Над вечным покоем
«Новое кладбище с церковью», открытое еще в июне 1874 г., впервые появляется на Плане расположения губернского города Симбирска 1887 года.
Но церкви на тот момент еще не было: «Мысль о постройке церкви на новом кладбище (ныне Центральное городское кладбище, адрес: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 54) возникла вскоре же после открытия этого кладбища, в 1874 году; причем предполагалось возвести храм в середине кладбища, а помещение для причта устроить в особом здании, по дороге, между городом и кладбищем, при проектированной к постройке в этом месте городской богадельне. Для составления капитала на постройку храма городская дума установила сбор за погребение тел на городском кладбище. Однако мысль об устройстве кладбищенской богадельни была оставлена после того, как купец Кирпичников (Алексей Петрович Кирпичников (1810–1886) – симбирский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин г. Симбирска, симбирский городской голова (в 1862–1864 гг.) пожертвовал городу и дома, и капитал на богадельню (Александро-Невскую церковь), на постройку же кладбищенской церкви стали поступать пожертвования от частных лиц; так, например, тот же Кирпичников отказал, по завещанию, на постройку этого храма 3 000 руб., мещанин Валов пожертвовал колокол, в 1895 г., мещанка Е. Г. Кузнецова 1 000 руб. Тем не менее к постройке церкви нельзя приступить и до настоящего времени, так как хотя сбор за погребение и составил уже значительный капитал, но почти половину его пришлось израсходовать в 1891 г. на расширение кладбища» (см.: Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования: сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск: Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898).
Даже в 1882 г. при кладбище имелась лишь небольшая каменная часовня для отпевания.
Решение о постройке церкви было принято Городской управой в 1900 г. Летом 1906 г. начались строительные работы под руководством и по проекту городского архитектора Федора Осиповича Ливчака.
11 [24] мая 1908 г. на кладбище архиепископом Иаковом был отслужен молебен по случаю закладки храма во имя Воскресения Христова, к этому времени стены его были выведены уже до окон.
«К закладке подготовлен камень из местных меловых пород. Сделан он в виде коробки с крышкой, внутри медная доска с надписью о годе, месяце и числе, когда совершена закладка, с именем архиепископа, губернатора, городского головы, членов управы и строительной комиссии, с особым хранилищем для денег, куда многие из бывших на молебне клали серебряные и медные монеты».
Строительство велось быстрыми темпами, и 22 августа [4 сентября] 1910 г. состоялось торжественное поднятие креста на купол церкви.
«В воскресенье, 22 августа, при огромном стечении молящихся состоялось на городском кладбище торжественное молебствие по случаю поднятия св. креста на только что отстроенный здесь храм. Молебствие под открытым небом совершено кафедральным протоиереем С.С. Медведковым. Прекрасная погода много содействовала торжественности церемонии водружения св. креста на купол новаго храма» (4 см.: Хроника // Симбирянин. – 1910. – 24 авг. (№ 974). – С. 3).
Более полугода заняли работы по внутренней отделке церкви. Остекление барабана было выполнено разноцветными стеклами: верхние окна – синими, нижние – желтыми. Стены расписал местный живописец В.З. Бурев, иконописные работы были завершены в январе 1911 г.
Газета «Симбирянин» сообщала: «22 мая был торжественно освящен вновь сооруженный на городском кладбище храм во имя Воскресения. Торжественное богослужение совершал епископ симбирский и сызранский Вениамин в сослужении градского духовенства. На богослужении присутствовали и. д. губернскаго предводителя дворянства М. Н. Зимнинский, генерал-майор К. В. Шпигель, городской голова Л. И. Афанасьев, члены городской управы, многие гласные думы, полицеймейстер В. А. Пифиев и масса приглашенных лиц. Миленький, очень красивой архитектуры храм был переполнен народом, который также запрудил всю окружающую храм площадь.
По окончании богослужения у церковнаго старосты А. П. Балакирщикова был устроен роскошный завтрак, на котором в числе прочих гостей был и епископ Вениамин».
Внешний облик церкви оригинален и не повторяет ни одну из церквей старого Симбирска.
«Церковь Воскресения, т. н. храм на новом кладбище несет черты учебных проектов, которые выполняли студенты Института гражданских инженеров, в т. ч. Ливчак, традиционный четырехстолпный однокупольный храм без трапезной и колокольни, исполненный в псевдовизантийском стиле. Развитая пластика фасадов при общей небольшой высоте здания подчеркивает камерный характер всей постройки» (см.: Лямин, И. В. Ф. О. Ливчак в Симбирске // Краеведческие записки. Вып. 7. – Ульяновск: Приволж. кн. изд-во: Ульян. отд-ние, 1987. – С. 45).
Здание сохранилось практически в своем первоначальном виде.
В первые советские годы Воскресенская церковь не закрывалась, но в июне 1930 г. с деревянной звонницы, расположенной вблизи храма, были сняты и изъяты колокола общим весом 88 пудов 20 фунтов (ок. 1 449 кг).
В январе 1945 г. церковь была передана в бессрочное пользование церковной общине. На момент передачи общая площадь церкви с часовней составляла 158 м.
По вопросам приобретения книг Владислава Ястребова серии «В зеркале времени» обращаться по e-mail: yastrebov73@gmail.com.
Фото предоставлено В. Ястребовым