Евгений Кобылянский: В Ульяновске можно создать музыкальный прецедент…
Фото: Константин Салмин
– Евгений Борисович, вы пообщались с ульяновскими музыкантами. Как вы считаете, есть ли у них потенциал?
– Я не просто с ними пообщался, но и поиграл на инструментах. А когда это делаешь вместе с человеком на сцене, то многие вещи слышатся очень отчетливо. В этот момент можно оценить потенциал человека. Мне импонирует то, что молодое музыкальное сообщество стремится не к тому, чтобы быть похожим на ныне существующих звезд эстрады. Ребята стремятся к альтернативе, у кого-то есть тяготение к фолку, у кого-то – к арт-року и т.д, но, по крайней мере, эти стремления четко обозначены. С ними надо над этим работать, системно объяснять, как это делается и из чего состоит эта музыка, как прийти к своеобразности звучания, чтобы она была идентична тебе, а не кому-то. Сегодня для российского народа важно понимать и впитать это как принцип жизни понятие самоидентификации. Много лет нам объясняли, что очень важно быть похожим на кого-то, чтобы было как у них, буржуи сделали, а ты должен повторить. На самом деле это глупости, у нас есть своя идентичность. То, во что я погрузился с ульяновскими ребятами, именно с этого начинается неосознанный поиск, который приводит к осознанному решению потом и воплощению проектов.
– Чего не хватает ульяновскому музыкальному сообществу?
– Чтобы сегодня в Ульяновске появились коллективы или солисты, для этого нужно, во-первых, системное образование, которое можно создать на базе существующего вуза, во-вторых, обязательно нужно создать свое музыкальное медиапространство на уровне области. Не надо ждать, что в Москве кто-то обратит внимание, этого не будет: чем больше город, тем он циничнее к отдельно взятой личности, поэтому маленького человечка не заметно. Я бы создал в вашем городе при частно-государственном партнерстве музыкальный телевизионный канал, на котором была бы возможность показа своих артистов.
Выходить через соцсети, как пытались многие артисты, – это глупости. Многие соцсети теперь под запретом в нашей стране. Вы понимаете, что при долгом сидении в интернете у людей искалечена психика, люди боятся живого контакта, им лучше спрятаться под каким-то ником и т.д. Когда там появляется музыкальный продукт, на него не обращают внимания, если там нет какой-то обнаженки или угара. Только тогда будут миллионы просмотров.
Если это будет местное телевизионное СМИ, то важен вопрос редактуры, можно будет туда подбирать примеры не только отечественных, но и западных работ, даже просто записанных с концерта, и, подтягивая своих ребят, чтобы они, видя себя в окружении мастеров, понимали, к чему дальше двигаться, делать живые эфиры. Постепенно такой же канал должен появиться и в соседней области, и так дошагать до Владивостока. Благодаря такой сети человек, независимо от того, где он живет, сможет знать, что происходит в Ульяновске, Иркутске, Омске и т.д., и тогда, чтобы стать популярным востребованным артистом, не надо будет ехать в Москву.
Я не постесняюсь, приведу в пример Америку, где инфраструктура массовой культуры создавалась очень прагматично. Они начали в далекие 30-е годы с того, что связали все радиостанции, телевизионные каналы в одно пространство. У нас условно канал «Россия» расположен в Москве и вещает на все регионы одни и те же программы, кроме вставки региональной рекламы и новостей. В этом случае у нас бы в каждой области были свои часы, куда бы ставили своих артистов, историю и т.д., и ты мог переключаться, например, сегодня я посмотрю «Россию. Ульяновск», завтра «Россию. Нижний Новгород»… Если пойти по таким областным центрам, то, безусловно, мы создадим то, что должны были создать еще в Советском Союзе, просто не успели. Никто же в Америке, если живет в Лос-Анджелесе, не поедет раскручиваться в Нью-Йорк, они будут вещать из своего города, и их будет слышать вся страна, т.к. у них всюду перекрестный доступ.
В Советском Союзе этого не делали, не было такого развития телевидения, зато была очень развита сеть филармонии, и она работала на 100%. Например, ансамбль «Лейся, песня» был зарегистрирован в Самаре, «Красные маки» – в Туле. Смысл был в том, что когда ты находишься в организации, имеющей права и возможности, ты мог о себе заявлять, попадать в федеральные эфиры, гастролировать.
Посмотрев в Ульяновске на молодых талантливых музыкантов, я понял, что на базе вашего города можно создать такой прецедент и начать развивать эту инфраструктуру от Ульяновска.
Взяв за основу то, что сегодня есть в городе, и создать альтернативный музыкальный канал и платформы для музыкального молодого сообщества – это самый правильный, прагматичный путь, хоть и сложный.
– Какие главные тренды шоу-бизнеса вы выделили?
– В отечественном шоу-бизнесе нет трендов. Это просто олицетворение состояния общества в целом, как и вся массовая культура. Шоу-бизнес сегодня находится в состоянии «выжить бы», и приходится это делать всеми возможными способами. Сначала была пандемия, когда все было ограничено, на смену ей пришли события, которые происходят сейчас…
Сегодня наша страна получила потрясающий импульс, шанс, которым мы должны все воспользоваться. Музыканты могут поддержать свою страну тем, что создадут достойные произведения, которые будут наполнены содержанием. Потому что смысла в песнях сейчас абсолютно не хватает нашей эстраде. Хватит петь глупости и коверкать русский язык.
– Евгений Борисович, а должна ли быть на эстраде цензура?
– Я категорически за цензуру. Мы сегодня не должны повторять то, что делали в СССР, запрещая всех направо и налево, но законом четко должно быть отрегулировано, что ты не можешь быть ни в каком медиапространстве, если искажаешь и коверкаешь русский язык. Ведь это культурная основа и код огромного национального народа, который является идентификацией.
Когда мне говорят, что на русском языке невозможно писать тексты, то я говорю, откройте томики классиков 19-20 веков Брюсова, Ахматовой… Вы сядьте за фортепиано, если знаете больше трех аккордов, и помузицируйте, исполните эти стихи. Это великая поэзия!
Мы должны учитывать, что песня не может быть бессодержательной, даже если это сатира, которая направлена на существующее положение вещей, она должна быть продумана и аргументирована. Именно сатира поможет сделать наш мир лучше.
Цензура должна быть и многие вещи должны быть регламентированы. Не может появиться человек на сцене без специального образования. Хочешь стать артистом – вперед! Иди учись.