 8 святых: блаженный Андрей Огородников, священномученик Николай Покровский, священномученик Иоанн Ильинский, священномученик Неофит Любимов, священномученик Александр Гневушев, преподобномученица Екатерина Декалина, священномученик Александр Телемаков, преподобный Гавриил (Игошкин). Есть в Симбирске- Ульяновске и святые, которые почитаются в народе, но они еще не канонизированы.

Центр религий и возрождения православия

Во время Великой Отечественной войны Ульяновск был центром эвакуации, куда были вывезены верхушки всех церквей: православной, старообрядческой, протестантской и обновленческой.

Наиболее яркими представителями религии были митрополит Сергий, представляющий православную церковь, и Александр Введенский из обновленческой. На момент эвакуации в городе были закрыты практически все храмы, а многие из них были уничтожены, те же, что остались, использовались не по назначению. Александр Введенский нашел для себя здание, где сейчас находится церковь Неопалимая купина, а Сергий – бывший католический костел на современной улице Корюкина. Тогда митрополит был очень удивлен, что в нашем городе есть католики, и сказал, что Ульяновск – это какой-то русский Ватикан.


В нашем городе митрополит Сергий объявил о сборе пожертвований на нужды войны, на призыв местоблюстителя откликнулись верующие со всей страны, в результате чего была собрана большая сумма, которая в дальнейшем сыграла важную роль в жизни РПЦ. Собранные Сергием деньги была отправлены Сталину, после чего Иосиф Виссарионович пересмотрел свое отношение к церкви и разрешил организовать собор, на котором Сергий был избран патриархом. Можно сказать, что именно с этого времени начинается история русской православной церкви в том статусе, в котором она существует до сих пор. В годы войны ей, наконец, дали статус юридического лица.

За помощь в подготовке материала благодарим Дмитрия Русина, автора исторического проекта «Анатомия Симбирска», лектора, экскурсовода, историка, кандидата наук, члена Союза экскурсоводов России.

Фото: wikipedia.org и vk.com/brandergofer

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: