Электронная коммерция развивает бизнес
Фото: Алексей Китов
– Артем, зачем, на ваш взгляд, офлайну понадобился онлайн? Привычной торговле не выжить в нынешних условиях?
– Думаю, что выжить. Все зависит от сегмента и качества бизнеса: его ценовой политики, мотивации клиентов, дополнительных сервисов (здорово, когда покупатель пришел в гипермаркет за продуктами, заодно выпил кофе и организовал досуг детям в игровой комнате).
Нормальное желание потребителя – перед покупкой увидеть товар, убедиться в его качестве, проверить функциональность, сравнить с аналогами, особенно если речь идет о дорогостоящих изделиях. Здесь традиционные магазины и продажи незаменимы. Правда, современная особенность в том, что покупатели часто знакомятся с товаром вживую, а затем заказывают его онлайн.
– Онлайн-продажи сокращают или расширяют возможности офлайн?
– Современные технологии позволяют производителям и продавцам существенно увеличивать объемы продаж через интернет-каналы. Это возможность охватить большую потребительскую аудиторию и выйти на новые регионы. Открыть физические точки продаж в разных частях города, страны или мира – трудозатратное и крайне дорогое удовольствие: понадобится ремонт, обслуживание, содержание персонала. Интернет-магазину в этом отношении проще – достаточно иметь склад, но есть другие категории затрат: потребуется техподдержка, продвижение, периодическая оптимизация.
– Расскажите, как эволюционировали интернет-продажи за последнее время.
– Компания Simtech Development 16 лет на рынке web-разработки. Все это время мы создаем онлайн-магазины и маркетплейсы, сегодня наши клиенты – это жители 170 стран из Европы, Азии, Африки, стран Ближнего и Дальнего Востока, Великобритании. По своему опыту могу сказать, что тенденции к массовому распространению электронной коммерции появились около 10 лет назад, и с каждым годом рынок набирал обороты. И все же переломным моментом стала пандемия COVID-19 – эпоха, когда миллионам людей пришлось отказаться от традиционных покупок в пользу онлайн. Это вошло в привычку, и теперь потребители спокойно совершают покупки через интернет, не боясь обмана, брака, сложностей с обменом или возвратом. Сегодня приобрести онлайн можно не только продукты питания или одежду, но и автозапчасти, мебель, антиквариат и даже продукцию сталелитейных заводов.
– Если говорить об интернет-продажах, то перспективнее заниматься торговлей через сайт или мобильное приложение?
– Приложения, конечно, удобнее. Смартфон давно стал «частью тела»: человеку удобно в свободную минуту открыть приложение, выбрать товар, положить в корзину и купить. Для сложных и дорогих продуктов основной остается десктопная версия, потому что покупателю нужны крупные картинки, больше информации для изучения, сравнительный анализ нескольких вариантов, а телефон в силу своего размера не может этого сделать. Удивительно, что финальная покупка все равно в большинстве случаев произойдет через приложение. Человек изучит информацию на экране ПК, но когда решит приобрести товар, возьмет в руки мобильный.
– Есть ли потенциал у нашего города и ближайших регионов развивать онлайн-торговлю?
– Безусловно. В каждой отрасли и сфере есть возможность выстраивать онлайн-канал продаж b2c (business-to-consumers) или b2b (business-to-business). B2c – решение для массового рынка, когда компания напрямую продает населению товар или услугу; b2b – реализация продуктов производителя через партнеров/оптовых продавцов и уже их выстроенные дистрибьюторские сети. Автоматизировать и управлять процессами продаж в онлайн-формате порой проще и удобнее, нежели в офлайн: вы просто решаете вопросы в пару кликов компьютерной мыши, вместо того, чтобы ехать в другой конец города, региона или земного шара. Экономите кучу времени, сил, кадровых ресурсов.
Существует бизнес, где b2b и b2c существуют параллельно. Именно с запросом на объединение этих форматов к нам некогда обратились предприниматели g-shopping.ru – российского маркетплейса товаров для здоровья и отдыха. Наши разработчики автоматизировали загрузки больших каталогов товаров, создали инструменты для управления и синхронизации запасов на складах, настроили поисковую оптимизацию для привлечения клиентского трафика. И вот уже 8 лет G-Shopping успешно работает как магазин оптовой и розничной торговли одновременно.
– Интернет-торговля легче традиционного бизнеса?
– Нет, не легче. Мнение, что онлайн-продажи проще организовать, чем офлайн – иллюзия. Если бы все было так просто, предприниматели не обращались бы к разработчикам eCommerce-решений с вопросом, как сделать магазин или гипермаркет в сети привлекательным для клиентов, прибыльным для владельцев. Помимо адаптивного дизайна web-страниц, понятного интерфейса, простого управления процессами интернет-бизнесу нужны интеграция с платежными системами, службами доставки, формирование налоговой отчетности. Помимо этого Simtech также предоставляет услуги хостинга и сканирования безопасности проектов, проводит миграцию интернет-магазинов с одной платформы на другую. Видите, как много вопросов находится в поле зрения онлайн-бизнеса, оставить их без внимания – значит потерпеть предпринимательское фиаско.
– Вы как человек, руководящий компанией по созданию eCommerce-площадок, можете назвать основные ошибки онлайн-предпринимателей?
– Главная из них – отсутствие детального анализа бизнес-гипотезы и стратегии по минимизации рисков. Предприниматель должен продумать множество вопросов: каким будет бизнес, в какую цену обойдется его развитие, кто его покупатели, каким будет план действий, если ситуация начнет развиваться не по сценарию.
Вторая и часто распространенная ошибка – перекладывание ответственности на IT-специалистов. Нужно понимать, что разработчики создают технический продукт, то есть интернет-магазин – это инструмент для роста продаж, но он не решит производственных и управленческих задач и не обеспечит развитие коммерции сам по себе.
Бывают также сложности, когда клиенты без опыта в реализации IT-проектов хотят детально прописать функционал на «входном» этапе. Сделать это точечно на 100% не всегда возможно: в ходе интеграции предлагаемые решения могут не подойти. Тогда разработчик применяет другие, более удобные и эффективные. Очень важно опереться на профессионалов, довериться им, ведь в интересах IT-специалистов привести клиента к прибыли, чтобы он на долгие годы оставался в рядах лояльных заказчиков, подтверждал высокую репутацию компании, рекомендовал ее окружающим.
– Сейчас среди IT-компаний большая конкуренция. В чем преимущество Simtech Development?
– На рынке не так много компаний, которые бы с момента своего создания фокусировались на интернет-магазинах и маркетплейсах. Мы же с 2005 года занимаемся исключительно этим и за 16 лет работы реализовали более 5000 проектов для клиентов из разных стран. Сферы торговли наших заказчиков разнообразны: мы выводили в онлайн-продажи товары для мотоциклистов в Ирландии, очки и линзы в Бельгии, цветы в Австралии, солнечные электростанции в России. Детские игрушки, газовое оборудование, посуду, спортивные товары, косметику… всего не перечислить. Национальность, менталитет и языки наших клиентов разные, но это не мешает нам успешно сотрудничать.
Преимуществом нашей компании также считаю сильное партнерство. Дело в том, что Simtech Development – часть группы компаний Simtech, куда также входит CS‑Cart, разработчик международной платформы для создания интернет-магазинов и маркетплейсов. Коллаборация производителя софта (CS‑Cart) и разработчика сложных технических решений (Simtech Development) позволяет делать качественный продукт, оперативно решать технические вопросы, не зависеть от иностранных производителей ПО. Мы запускаем проекты максимально быстро и даем 100 дней гарантии на свои продукты.
– Какие клиенты обычно приходят в Simtech Development и с какими запросами?
– У нас 2 категории клиентов. Первые – владельцы среднего и крупного бизнеса с традиционными магазинами, желающие вывести продажи в онлайн. Вторые – опытные интернет-предприниматели, которые хотят расширить цифровые каналы продаж за счет модификаций уже существующих продуктов.
Вместе мы составляем план, собираем команду, обсуждаем пожелания заказчика и способы их воплощения. Результатом этого труда становится релиз созданных или обновленных онлайн-магазинов и гипермаркетов. На реализацию стандартного продукта уходит в среднем 2-3 месяца. Сложные проекты требуют больше времени. Так, мы потратили около полугода, чтобы создать многофункциональное приложение для «зеленого» банка в Казахстане. Примерно столько же ушло на разработку интернет-магазина международного производителя бездымных продуктов и мебельного гиганта России.
– Ваши клиенты – крупные предприятия, а что делать тем, кто только мечтает им стать? Дайте напутствия и советы начинающим онлайн-бизнесменам?
– 1. Неплохо бы получить специальные знания, а лучше поработать в еCommerce, прежде чем запускать собственный бизнес. Наберитесь опыта: пройдите специальные курсы, а можно и вовсе попробовать себя, скажем, в роли консультанта интернет-магазина.
На практике можно более трезво оценить: нужен ли бизнес в онлайн, нравится ли осваивать технологии, есть ли соответствующий бюджет?
2. Если желание стать интернет-предпринимателем не пропало, пишем бизнес-план, отвечая на вопросы: что будем продавать, кто целевая аудитория, как должен выглядеть интернет-магазин, как работать и пр.
Можно начать с малого. У CS-Сart есть бесплатная демоверсия, она дает возможность протестировать проект и гипотезу. И если бизнес пойдет, можно обратиться к экспертам, чтобы строить его более масштабно.
3. Только спустя несколько лет, когда процессы станут автоматизированы, имеет смысл усложнить интернет-продукт и перейти к глобальному масштабированию. На помощь придет крупный eCom-разработчик, такой, как Simtech Development.
Доверьтесь профессионалам, открыто излагайте свое видение бизнеса, работайте в глубокой интеграции с ИТ-специалистами – тогда вероятность успеха будет стремиться к 100%.
Simtech Development
Ульяновск, проезд Сиреневый, 7а
Тел. 8(8422)58-24-54
Сайт: simtechdev.ru