– Мы ничего не предпринимаем в сложившейся ситуации. Цены на обучение и услуги модельного агентства не поднимаем, людям и так не сладко. Я уже в 1998 году во всей полноте ощутила на себе кризис. Именно он подтолкнул меня к новым действиям, и я открыла «Совершенство» в 2000 году. Нужно немного потерпеть. Все будет хорошо.
Сохранить бизнес
Фото: Andrew Neel, pexels.com
– Фотографией занимаюсь седьмой год. Из них уже пять лет мое основное направление – это выпускники детских садов и школ, которые ежегодно заказывают альбомы. Раньше был совсем простой вариант – портрет и общую фотографию вклеивали в папку. Сейчас новые технологии привели нас к лучшей версии – печатным фотокнигам. Это шикарный товар, но не дешевый. Родители это видят и, конечно, готовы платить за качество. Но с происходящими событиями это сделать стало почти невозможно. Ведь у печатников дорогое импортное оборудование, материалы, бумага. Поставки перекрыли, остатки материала резко подорожали, а закупок новых партий в скором времени не предвидится. Вот и сели все школьные фотографы в большую лужу, а выпускники, возможно, останутся без долгожданных фотокниг. Пока еще ищем типографии, которые могут нам помочь, а потом придется отдавать весь отснятый материал в электронном виде или печатать фотографии поштучно тем, кто захочет.
Но никогда не нужно отчаиваться, а стоит попытаться найти другие пути. И мы все же надеемся на российских производителей.
Мы просто обязаны оставить память для следующих поколений и сделаем это! В нынешней ситуации я приняла решение искать новых партнеров на российском рынке, не останавливаться на достигнутом и не откатываться назад. Съемки продолжатся, и эмоции моих школьников будут зафиксированы для позитивных воспоминаний о светлых годах учебы...
– Если говорить про первые антикризисные шаги в «Адреналине», то мы запустили акцию для проведения дней рождения в нашем батутном комплексе, которая позволяет экономить деньги на празднике для ребенка. Также пересмотрели политику анимационных программ и шоу, они стали значительно дешевле, чем были раньше.
Кроме того, майские выпускные для детских садов и школ сделали намного дешевле, чем это было в доковидное время.
Так как сейчас все очень сильно дорожает и в скором времени у населения денег станет меньше, в этом сезоне мы решили запускать в нашей Telegram-группе много акций, по которым билет обойдется на 50% и более дешевле. Это счастливые часы и просто распродажи.
– Главное, что нужно сохранить, – это наш персонал. Наши сотрудники – супертурагенты, вместе мы работаем уже 15 лет. Сейчас стоит задача – сделать все для сохранения команды, и мы делаем для этого все возможное: от поиска новых туристических маршрутов до сокращения затрат. Надеемся, что ситуация в скором времени улучшится, курс валют стабилизируется, будут доступны новые направления отдыха. Уже сейчас мы активно продвигаем акцию кешбэк для туров по России. Кстати, затраты на рекламу мы немного снизили, но отказываться от нее и от поиска новых каналов продвижения своих услуг не будем. Уверена, наш опыт поможет пережить этот кризис и найти новые точки роста.
– Материал для работы куплен был в запас, это главное. У меня всегда есть финансовый резерв для подстраховки. Так как сложившаяся ситуация может сильно повлиять на сферу красоты, я, как и многие мои коллеги, удерживаю цены до конца мая, пока доллар стабилизируется и люди смогут привыкнуть к новым ценам, и мы уже сможем понять, как двигаться дальше.
– Если говорить про первые антикризисные шаги, то нужно понимать, в чем заключается сложность работы и, соответственно, что мы можем предпринять для того, чтобы сбалансировать ситуацию.
Первый вопрос касается оплаты американских сервисов. Мы сделали авансы, оплатили с российской карты, когда это можно было сделать, а сейчас они не принимаются и нужно искать альтернативы, как их пополнять. Рассматриваем разные сценарии и думаем, как это лучше сделать.
Вторая история про прием денег от клиентов, находящихся не в России. Тут история тоже сложная, например, в Казахстане также нельзя оплатить счета, не у всех там есть карта «Мир», не все банки ее выдают. Сейчас смотрим в сторону UnionPay, попробовали ее в работе, выстраиваем отношения с партнерами из других стран, чтобы они принимали выручку.
По поводу клиентов и того, что происходит с рекламными платформами, здесь история более понятная. Есть клиенты, которые рекламировались через Instagram, сейчас они перетекают в соцсеть «ВКонтакте», общая экономическая активность спадает, непонятно, что происходит, но потихоньку все начинают просыпаться от этого шока, пытаются функционировать более эффективно, выстраивать новые цепочки, мы ожидаем, что в ближайшее время все более менее устаканится.
По поводу операционных историй мы ничего пока не делаем, понятно, есть депозиты, есть другие способы сохранения денег, и здесь мы ничего не предпринимаем. Наша основная задача сейчас – помочь клиентам, они напуганы. Мы выпустили пресс-релиз, в котором рассказали, что все службы находятся в рабочем режиме.
– Первым делом мы стали смотреть новые ниши, в которых можно занять хорошие позиции. Сейчас вектор смещается в сторону Азии, и необходимо строить партнерские отношения и совместный бизнес с Китаем. Как руководитель Русско-Азиатского Союза по Ульяновской области я участвую в обсуждении ситуации по другим регионам России и вижу: предприниматели объединяются, правительство поддерживает новыми мерами. Сейчас в России время возможностей, поэтому надо «брать быка за рога».
В связи с этим рекомендую предпринимателям объединяться, развиваться, участвовать в государственных программах и учить китайский язык.
– Мы пока движемся по инерции – даже продажи упали несущественно. Но понимание, что это ненадолго, уже пришло. Поставщики подняли цены в среднем в два раза. Стараемся розничные цены регулировать избирательно – где есть возможность, не повышаем. Но рост неизбежен, иначе получится кассовый разрыв, когда придет время оплачивать следующую партию товара.
Удалось закупить товар еще по старым ценам, там, где менеджеры предупредили о предстоящем повышении. Пожалуй, это единственная мера, которая поможет сохранить бизнес в ближайшей перспективе. Также написал заявление на кредитные каникулы, посмотрим, какой придет ответ от банка. Там одно из требований – падение доходов на 30% от прошлого года. Методику расчета я не нашел и не понимаю, как банк будет применять данный критерий.
В остальном пока не очень понятно, что делать. «Будем тушить по мере возгорания» – уже наметился дефицит чековой ленты, потеряли Instagram как канал продвижения, падает оплата через терминал из-за блокировок платежных систем, даже наблюдаются перебои с интернетом, что тоже влияет на работу кассовой техники. Зато разом решилась проблема с дефицитом кадров – на недавнее объявление получил массу откликов, чего не наблюдалось уже довольно долгое время. Пока работаем!
– Мы живем в постоянно меняющемся мире, быть предпринимателем – значит уметь находить в изменениях возможности и использовать их.
Пандемия научила нас, как важно уметь адаптироваться и быть гибким. Главное – не паниковать, сохранять самообладание и признать: это все когда-то закончится. Затем направить энергию в нужное русло.
В финансовом плане оптимизировали расходы, часть перенесли из постоянных в переменные.
Мы проводим творческие мастер-классы, поэтому закупили некоторое количество материалов для творчества, зная, что их стоимость увеличится (либо этот товар уйдет с рынка).
Мигрируем из Instagram в «ВКонтакте». По этому поводу не расстраиваемся, потому что параллельно вели страничку ВК. Там меньше было заказов, но они были.
Сейчас стали изучать, какие фишки здесь есть, каковы новые алгоритмы работы, как целевая аудитория реагирует на посты и т.д.
– К кризису желательно готовиться заранее, чтобы это было обычной ситуацией. Для этого я постоянно повышаю качество продукции, снижаю себестоимость, применяю новые способы продаж, ищу новых партнеров, как по обогревателям, которые я произвожу, так и по тренажерам. Моим основным бизнесом является строительство домов, которые я стараюсь делать более качественно, чем конкуренты, делаю все, чтобы они были более доступны.
Такие методы лучше применять заранее и делать это регулярно в любом бизнесе, а не когда уже что-то произошло – и тогда кризиса не будет. Желательно также слушать позитивные новости. Мне, например, нравится канал «Время вперед», смотришь, люди работают, вкладывают деньги, открывают предприятия, все у них получается – и это дает заряд позитива. А если смотреть негативные новости, то энергии от этого становится меньше.
– Текущее состояние на рынке мероприятий – это еще не кризис. В марте текущего года это просто стоп, в отличие от коронавирусных стопов, и мы еще сильно зажаты снизу: цены, поставки и налоги. Корпоративные клиенты сейчас заняты другими процессами, а вот частный клиент продолжает планировать события.
В нашей компании есть три направления: выездной ресторанный сервис, доставка фуршетных кейтеринг-боксов и корпоративное питание. Сейчас мы сосредоточены на втором и третьем. Выездной ресторанный сервис работал в марте в режиме встреч и предзаказов на лето.
Сейчас мы заняты мониторингом цен, сменой продукта и поставщиков. Поставщики, сохраняя свою прибыль, все перекладывают на конечных потребителей в цепи поставок. Будем работать только с теми, кто готов поддержать нас. Мы не меняем цены для клиента, ищем решения и компромисс.
– Шаг номер один – это отказ от роста, который был выстроен по оптимистичному сценарию. Второе – это сокращение всех вариантов расходов, мы не стали брать точки в аренду и погасили досрочно кредит. Занялись оптимизацией сотрудников, перераспределением их функций, ролей в компании.
Мы подсчитали, какие ресурсы имеем прямо сейчас, сколько у нас есть долгов, сверились со всеми поставщиками. Четко пересчитали закупки, потому что теперь это нужно будет делать по новым ценам, которые выросли на 30-35%.
Следующий момент – мы поставили точки невозврата. Выбрали три даты в 2022 году, когда подведем мини-итоги и переосмыслим нашу работу. Ведь если ситуация будет резко ухудшаться, то мы вновь перестроим формат работы, будем искать новые идеи. Все же я предприниматель и уже не хочу работать в найме. Нужно будет создавать другой бизнес, менять сферу деятельности.
Для этого берем точки отсчета. Первая – 31 мая (плюс-минус 10 дней) – мы ждем реакции иностранных компаний, что они скажут, будут возвращаться или нет, какой будет курс доллара или юаня. Вторая точка – конец сентября, потому что контрмеры, связанные с долларом, Центробанком, назначены до начала осени и, соответственно, посмотрим, будут их продлевать или нет – это важный показатель. Третья точка – 1 января, мы всегда на Новый год пересматриваем свой бизнес, планируем будущее.
Ну и последнее, что делаем, – это начинаем присматриваться к меняющемуся рынку, чем сейчас можно заняться принципиально новым. Постоянно общаемся с экспертами на счет смены вида деятельности, например, только выбираем таргетинг или генерацию, думаем, может быть, заняться запчастями для тракторов или химией, может, привозить что-то из Китая или из Грузии. Для этого общаемся с производственниками, менеджерами по продажам, узнаем у них, какая ниша резко выпала, что было только в Европе и что сейчас вызывает провалы и перекосы.
– Первое, что я сделал, для того, чтобы сохранить коммуникации с текущими и потенциальными клиентами, – перенес, насколько возможно, аудиторию из Instagram и Facebook в Telegram и «ВКонтакте». Аудитория у меня достаточно активная, а подобный актив сейчас очень легко потерять, если вовремя не сменить каналы коммуникации. Для сохранения своего дела я переформатировал формат услуг на ведение «под ключ». Также сохранил консультации, которые в такие непростые времена стали более востребованы, чтобы собственники могли здесь и сейчас принять решение. Плюс выделил допфинансы в бюджет маркетинга. Сейчас важно не впадать в уныние, пересмотреть подходы к производству и сбыту, держать цены и заводить новое партнерство, ведь выживут те, кто подошел к проблеме с холодной головой и с коллективным ее решением.
Фото Константина Салмина и из архива героев