– Отношение к объектам наследия сегодня несерьезное, они рассматриваются как нечто скучное, ветхое, статичное, экономически невыгодное, мертвым грузом лежащее на балансе региона. Но это не так. При правильном подходе памятники наследия создают, образно выражаясь, те «места силы», которые организуют и связывают между собой экскурсионно-рекреационные, музейно-выставочные и научно-образовательные системы региона в единый природно-культурный территориальный комплекс. Памятники наследия влияют на географический профиль и колористическую среду городов, что дает богатый материал для айдентики – эмблем, цветовой схемы и других инструментов визуализации бренда.
Имидж региона. Ульяновский вариант
Графика: Александр Кременицкий
Богатый материал
Ульяновская область – родина Ленина. Это самый популярный ответ на вопрос, какую ассоциацию вызывает наш регион. Об этом говорили почти все иногородние эксперты, к которым мы обратились. Еще упоминались музей авиации и музей балалайки, Сенгилеевские горы и палеонтологический парк «Ундория», а также великие литераторы родом из Симбирска – Гончаров, Языков, Карамзин и другие. Получается, что это основные составляющие имиджа Ульяновской области сегодня.
Если же обратиться к теории, то имидж региона – относительно устойчивая совокупность представлений, убеждений и ощущений людей относительно территории, которая складывается из информации, полученной из различных источников, собственного опыта и впечатлений. Такое определение дает доктор политических наук, доцент экономического факультета РУДН Ирина Глинская.
По ее словам, имидж региона включает 11 аспектов:
1. географические особенности;
2. историческое прошлое;
3. население и его этнический и конфессиональный характер;
4. властные структуры;
5. нормативно-правовая база;
6. экономическое развитие;
7. образовательные и культурные учреждения, научные центры;
8. спорт и здравоохранение;
9. средства массовой информации;
10. индустрия развлечений;
11. архитектурные памятники.
Специалист в сфере территориального брендинга Сергей Бердышев убежден, что базисом регионального бренда является культурный ландшафт.
Отдых и саморазвитие
Развивая имидж Ульяновской области, региональные власти делают большую ставку на внутренний туризм.
– Никогда прежде люди так не стремились к природе и посещению диких и отдаленных мест, как сейчас. Благодаря этому огромную популярность получили глэмпинги, а также всевозможные лагеря, турбазы и экоотели. Тренд характерен и для Ульяновской области. На территории Ульяновской области развитие данного направления туризма связано с реализацией крупных инвестиционных проектов – созданием федерального национального парка «Сенгилеевские горы» и геопарка «Ундория» с приданием последнему статуса памятника ЮНЕСКО, с развитием туристической навигации по реке Волге, с созданием на территории региона глэмпингов, а также с поддержкой туроператоров, разрабатывающих туристические предложения на сельских территориях и ООПТ.
МТС выяснила, туристам из каких регионов наиболее интересна Ульяновская область. По данным компании, в новогодние каникулы (с 29 декабря 2021 года по 9 января 2022 года) больше всего гостей прибыло из Москвы, их доля составила 26% турпотока. На втором месте жители Самары, на их долю пришлось 19% всех приезжих. На третьем – петербуржцы, 13%. Также Ульяновскую область активно посещали наши «соседи» по Приволжскому федеральному округу – из Казани, Нижнего Новгорода, Уфы, Пензы, Оренбурга.
«Большую часть каникулярного времени гости проводили в Ульяновске и населенных пунктах, где организованы площадки и места для занятий массовыми видами зимнего досуга. По данным статистики туристического маршрута «Мобильный гид по Ульяновску», самыми популярными объектами в городе стали памятник букве Ё, аллея пионеров, квартира-музей семьи Ульяновых и историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова», – проинформировало Агентство по туризму.
Отдельная перспективная тема для привлечения иногородних гостей – паломнический туризм. Правда, пока он занимает далеко не ведущую роль в формировании имиджа территории.
– Религиозный турпотенциал Ульяновской области представлен в основном объектами православия. Среди наиболее значимых – Никольская гора, храм Димитрия Солунского в Базарном Сызгане (памятник архитектуры XIX века), Воскресенский храм (неовизантийский стиль, 1914 год), Жадовский мужской и Михайловский женский монастыри, Всесвятский храм и мощи святого блаженного Андрея Симбирского и др. Кроме того, в регионе расположено большое количество ныне не действующих, зачастую разрушающихся храмов, которые также могли бы послужить объектами для формирования паломнических маршрутов. В то же время необходимо признать, что существующих объектов религиозного паломничества в Ульяновской области недостаточно для того, чтобы конкурировать как с регионами Центральной и Северной России, так и с отдельными регионами ПФО (Нижегородская область, Республика Татарстан и т.д.).
Ульяновск и область в рейтингах:
- 57 место в рейтинге социально-экономического положения регионов (по итогам 2021 года, РИА Рейтинг)
- 55 место в рейтинге регионов по зарплатам (по итогам 2021 года, РИА Рейтинг)
- 67 место в рейтинге городов по качеству жизни (по итогам 2021 года, Финансовый университет)
- 14 место в рейтинге городов с самой благоприятной для ведения бизнеса обстановкой (по итогам 2021 года, Финансовый университет)
- 41 место в национальном туристическом рейтинге регионов (по итогам 2021 года, журнал «Отдых в России и Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»)
- 21 место в национальном экологическом рейтинге регионов (по итогам осени 2021 года, «Зеленый патруль»)
Деловой интерес
В имидже любого региона большую роль играет бизнес. Малый – он тянет за собой туристов. И крупный – промышленность, добыча полезных ископаемых, – все то, что может привлечь инвесторов.
– Инвесторов привлекают территории, где для них созданы максимально комфортные условия. Для компаний очень важна инфраструктура индустриальных парков, подготовленных для быстрой локализации производства, внимательное и заботливое отношение к их проектам со стороны специально созданных для этого институтов развития, важно обеспечить конкурентоспособные сроки окупаемости проектов благодаря особому налоговому режиму и оперативному решению всех возникающих у инвестора проблем.
По его словам, в работе с инвесторами Корпорации развития приходится отрабатывать скорее не возражения, а опасения, что что-то не получится.
– Например, компания опасается, что не найдет здесь подходящих кадров. В этом случае мы оказываем всю необходимую помощь. На стадии подписания новых инвестиционных соглашений мы заблаговременно учитываем потребность новых предприятий в квалифицированных кадрах, формируем в адрес региональной службы занятости и системы профессионального образования перспективные заказы на подбор персонала. Для этого проводится анкетирование вновь приходящих в регион компаний на предмет их потребности в специалистах конкретных специальностей с указанием сроков наступления таковой потребности. Бывают у компаний и сложности с выстраиванием цепочки поставщиков сырья и оборудования, сбыта продукции. Все эти запросы мы помогаем решить. Инвестор не остается один на один с проблемой. У бизнеса сформирован стереотип закрытости власти, бюрократизированности процессов оформления разрешительной и прочей документации. Инвесторы бывают приятно удивлены, реализуя проект в Ульяновской области.
«Мекка» IT-компаний
Чем точно сильна Ульяновская область, так это IT-специалистами и компаниями, работающими в этой сфере. В регионе около 1,3 тыс. игроков рынка. В отрасли занято более 5,8 тыс. человек, за последние пять лет этот показатель вырос вдвое.
– Ульяновск – мой родной город, я периодически приезжаю на родину, здесь живет много талантливых людей и расположено значительное количество крупных IT-студий, известных во всем мире. Для наших американских и европейских коллег мы порой зовем (в разговорах) Ulyanovsk ассоциативно русским Palo Alto, и в этом есть большая доля истины. Ульяновск сегодня – крепкий и надежный провинциальный город, где для IT-специалиста с семьей есть все необходимые возможности и минимум лишнего шума.
Максим Михеенко выделяет три важных фактора роста IT в Ульяновской области. Первый – крайне сильный математический фундамент.
– Лучшие вузы региона (УлГУ, УлГТУ, УлГПУ) по-прежнему сильны в подготовке программистов, дизайнеров, «технарей». Выпускники наших вузов высоко ценятся своим опытом и фундаментом и в Москве, и в США.
Второй фактор – наличие стабильно растущих IT-компаний (SimbirSoft, Ecwid, Mobirate, Drum Pads, XIMAD), основатели которых вкладывают в свой регион и обучают молодые кадры. «Итог: открываются новые студии, «крупнячки» постоянно расширяются», – замечает эксперт.
И третий фактор – территориальная близость к главным хабам России – Москве, Санкт-Петербургу (есть прямые авиарейсы) и Казани.
– Временная зона +1 от Москвы также предельна комфортна. Мы пробовали набирать фрилансеров из Владивостока или Новосибирска (двух сильных городов России), но гораздо эффективнее ежедневно коммуницировать в одном часовом поясе – в данном случае Ульяновск в выигрышной позиции. Множество клиентов из Москвы и Казани (да уже и из Европы и США) видят в ульяновских студиях и в наших специалистах хорошие возможности.
– Не секрет, что Ульяновск – маленькая «Мекка» IT-компаний, мы здесь практически все друг друга знаем. В одном из рейтингов по популяризации IT-отрасли Ульяновск вошел в десятку лучших городов, и это видно.
Ему есть с чем сравнивать: он родился и начал карьеру в структуре МТС в Самаре, затем дислоцировался в Киров. С марта 2019 года возглавляет ульяновский LiteBox, который с недавних пор входит в состав МТС и называется «МТС Касса». Кстати, для телеком-гиганта оставить центральный офис своей «дочки» в провинции – необычно, но в случае с Ульяновском решили сделать именно так.
– У нас есть удаленные команды в разработке, но все же 80% – это именно ульяновские сотрудники. Что бы ни говорили, здесь достаточное количество специалистов. Много ребят дают опорный вуз и УлГТУ. Большинство IT-компаний в результате того, что в последние год-полтора очень сильно скакнул ценник на специалистов, стали обращать внимание на обучение и развитие молодежи, когда ребята с профильным образованием, совершенно без скиллов и опыта, приходят и получают этот опыт от более взрослых товарищей и достаточно быстро становятся грамотными специалистами. Мы тоже уделяем этому много внимания.
Переломить негатив
«ДО» решило выяснить, как оценивают имидж Ульяновской области политологи и эксперты по брендингу территорий и имиджмейкингу, и главное – что они могут порекомендовать нашему региону. Вот что они рассказали.
– Обращая внимание на многократные попытки региональной администрации сформировать устойчивый и привлекательный имидж Ульяновской области, можно заметить ряд трудностей, препятствующих созданию благоприятных условий для экономического рывка. В частности, не удается переломить имидж Ульяновской области как региона с негативной демографической динамикой и оттоком молодежи в крупнейшие городские агломерации России, дорогостоящим подключением частных домов к сети интернет. Сложно игнорировать фактор высокого уровня износа основных фондов промышленных предприятий и предприятий ЖКХ. Нельзя не отметить низкий уровень доверия жителей Ульяновской области к цифровым финансовым инструментам в сфере сбережения, инвестирования и брокерского обслуживания. Все еще не преодолен такой негативный фактор на рынке труда, как теневая заработная плата, а также скрытые доходы от сдачи в наем жилых помещений. Недостаточной представляется степень коммерциализации и вывода на федеральный и международный уровень НИОКР предприятий Ульяновской области.
– Если рассмотреть аспекты имиджа Ульяновской области, то можно отметить, что ключевыми при формировании позитивного имиджа следует рассматривать, прежде всего, ее географические особенности и особо охраняемые природные территории: национальный парк «Сенгилеевские горы», природные заказники, в том числе палеонтологические и памятники природы регионального значения. Это позволяет развивать экотуризм на данной территории.
При этом, по мнению некоторых специалистов, нельзя зацикливаться только лишь на туризме.
– Ульяновск расположен на Волге. Здесь исторически перевозили множество зерновых, масличных и других продуктов по реке. Существовало постоянное производство речного флота, который сейчас не так привлекателен. Однако ресурсов меньше не стало. Множество городов пьет волжскую воду, а глину возможно использовать не только в ремесленничестве. К сожалению, некоторые природные дары утрачивают популярность, но не должны терять ценности. Важно правильно преподнести богатства региона, охватив территориальные и исторические особенности. Это полезно как для туристического сектора, так и для инвестиционного климата.
Ирина Глинская подчеркивает: нужно также помнить о культуре и исторических событиях, связанных с регионом, такими именами, как Степан Разин, Емельян Пугачев, Аркадий Пластов, Николай Карамзин, Иван Гончаров…
– Основной упор следует сделать на культурно-исторические аспекты при формировании имиджа области, однако не следует забывать о других аспектах имиджа и об инструментах его продвижения. В частности, о маркетинговых коммуникациях, таких как реклама, PR, event, телевидение и интернет.