€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Мир сквозь прозрачное стекло: как меняется сфера офтальмологии в Ульяновске
Фото: xb100, freepik
Григорий Алексеевич, давайте поговорим про наш город. Как за годы вашей практики изменилась статистика заболеваний, какой возраст стал чаще или реже посещать ваш кабинет?
Если мы говорим о статистике глазных заболеваний, надо понимать, что они достаточно разнообразны. Например, есть рефракционные заболевания, связанные с нарушением оптической составляющей глаза – дальнозоркость и близорукость, астигматизм. С каждым годом их становится все больше и больше – это мировая статистика, а не только ульяновская. Близорукость появляется в детстве и юношестве. Если заглянуть в любую школу, то уже в первом классе два-три ребенка будут в очках, а к выпускному их количество заметно возрастет.
Нам сейчас не нужно охотиться, глядеть вдаль: все смотрят близко – в гаджеты, книги. Свою роль играет и урбанизация – в городе поле зрения ограничено. Нет надобности хорошо видеть на большом расстоянии, и качество зрения меняется. Такие вещи возникают не за одно поколение, но рост отклонений уже заметен.
Помимо этого, резко увеличилось количество травм. То есть люди научились покупать и использовать электроинструменты, но не научились защищать свои глаза. Большое количество обращений в глазных отделениях связано с именно с этим.
С какими запросами обычно приходят – узнать зрение, выписать очки, назначить операцию? С чем, на ваш взгляд, это связано?
Приходят с разными целями. Часто слышу вопросы о том, в каком возрасте нужно делать рефракционную операцию. Приводят детей, подростков. Я объясняю, что радикальный метод вмешательства возможен только после того, как глаз уже сформировался как орган. А глазное яблоко растёт до 22 лет. Оперировать нужно после этого возраста.
Второй популярный вопрос – как остановить отклонения. Конечно, стопроцентной методики здесь не существует. Нужно контролировать сразу ряд факторов: гигиену рабочего процесса, режим труда и отдыха. Необходимо делать перерывы от экрана каждые 10-15 минут. Рекомендуется легкий массаж век и шейно-плечевого пояса для улучшения кровотока. Пространство должно быть правильно оборудовано: с монитором следует работать в полутемном помещении, а с бумагами – при хорошем локальном свете.
Существуют еще различные виды очковых линз, предупреждающих развитие отклонений, препараты, которые снимают мышечный спазм, физлечение – если этим заниматься, то близорукость будет прогрессировать, но не так стремительно.
И какие прогнозы можно дать по будущему сферы офтальмологии? Например, сейчас есть устойчивый тренд на удалённую работу – за компьютером, телефоном. Чем это может грозить?
Если речь идет о подрастающем поколении, онлайн-обучение будет стимулировать прогрессию рефракционных отклонений. Интенсивная зрительная нагрузка и утомление глаз способствуют быстрому росту заболеваний. В последующем это будет грозить кому-то ограничением по ряду профессий: военные, железнодорожные специальности, МЧС – даже на офисные позиции туда с плохим зрением просто не пропустят. Операция не всегда может тут помочь: определенная толщина роговицы не позволит исправить зрение полностью или вовсе сделает коррекцию невозможной.
Какие факторы влияют на качество зрения: генетика, экология? Имеет ли значение чистота воды?
За здоровьем надо следить с молодых лет – особенно, если отклонения уже есть. Многие глазные заболевания генетически обусловлены. У мамы близорукость, у папы близорукость – у ребенка с высокой вероятностью будет то же самое. Бывает, что в семье ни у кого проблем не было, а у ребенка вдруг появились. Начинают его ругать, мол, досмотрелся в планшет. Даже отбирают телефон. Потом выясняется, что у какой-то там бабушки была высокая миопия – а она передается по доминантному признаку.
Экология тоже влияет на зрение: урбанизация, города, не то качество воздуха – со всем этим заболевания прогрессируют быстрее. А неочищенная или ржавая вода может грозить инфекционными заболеваниями.
Какие признаки и в каком возрасте должны стать поводом для визита к врачу?
Глазные заболевания со временем происходят неизбежно – глаз подвержен возрастным изменениям. При этом почти все возрастные процессы возникают из-за плохого функционирования кровотока, ну а если есть другие заболевания, эффект увеличивается. Например, катаракта – помутнение хрусталика – составляет 95% хирургической деятельности любого глазного отделения. И даже при довольно обширной сети офтальмологической помощи в Ульяновске количество пациентов с катарактой не уменьшается. Дело в том, что после 60 лет хрусталик теряет свою прозрачность. Старение его начинается в 16-17 лет. Получается, глаз ещё до конца не сформировался, а хрусталик уже перестает быть пластичным.
Орган зрения нужно ежегодно обследовать у врача. Проходить диспансеризацию, даже когда нет определенных жалоб – особенно после 40 лет, когда многие уже могут плохо видеть вблизи. Большая часть заболеваний появляется именно в это время. Например, если есть наследственность к глаукоме, необходимо раз в год измерять внутриглазное давление. Коварство болезни кроется в ее незаметном течении: давление может держаться не один год, а обнаруживается лишь по чистой случайности. Потому что ощущений никаких в глазу нет.
По глазным заболеваниям есть спокойный период, когда орган сформировался и исправно функционирует – с 22 до 40 лет.
Давайте поговорим о мифах и фактах. Может ли зрение портиться из-за неправильных солнцезащитных или имиджевых очков без диоптрии?
Да, может. Если эти очки куплены в каком-то непонятном месте, качество линзы может быть неподходящим: например, она не нулевая, а с определенной степенью искажения. Сварили не так, бывает: производство большое, дешевое и быстрое – так на продуктах и появляются дефекты. Глаз – этот уникальный анализатор, искажения ему не нужны. Поэтому если у человека отличное зрение, глаз пытается нормально сфокусировать изображение, компенсируя эту помеху. Мышцы из-за этого находятся в напряжении, появляется усталость, а заболевания развиваются.
Кроме того, имеет значение цвет. Очки сейчас делают и под обувь, и под куртку – под любой элемент гардероба. Самым вредным считается сине-фиолетовый спектр. Он способствует помутнению хрусталика. Приемлемыми для глаза будут желто-коричневые оттенки, желто-серые – эти цвета сетчатка воспринимает спокойно, а цветофильтры даже профилактируют некоторые дистрофические заболевания. Все потому, что хрусталик от природы имеет желтоватый цвет. Было замечено, что раньше, когда при операциях родной помутневший хрусталик заменяли на искусственный белый, у пациентов появлялись проблемы с сетчаткой. А еще считается, что зеленый цветофильтр блокирует вредное излучение на зрительный нерв, тем самым способствует более мягкому течению глаукомы.
Говорят, нужно ставить рядом с компьютером кактус или другое растение, чтобы глаза отдыхали. Это работает?
Это мнение не из области офтальмологии. Тут больше про электромагнитную волну, которая в целом воздействует на организм. Думаю, это было сильно актуально, когда только появились первые электронные устройства, они фонили более высоким излучением. Конечно, если рядом с вами будет такой живой организм, это не принесет вреда, но прямая польза не доказана.
Книги безопаснее компьютера?
Да, определенно безопаснее. Но любая работа на близкой дистанции (с той же книгой) утомляет зрительный анализатор. То есть аккомодационные мышцы, которые меняют форму хрусталика, чтобы он фокусировался, постоянно находятся в работе. Они работают, когда мы смотрим на что-то вблизи. Когда долго читаем или пишем, мышцы очень сильно устают. Но при этом картинка остается статической. Конечно, если вы читаете не в движущемся транспорте.
Дело в том, что мышцы глаза настолько чувствительны, что улавливают любое микродвижение. А в мониторе компьютера, какого бы хорошего качества ни был, все равно есть пиксели и дрожание, к которым глаз постоянно пытается подстроиться. Помимо этого, природа не предусмотрела, чтобы мы воспринимали исходящий свет, а монитор все-таки светится. Это провоцирует усталость сетчатки. Ну а книгу мы читаем в отраженном свете – для глаз это большая разница. То есть просмотр фильма с проектора будет гораздо менее вредным, чем с экрана телевизора.
Проблемы со зрением зарождаются в школе – это правда?
Нет, это абсолютно не так. Следуя такой логике, можно просто не отдавать своих детей в школу, и тогда зрение у них не будет падать, верно? Нет, если отклонения генетически обусловлены, они будут развиваться. Кроме того, откуда такой вопрос вообще взялся? Из-за очень большого распространения миопии, близорукости в подростковом возрасте. Это очень широкая тенденция. В школе отклонения проявляются, поскольку это период интенсивного роста – как раз тогда у близорукого человека заболевание приобретает критическую форму. Во время взросления все эти вещи быстро проявляются. Потом и возникает такое мнение: ага, переучился, в монитор пересмотрел.
Фактор зрительной нагрузки в школе тоже присутствует, но он наслаивается уже на генетическую предрасположенность
Можно ли потерять зрение из-за травмы головы?
Конечно. Центр обработки зрительной информации находится в головном мозге. Нейрохирургические операции, обширные гематомы, онкология – все это может спровоцировать потерю зрения.
Способна ли косметика навредить зрению? А процедуры, инъекционная или аппаратная косметология?
В первую очередь проблемы возникают из-за аллергической реакции – например, на веках. Бывают ожоги от плохого клея при наращивании ресниц или травмы из-за неправильного загиба волоска. На своей практике я не видел необратимых повреждений, обычно все это излечимо.
Всё, что делается в районе век, для глаз, как правило, безопасно. Но если это может привести к небольшому рубцовому изменению века или его формы таким образом, что оно перестанет нормально защищать глазное яблоко или глазная щель не будет полностью закрываться, то начнет развиваться хроническое воспаление и помутнение роговицы. Из-за мелкого рубчика можно и получить постоянный дискомфорт, и даже попасть в глазное отделение на длительное лечение. Анатомическая форма век должна оставаться неизменной
Есть ли сезонные явления в офтальмологии? От холода или жары: болезни, воспаления?
Сезонные явления всегда есть. Аллергические конъюнктивиты, например. А еще весь весенне-летний период – это цветение. У аллергиков появляется реакция.
Одна из распространенных жалоб – это слезотечение в холодный сезон. Все пытаются найти капельки, с которыми этого не будет. Но слезотечение связано с сильным ветром и морозом. В роговице очень много нервных волокон. Она омывается слезой, которая несет питающую и защитную функцию. Ее вырабатывается определенное количество, уходит она потом в слезные пути, откуда попадает в нос – поэтому в холод и когда мы плачем появляется ещё и насморк. Но в сильный мороз, когда роговица особенно раздражена, эта слеза не успевает уйти в слезную точку – вход в слезные пути, его можно увидеть у внутреннего угла глаза на нижнем веке. На холоде он ещё и сужается. Когда слезы много, она льется через край. Появляется слезотечение. Никакие капельки здесь, конечно же, не помогут.
Бывает, однако, и патологический процесс, когда слезы идут без мороза и без ветра. Потому что у человека или мелкая слезная точка, или каналы на каком-то уровне не функционируют. Это лечится промыванием и хирургическими манипуляциями.
Лазерная коррекция. Вы могли бы рассказать, что это такое и как работает?
Это высокотехнологичная операция, которая от рук хирурга в большей степени не зависит. Действие выполняется электронным оборудованием, измеряющим форму роговицы, толщину, отклонения. Компьютер точно все подсчитывает, лазеру задается программа, и он убирает слои роговицы, чтобы придать ей правильную форму.
Лазер начали использовать не вчера. Он применяется в разных направлениях медицины. Это одна из самых передовых технологий, которых достигло человечество. Работая с роговицей, лазер воздействует именно в том месте, куда он направлен, а окружающие ткани остаются нетронутыми.
А есть ли риск, что после операции зрение упадет обратно?
Если операция сделана своевременно и корректно, то риски минимальные, меньше процента. Беременность и роды, кстати, способствуют проявлению близорукости даже после завершения формирования глаза. Иногда пациентки спрашивают, стоит ли подождать и не делать рефракционную операцию до рождения ребенка? Но беременность, роды, период лактации – это большой удар по женской иммунной системе. Восстановление будет долгим. Лучше проводить операцию до родов на здоровом организме – либо через несколько лет после.
Можно ли восстановить зрение или остановить прогрессию заболевания без врачебного вмешательства?
Нет. Как врач хочу сказать, что с любым заболеванием надо обращаться к специалисту. Если вы чувствуете отклонение, только он может сказать, нужно ли лечиться или вам просто показалось. Обращаться нужно обязательно.
А есть ли очки или линзы, которые будут не просто корректировать отклонения, но и останавливать их развитие?
Есть такие линзы, которые называются перефокальные. При близорукости многие предметы падают на периферию, боковое зрение, нечетко, неправильно. По исследованиям последних лет оказалось, что именно неправильный сигнал на боковые зоны сетчатки способствует более быстрому развитию близорукости. Но в перефокальных линзах есть несколько фокусов, которые дают корректное изображение на сетчатку.
Есть еще линзы с поддержкой аккомодации, то есть мышц, которые меняют форму хрусталика в процессе фокусировки для обзора разных дистанций. Когда мы смотрим вдаль, эти мышцы находятся в состоянии покоя. Взяв в руки книгу, мы уже задействуем аккомодацию. Человек с близорукостью не будет при этом снимать очки, они всегда при нем, ведь так удобнее и привычнее. Но такие очки покупаются, как правило, чтобы скорректировать дефект зрения именно для обзора дальних дистанций. Для чтения книги такие линзы не требуются. Чтобы на мышцы не ложилась лишняя нагрузка, для чтения и компьютера нужны очки с особой диоптрией, неполной. Тогда глазам будет легче.
И те, и другие линзы снижают утомляемость и замедляют прогрессию отклонений.
Вы часто сталкиваетесь со сложными случаями?
В основном это травмы. Я достаточно давно работаю в экстренной хирургии – больше 20 лет. Видел всякие разные случаи. Самые сложные, наверно, это те, что приводят к разрушению глазного яблока.
Что бы вы порекомендовали всем – детям, взрослым разных профессий – для профилактики?
Глаз – это не орган, существующий отдельно от всего организма. Я порекомендовал бы заниматься здоровьем в целом. Если у человека биологический возраст не соответствует паспортному (в лучшую сторону), все глазные заболевания возникнут гораздо позже. Я видел много людей глубоко пенсионного возраста, у которых той же катаракты и близко нет.
Если есть наследственность, не надо паниковать: рефракционные заболевания всегда можно компенсировать с помощью очков или линз. Все изменения можно сгладить так, что качество жизни не будет страдать. А при появлении даже небольшой симптоматики, конечно, всегда следует обращаться к врачу.
Фото: Виктория Бухонова