– На рынке труда дела обстоят очень сложно. Ответственных работников найти проблематично. Работать люди не особо хотят, а зарплату требуют большую. Особенно это прослеживается у молодежи. Продавец – это призвание. Для настоящего специалиста продажи являются неким наркотиком, от которого ты испытываешь удовольствие. И без этого уже никуда. Трудностью профессии, по моему мнению, является то, что необходимо найти к каждому клиенту свой подход. Нет какого-то типового для всех. Нужно уметь предложить то, от чего сложно отказаться. Главная мотивация – зарплата, премии за выполнение плана, подарки к праздникам.
Продавец – лицо магазина
Фото: Константин Салмин
– С 2014 года мы продаем красивую ювелирную бижутерию с кристаллами Swarovski и циркониями, которые являются красивым и востребованным товаром. Но, как оказалось, не так-то легко было найти хороших продавцов. Года три я сама работала в отделе, так как достойной кандидатуры так и не появилось, но в 2018 году и по сей день в нашем коллективе работают девушки, которые, действительно, любят украшения и могут их «вкусно» предложить. В это же время мы начали активно развивать соцсети, сотрудницы все украшения показывают на себе, рассказывают, из чего они сделаны и с чем их носить. Считаю, что главная мотивация для продавца – это любить то, что ты предлагаешь покупателям, понимать, что ты подаешь действительно отличный продукт, не ширпотреб. А отсюда и любовь покупателей, и, конечно, достойная зарплата. Наши продавцы-консультанты в наших украшениях не только на работе, но и в повседневной жизни. Приятным бонусом для сотрудников является то, что все украшения для них идут с максимальной скидкой.
– Продавец – это такая специальность, которая, несомненно, требует серьезного обучения и определенных навыков, при этом начать работать в продажах может практически любой человек без особой подготовки. Поэтому каких-то сложностей с поиском сотрудников обычно не бывает, хотя найти действительно хорошего продавца – это непросто. Основная мотивация – это, конечно, прямая зависимость личных продаж и личного заработка. У нас многих привлекает еще спокойный режим работы – это особенно ценят те, кто поработал в продуктовых супермаркетах. Но все же я заметил, что желание работать уже должно быть «встроено» в человека. Если этого нет, то никакими «плюшками» работать хорошо человека не заставить. Я бы не назвал это «призванием» – это скорее набор навыков, которые подходят для данной профессии, и чем больше таких навыков в человеке, тем лучше он будет продавать и тем лучше будет репутация у данной торговой точки.
Несетевые магазины еще привлекают работников тем, что рабочие вопросы проще решаются, нежели там, где есть стандарты и правила на любой случай. Но это еще зависит от личности непосредственного руководителя. Я сам вникаю в любые ситуации, например, если произошла кража или требуется подменить работника при личном форс-мажоре. Продавцы это ценят, однако в настоящее время торговля стремительно движется в онлайн, плюс рыночная ситуация не располагает к высоким зарплатам, поэтому рассчитывать на то, что один сотрудник будет работать много лет, не приходится. Я спокойно отношусь к ротации персонала, никого не удерживаю, потому что мои возможности ограничены, а стремление каждого продавца зарабатывать больше вполне можно понять.
– Профессия продавца очень многогранна и многолика! Данный специалист должен обладать навыками коммуникатора (уметь найти подход к совершенно разным людям), психолога (выслушать и поддержать клиента), оратора (умение презентовать свой товар), актерским мастерством (навык перехода из одного эмоционального состояния в другое), математика (хорошо ориентироваться в ценах аналогичных товаров).
Конечно же, многому нужно учиться. «Торгаши» от природы в наше время уже не котируются и напрягают (они есть, их много). А вот востребованного, высококлассного специалиста в наше время сложно найти и зарплату ему нужно предлагать соответствующую.
– Лично я – материалист и сторонник развития производства, и считаю, что именно созидательные бизнесы, производящие материальный продукт, наиболее ценны с точки зрения общества и государства. Именно производства делают необходимыми добычу и глубокую переработку ресурсов, «вынуждают» развивать логистическую и энергетическую инфраструктуру, обеспечивают создание рабочих мест. Но именно розница, либо отделы продаж, доводят продукт до конечного потребителя, и, что наиболее важно для бизнеса, – создают денежный поток, насыщают любое дело деньгами, а следовательно, и прибылью.
Поэтому, как ни говори, а продажи первичны, и именно продавцы-консультанты – это первая линия фронта, именно они по большей части создают в глазах клиента ту ценность продукта, за которую клиент платит деньги. Хорошие сотрудники отдела продаж всегда востребованы, и всегда в дефиците, особенно на нынешнем рынке труда. Для редких из них умение продавать – это талант и призвание в жизни. В своей сфере я гораздо чаще вижу, что для лучших из продавцов – это регулярно совершенствуемый навык, каждодневная работа. И в оптике путь от старта в профессии продавца-консультанта до уровня глубокого знания продукта и умения его продавать занимает от полугода и более. Сегодня мы уже давно отошли от стереотипа, что продавец – это сидящий за кассой, в первую очередь это должен быть очень обучаемый, не боящийся развиваться и в хорошем смысле слова «жадный» до денег профессионал в своей сфере. И поэтому в преддверии профессионального праздника хочу всем, кто работает в продажах, пожелать – выполняйте и перевыполняйте план, зарабатывайте большие бонусы и премии и всегда помните, что в нашей работе девиз: «Нам нужно больше продаж!».
Редакция первого ульяновского журнала для бизнеса и о бизнесе «Деловое обозрение» поздравляет всех причастных ко Дню торговли. Пусть никогда не иссякнет поток покупателей и ни один из них не уйдет без покупки и благодарности продавцу!