€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
Рынок труда. Идеальный шторм
Фото: pixabay.com
Не голод, а голодище!
Кадровая проблема сегодня актуальна в масштабах всей планеты. Глобальный кадровый голод связан с разрывом миграционных потоков, развитием доставочных сервисов, удаленной занятостью и высоким уровнем тревоги работников.
В 2020 году занятость рекордно упала, но сейчас быстро восстанавливается, потому что экономика США непрерывно обновляется, требуя новые компетенции: вакансии > увольнения.
Еще один важный кадровый тренд: труд в Китае подорожал.
В России дефицит сотрудников испытывают практически все отрасли:
- IT-специалистов (2021 – нехватка 1 млн, прогноз на 2027 год – 2 млн);
- Водителей-дальнобойщиков (не заполнено 24% вакансий);
- Официантов и работников кухни (не заполнено 20% вакансий);
- Строителей (нехватка 40%, особенно в Москве и Московской области – около 80 тыс. человек);
- E-commerce специалистов (не поддается строгой оцифровке);
- Врачей (до 30%, примерно 90 тыс. человек) и среднего медицинского персонала (до 15%, около 150 тыс. человек);
- Агрономов (не заполнено 28%, около 40 тыс. человек);
- Сотрудников ЖКХ (дефицит приближается к 70%);
- Инженеров (более 300 тыс. незаполненных вакансий);
- Рабочих, «синих воротничков» (нехватка до 20%).
Дефицит соискателей:
- Снижение миграционного прироста (фактор пандемии)
- Сокращение уровня безработицы
- Демографическая яма:
- За 10 лет число 20–24-летних снизилось вдвое. Усиливается конкуренция за персонал на стартовые позиции.
- Группа 25–29 лет тоже на спаде, и это активные сотрудники с опытом, которых тоже нанимают.
Соискатели тоже выбирают
Если посмотреть на современный российский бизнес-ландшафт (январский номер «ДО»), то можно увидеть, что очень большая часть экономики принадлежит госмонополиям. Кроме того, это колоссальное число рабочей силы, в том числе молодежи. Только в РЖД более 300 тысяч сотрудников.
А еще важную роль на российском рынке труда играют транснациональные компании, которые забирают лучший персонал, возятся с ним. Человеческое отношение к человеку – вот в чем сила иностранных компаний.
Парадокс: количество желающих получить работу существенно выше принятых (в первом полугодии 2021-го среди молодых соискателей 560 тыс. резюме и 79 тыс. нанятых).
- Соискатели – особенно потенциальные, перспективные – ищут наиболее привлекательные места для трудоустройства. Они так же выбирают.
- Сильный персонал пойдет туда, где созданы очевидно привлекательные условия для работы и карьеры.
3 вопроса, на которые нужно найти ответ:
1. Что в вашей компании является магнитом – привлекательными характеристиками для соискателей основных групп нужного вам персонала (по сути это пакеты ценностных предложений для молодых сотрудников, линейного персонала, среднего и высшего менеджмента разной квалификации)?
2. Как они узнают о существовании вашей компании?
3. Как адаптировать, вовлечь и мотивировать перспективных новичков?
Суть бренда работодателя – многократно выполненные обещания!
Компания = эффективный производитель предсказуемого будущего.
Нужна свежая кровь!
Эксперты признают, мало кто из российских работодателей умеет работать с молодежью, но учиться необходимо, свежая кровь – это будущее компании. Беда стать старперской компанией! Между тем не надо относиться свысока к людям 45+, это полезные сотрудники, носители бесценного опыта, самые минимальные поставщики проблем руководству компаний. Сейчас надо особенно беречь опытных и профессиональных сотрудников.
Что известно о современной молодежи?
Миллениалы по опросам HBR, PWC:
- Не готовы жертвовать личной жизнью ради работы (95%);
- Выбирают вакансии с потенциалом развития, даже за меньшие деньги;
- Более склонны менять работу;
- Близки к экотематике.
Куда хочет вузовская молодежь:
- 62% – в бизнес, 25% – в свой, в основном High-Tech всех мастей
Предпочтения по работодателям (Future Today, 2021, 43 тыс. студентов):
- №1 высокотехнологичные (digital) бизнесы: Yandex, Apple, Mail.ru, Сбербанк, Биокад и пр.
- №2 сырьевые компании Газпром, Роснефть, Сибур
- №3 консалтинг
Неэтичное ведение бизнеса – не для миллениалов. Если они узнают, что, условно говоря, вы разбавляете бензин, они хлопнут дверью.
Кадровый резерв топ-уровня
- Необходимы регулярные (ежегодные, скользящие) программы по привлечению молодых талантов (небюджетно, приемлемо в том числе для небольших компаний);
- Принцип: потенциал важнее образования, меритократический отбор от результатов деятельности;
- Закрепление за каждым опытным сотрудником 1–3 перспективных новичков;
- Бизнес-завтраки (обеды) с лидерами компании разных направлений;
- SHADOWING – возможность включенного наблюдения за работой «гвардии»;
- Плотная обратная связь в поддерживающем, вовлекающем, оптимистичном ключе;
- Создание мотивационного контура на трансформирующие инициативы: в продукт, в ключевые процессы (продажи, улучшение клиентского опыта);
- Например: KPI к нормативу по производственным инициативам, бонусы (в том числе командные) за разработку новых продуктов и процессов;
- Создание мотивационного контура по развитию уникальных продуктивных сторон сотрудника.
Рецепты от экспертов:
- Как сделать из молодого человека поколения Z работящего и ответственного: надо побудить его взять ипотеку.
- Для ценного сотрудника на рынке компетенций обязательно нужен «второй пилот»: один человек = риск.
Забросить якорь
Еще один ключ для решения проблемы кадрового голода при сегодняшнем высоком уровне турбулентности: обеспечить условиями труда и восстановления.
8,1 трлн долларов – потери от стресса для мировой экономики в 2021 году (10% ВВП)
Народ потрепало: за последний год спрос на психологов в Ульяновске вырос более чем вдвое – на 119%, сообщил «Авито». По России рост также внушительный: +99%.
У людей все чаще появляются признаки кумулятивного переутомления: от сверхинтенсивного режима работы они устали, «загнали» себя. По данным Международной организации труда, от стресса и выгорания ежегодно умирает 2,3 млн человек.
Эксперты советуют руководителям помочь своим сотрудникам (не путать с «вытиранием соплей»), например, пригласить в офис массажиста, психолога, даже взять в штат психоаналитика.
А еще люди не понимают, куда двигаться: слишком зыбко все стало вокруг. Значит, надо рисовать своим сотрудникам будущее, давать опору в жизни, забросить «якорь», чтобы видеть на 5–10 лет вперед.
Квантовые физики утверждают, что существует только два времени: прошлое и будущее. Вывод: больше занимайтесь своим будущим и будущим своих сотрудников.
С кем двигаться дальше:
- С ядром управленческой команды и ключевого персонала;
- С людьми разных культур, взглядов, образований, профессионального и жизненного опыта;
- С работающими удаленно, с сильными специалистами вне штата;
- С новыми будущими собственниками, с наследниками.
КАК:
- Золотой фонд компании – наиболее опытные и перспективные сотрудники.
- Развитие видения ими своего будущего в компании – каждый сотрудник информирован о вариантах своего будущего и является соавтором его создания.
- Понимание своей роли и уникальности в реализации стратегии – регулярный обмен информацией и позитивная обратная связь.
- Нерегулярные «контрофферы».
- Обогащение смысловой сферы и личного будущего: обучение, вовлечение в проекты, обогащение рабочего места (новые функции и полномочия).
За помощь в подготовке материала благодарим эксперта по стратегическому планированию и экономическим сценариям, управляющего ГК «АРБ Про» Сергея Макшанова и руководителя Консалтинговой компании «Развитие» Александра Макарова.
Инфографика: Елена Бочкарева