Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Рынок труда. Идеальный шторм

Среди главных приоритетов – 2022 для бизнеса, по мнению экспертов ГК «АРБ Про», – нарастить человеческий капитал. Привлекать молодых сотрудников и развивать профессионалов. Лечить кадровый голод сильными «микстурами».

Фото: pixabay.com

Не голод, а голодище!

Кадровая проблема сегодня актуальна в масштабах всей планеты. Глобальный кадровый голод связан с разрывом миграционных потоков, развитием доставочных сервисов, удаленной занятостью и высоким уровнем тревоги работников.

В 2020 году занятость рекордно упала, но сейчас быстро восстанавливается, потому что экономика США непрерывно обновляется, требуя новые компетенции: вакансии > увольнения.

Еще один важный кадровый тренд: труд в Китае подорожал.


В России дефицит сотрудников испытывают практически все отрасли:

  • IT-специалистов (2021 – нехватка 1 млн, прогноз на 2027 год – 2 млн);
  • Водителей-дальнобойщиков (не заполнено 24% вакансий);
  • Официантов и работников кухни (не заполнено 20% вакансий);
  • Строителей (нехватка 40%, особенно в Москве и Московской области – около 80 тыс. человек);
  • E-commerce специалистов (не поддается строгой оцифровке);
  • Врачей (до 30%, примерно 90 тыс. человек) и среднего медицинского персонала (до 15%, около 150 тыс. человек);
  • Агрономов (не заполнено 28%, около 40 тыс. человек);
  • Сотрудников ЖКХ (дефицит приближается к 70%);
  • Инженеров (более 300 тыс. незаполненных вакансий);
  • Рабочих, «синих воротничков» (нехватка до 20%).

Дефицит соискателей:

  • Снижение миграционного прироста (фактор пандемии)
  • Сокращение уровня безработицы
  • Демографическая яма:
    • За 10 лет число 20–24-летних снизилось вдвое. Усиливается конкуренция за персонал на стартовые позиции.
    • Группа 25–29 лет тоже на спаде, и это активные сотрудники с опытом, которых тоже нанимают.

Соискатели тоже выбирают

Если посмотреть на современный российский бизнес-ландшафт (январский номер «ДО»), то можно увидеть, что очень большая часть экономики принадлежит госмонополиям. Кроме того, это колоссальное число рабочей силы, в том числе молодежи. Только в РЖД более 300 тысяч сотрудников.

А еще важную роль на российском рынке труда играют транснациональные компании, которые забирают лучший персонал, возятся с ним. Человеческое отношение к человеку – вот в чем сила иностранных компаний.

Парадокс: количество желающих получить работу существенно выше принятых (в первом полугодии 2021-го среди молодых соискателей 560 тыс. резюме и 79 тыс. нанятых).

  • Соискатели – особенно потенциальные, перспективные – ищут наиболее привлекательные места для трудоустройства. Они так же выбирают.
  • Сильный персонал пойдет туда, где созданы очевидно привлекательные условия для работы и карьеры.

3 вопроса, на которые нужно найти ответ:

1. Что в вашей компании является магнитом – привлекательными характеристиками для соискателей основных групп нужного вам персонала (по сути это пакеты ценностных предложений для молодых сотрудников, линейного персонала, среднего и высшего менеджмента разной квалификации)?

2. Как они узнают о существовании вашей компании?

3. Как адаптировать, вовлечь и мотивировать перспективных новичков?

Суть бренда работодателя – многократно выполненные обещания!

Компания = эффективный производитель предсказуемого будущего.


Нужна свежая кровь!

Эксперты признают, мало кто из российских работодателей умеет работать с молодежью, но учиться необходимо, свежая кровь – это будущее компании. Беда стать старперской компанией! Между тем не надо относиться свысока к людям 45+, это полезные сотрудники, носители бесценного опыта, самые минимальные поставщики проблем руководству компаний. Сейчас надо особенно беречь опытных и профессиональных сотрудников.

Что известно о современной молодежи?

Миллениалы по опросам HBR, PWC:

  • Не готовы жертвовать личной жизнью ради работы (95%);
  • Выбирают вакансии с потенциалом развития, даже за меньшие деньги;
  • Более склонны менять работу;
  • Близки к экотематике.

Куда хочет вузовская молодежь:

  • 62% – в бизнес, 25% – в свой, в основном High-Tech всех мастей

Предпочтения по работодателям (Future Today, 2021, 43 тыс. студентов):

  • №1 высокотехнологичные (digital) бизнесы: Yandex, Apple, Mail.ru, Сбербанк, Биокад и пр.
  • №2 сырьевые компании Газпром, Роснефть, Сибур
  • №3 консалтинг

Неэтичное ведение бизнеса – не для миллениалов. Если они узнают, что, условно говоря, вы разбавляете бензин, они хлопнут дверью.

Кадровый резерв топ-уровня

  • Необходимы регулярные (ежегодные, скользящие) программы по привлечению молодых талантов (небюджетно, приемлемо в том числе для небольших компаний);
  • Принцип: потенциал важнее образования, меритократический отбор от результатов деятельности;
  • Закрепление за каждым опытным сотрудником 1–3 перспективных новичков;
  • Бизнес-завтраки (обеды) с лидерами компании разных направлений;
  • SHADOWING – возможность включенного наблюдения за работой «гвардии»;
  • Плотная обратная связь в поддерживающем, вовлекающем, оптимистичном ключе;
  • Создание мотивационного контура на трансформирующие инициативы: в продукт, в ключевые процессы (продажи, улучшение клиентского опыта);
  • Например: KPI к нормативу по производственным инициативам, бонусы (в том числе командные) за разработку новых продуктов и процессов;
  • Создание мотивационного контура по развитию уникальных продуктивных сторон сотрудника.

Рецепты от экспертов:

  • Как сделать из молодого человека поколения Z работящего и ответственного: надо побудить его взять ипотеку.
  • Для ценного сотрудника на рынке компетенций обязательно нужен «второй пилот»: один человек = риск.

Забросить якорь

Еще один ключ для решения проблемы кадрового голода при сегодняшнем высоком уровне турбулентности: обеспечить условиями труда и восстановления.

8,1 трлн долларов – потери от стресса для мировой экономики в 2021 году (10% ВВП)

Народ потрепало: за последний год спрос на психологов в Ульяновске вырос более чем вдвое – на 119%, сообщил «Авито». По России рост также внушительный: +99%.

У людей все чаще появляются признаки кумулятивного переутомления: от сверхинтенсивного режима работы они устали, «загнали» себя. По данным Международной организации труда, от стресса и выгорания ежегодно умирает 2,3 млн человек.

Эксперты советуют руководителям помочь своим сотрудникам (не путать с «вытиранием соплей»), например, пригласить в офис массажиста, психолога, даже взять в штат психоаналитика.


А еще люди не понимают, куда двигаться: слишком зыбко все стало вокруг. Значит, надо рисовать своим сотрудникам будущее, давать опору в жизни, забросить «якорь», чтобы видеть на 5–10 лет вперед.

Квантовые физики утверждают, что существует только два времени: прошлое и будущее. Вывод: больше занимайтесь своим будущим и будущим своих сотрудников.

С кем двигаться дальше:

  • С ядром управленческой команды и ключевого персонала;
  • С людьми разных культур, взглядов, образований, профессионального и жизненного опыта;
  • С работающими удаленно, с сильными специалистами вне штата;
  • С новыми будущими собственниками, с наследниками.

КАК:

  • Золотой фонд компании – наиболее опытные и перспективные сотрудники.
  • Развитие видения ими своего будущего в компании – каждый сотрудник информирован о вариантах своего будущего и является соавтором его создания.
  • Понимание своей роли и уникальности в реализации стратегии – регулярный обмен информацией и позитивная обратная связь.
  • Нерегулярные «контрофферы».
  • Обогащение смысловой сферы и личного будущего: обучение, вовлечение в проекты, обогащение рабочего места (новые функции и полномочия).

За помощь в подготовке материала благодарим эксперта по стратегическому планированию и экономическим сценариям, управляющего ГК «АРБ Про» Сергея Макшанова и руководителя Консалтинговой компании «Развитие» Александра Макарова.

Инфографика: Елена Бочкарева

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: