Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Цель – выжить!

Прошло около полугода с тех пор как бизнес и вся Россия живет в новых экономических условиях. Уже есть первые обанкротившиеся и первые счастливчики – те, кто снял сливки со сложившейся ситуации. Как бы то ни было, шесть месяцев - это уже период, после которого можно подвести первые итоги. Своими размышлениями в связи с новой реальностью с uldelo.ru делится генеральный директор маркетингового агентства Konnov Media Андрей Коннов.

Фото из архива А.Коннова

Любой кризис это катализатор, он ускоряет процессы, которые были запущены еще до него. Показывая болевые точки любой системы. Важно помнить это всем, кто хочет не только выжить, но хоть как-то претендует на развитие своего бизнеса в обозримой перспективе.

Бизнес это про людей, не про графики и цифры

Сколько бы у вас ни было консультантов, как бы вы ни старались оцифровать свой бизнес, использовать самые современные сервисы – 80% успеха зависит от психологии. В первую очередь от вашей психологии и ваших оппонентов. Обратите внимание, сколько импульсивных покупок вы совершаете, когда речь идет, например, о ремонте дома. Как часто уступаете своей жене, дочери или еще кому-то, хотя ваши сотрудники знают вас как жесткого руководителя. А тут вас «прогибает» ребенок.

Или подумайте, как часто вам доводилось, особенно последнее время, обсуждать проблемы в неформальной обстановке со своими партнерами или клиентами. А потом вы снова шли им же на уступки. Потому что хотели сделать им приятное, совершить жест доброй воли. Купить лояльность. С точки зрения рационализма и бизнеса – недопустимый шаг. Но он как нельзя лучше иллюстрирует, насколько вами и всеми другими бизнесменами управляет психология. Особенно сейчас. Когда период нестабильности и испытания на прочность.

Нет взрослых. Есть повзрослевшие, постаревшие дети

Эта фраза из любимого фильма замечательно описывает поведения современных ЛПРов в бизнесе (лиц, принимающих решения). Кажется невероятным, но многие взрослые люди после 40-45 лет начинают болеть болезнями из детства. Если в детстве человек был завистливым, то он становится еще более ревнивым к чужому успеху. Если в детстве он был жадным, то эти качества развиваются до паталогических. Я знаю многих сверхбогатых людей, которые экономят «копейки» (2-3 тысячи рублей), но при этом живут в элитных особняках, передвигаются на элитном коммерческом транспорте. А когда их упрекают в жадности, валят все на помощников. Дескать, они без моего ведома решили не доплачивать.

Этот же принцип справедлив, когда мы говорим о фобиях и пристрастиях. Если человек в юности не пользовался популярностью противоположного пола и только вздыхал по нему, то после 45-ти молоденьким девушкам будет крайне просто манипулировать им. Все истории про предпринимателей, которые тратят последние деньги на любовниц, покупая им элитную недвижимость, переписывая на них бизнес, имеют более чем реальную подоплеку.

И такие случаи сегодня относятся к разряду системных. Это не хорошо и не плохо. Это правило, которое работает, и которым активно пользуются предприимчивые люди со знаниями азов психологии. Получается жизненный парадокс. Одни всю жизнь работают и создают свой капитал, рискуя на каждом шагу, а другие просто знают, на какие болевые точки надавить, чтобы им бесплатно и с радостью отдавали все то, что «нажито непосильным трудом».

Мракобесие и джаз современного бизнеса

Люди склонны верить в простые решения. В то, что есть некое чудо или некто, кто может его сотворить. Это не обязательно шаман или колдун. Вовсе нет… Женская часть бизнеса склонна верить в гороскопы и натальные карты. Доходит до смешного: некоторые дамы опасаются запускать рекламу на уходящую луну. Или делают рассылку по базе старых клиентов на ретроградный Меркурий.

У нас принято думать, что женщины более суеверны, чем мужчины, однако это не так. Просто у сильной половины эти пристрастия выражаются по-другому. Мужчины, как правило, не обращаются к гадалкам, - они верят, что есть бизнес-тренер или некий GR-консультант, который поможет принять нужный закон, увеличить прибыль в разы, выйти на международный уровень и достичь самых небывалых высот. И неважно, что послужной список консультанта-волшебника весьма сомнителен, да и долгов за чародеем числится огромное количество, что хорошо отражается в базах типа Спарк. Главное, что такой человек обещает небывалый эффект и достижение новых высот сейчас.

Примечательно, что размер суеверия никак не коррелирует с уровнем кабинета, в котором сидит лицо, принимающее решение или с масштабом его компании. Люди надеются на чудеса и легкие решения вне зависимости от количества подчиненных или престижа компании, в которой работают.

Публичность и эмоции – новые валюты

Раньше все жили на старых связях, которые работали годами. Но как только вынули «зарубежный элемент» из цепочки все поменялось. Многие остались без работы, поменялись лица, принимающие решения. Старые связи перестали работать. Нужно создавать новые. Быстрее всего это получается делать через публичность – то есть через инструменты рекламы и PR. То есть теперь крайне важно громко заявлять о себе, чтобы все потенциальные партнеры знали: в это нестабильное время вы продолжаете работать и даже прирастаете каждый квартал. Тут срабатывает принцип, который мы уяснили во время кризиса 1998 года. Когда на плаву остались те частные компании, которые выжили, потому что скупали рекламу. Последняя, кстати тоже упала в цене, но принимая во внимание, общую стагнацию рынка, не пользовалась популярностью у большинства компаний.

Что касается эмоций, то сложно представить бизнес без человеческого лица. Люди покупают у людей. А им свойственно проявление чувств. Радость, любовь, удивление, - все это в разы усиливает восприятие вашего продукта и увеличивает продажи. Особенно, если выше перечисленные чувства исполняет любимый миллионами блогер.

Интересно и то, что эмоции легко конвертируются в публичность. Есть множество примеров, когда человек не стесняется проявления своих чувств и делает это весьма искренне, а на следующее утро просыпается знаменитым. Принцип работает и в обратную сторону. Публичность должна поддерживаться эмоциями. Достаточно вспомнить, как ТОП-блогеры картинно плачут на камеру или выгоняют обслуживающий персонал из дома, изображая злость, и вы поймете: публичность не живет без эмоций. И наоборот: последние подстегивают вашу популярность в интернете.

Новая жизнь региональных медиа

С началом спецоперации в России под запрет попал ряд социальных сетей. Многие иностранные порталы стали вести враждебную политику относительно читателей из России. Это заставило многих изменить свое поведение в интернете. Теперь возродился интерес читателей к региональным новостным порталам. Люди стали узнавать о последних событиях города, округа, региона не из запрещенных соцсетей, а снова, как и в 2008 году, с региональных сайтов. Тенденция перекинулась и на небольшие профильные издания. Им стало проще искать рекламодателей и собирать аудиторию. Так что теперь именно они стали обладателями хорошей региональной аудиторией. Поэтому для бизнеса самое время снова открыть для себя региональные порталы и профильные медиа. Отклик от клиентов не заставит себя долго ждать.

Второе рождение информационных рейдеров

Где-то с конца нулевых и по середину десятых бизнес сталкивался с регулярными атаками информационных рейдеров. Суть в том, что об определенном предпринимателе появлялась информация на портале, посвященном криминалу. В материале утверждалось, что бизнесмен связан с той или иной криминальной группировкой. Позже на жертву выходили злоумышленники, и предлагали удалить статью за солидное вознаграждение. Если предприниматель соглашался, материал действительно исчезал из сети. Зато схожие статьи появлялись на других порталах с похожими названиями. И так пока жертва не отказывалась платить.

Сегодня с рынка ушли многие политические игроки, которые ранее размещали политическую рекламу в Telegram-каналах и на сайтах. Недобросовестные медиа-менеджеры стали шантажировать предпринимателей и директоров средних предприятий. Нападать на Ростех или госкомпании – опасно, так как они крупные, у них есть свои юротделы. А еще такие гиганты регулярно заказывают рекламу. Выпад в их сторону – это потеря рекламодателя или многомиллионный судебный иск.

Другое дело – это ректоры небольших ВУЗов, директора ВГУПов, МУПов, владельцы небольшого бизнеса, которые крайне дорожат своей репутацией и едва ли будут воевать со СМИ. Им проще заплатить за свой покой или купить иммунитет на полгода на публикацию негатива о себе на том или ином портале. Таким образом, роль информационных рэкетиров будет усиливаться по мере ухода политических и иностранных рекламодателей с российского рынка. Остановить этот процесс позволит лишь взвешенная реакция бизнес сообщества – с вымогателями, даже информационными нельзя договариваться. Тотальная война или игнорирование.

P.S.

В целом же, предпринимательство - это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. И ключевое слово здесь именно риск. Таким образом, кризисы помогают выявить действительно сильных предпринимателей. Тех, кто не боится принимать решения, искать новые каналы сбыта и рисковать. Тех, кто не боится расстаться с иллюзиями и начать жить в новых реалиях, принимая и адаптируя под себя и свой бизнес.

Фото из архива А.Коннова

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: