Покажите мне Москву, москвичи!
Вы это видели в кино
В Москве набирает силу бизнес, который оказывает туристические услуги «понаехавшим», организуя личные и коллективные, пешие и автобусные экскурсии по Белокаменной. С помощью знатоков вы сможете, например, заглянуть за «кулисы» Мосфильма или прогуляться по московским улицам, площадям и бульварам, где снимались культовые фильмы; турфирмы наперебой предлагают экскурсии типа «Мастер и Маргарита»: по следам героев романа и его экранизаций», «Улица Горького в советском кино» и т.д.
А можно и самостоятельно окунуться в московский мир старого доброго кино, вооружившись знаниями из интернета. Что я и сделала в очередной свой приезд в Златоглавую. Задала в поисковике «где снимался фильм «Москва слезам не верит» (обожаю эту оскароносную картину!) и составила свой кинематографический маршрут. А начался он с Гоголевского бульвара, того самого, где героиня Алентовой дважды встречается с коварным Рудольфом.
А вот и та самая знаменитая скамейка, где сидела киношная парочка – напротив дома №11. В начале XX века здесь был доходный дом. Вообще на Бульварном кольце, расположенном в историческом центре столицы, много красивых памятников архитектуры. Как, например, дом-музей Н. В. Гоголя на Никитском бульваре, соседствующий с Гоголевским.
На Тверской бульвар зашла уже в сумерках, и это было замечательно: главная «жемчужина» Бульварного кольца озарилась разноцветными огнями (световые решения на пространствах Москвы – особая «песня»!). Самый протяженный столичный бульвар вывел меня на площадь «Никитские ворота», воспетую ВИА «Синяя птица». Невозможно пройти мимо, не замурлыкав: «В семь часов у Никитских ворот пусть сегодня начнется наш вечер...».
Следующий пункт моего маршрута – Тверская улица, одна из самых красивых в Москве. Бывшая улица Горького тоже стала декорацией к меньшовской кинокартине. Помните, подружки Катерина и Людмила совершают променад мимо сверкающих витрин, где и баночки с крабами, и тазик черной икры? Спустя десятилетия главная улица столицы стала еще более дорогой и роскошной.
А вот Триумфальная площадь, тоже запечатленная в фильме «Москва слезам не верит», сегодня здорово изменилась, стала менее пафосной из-за уличных качелей, установленных прямо около памятника Маяковскому. Около этого монумента поэт Андрей Вознесенский (в фильме он играл самого себя) читал строки из своей же «Параболической баллады».
Дом, похожий на корабль
«Дом был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми…»
Эти слова из романа Юрия Трифонова «Дом на набережной» – о печально известной «сталинской» многоэтажке на Берсеневской набережной, в которой писатель прожил шесть лет. А сколько еще знаменитых личностей квартировали здесь в свое время! Серафимович, Жуков, Хрущев, Александров, родственники Сталина, наконец, архитектор Иофан – автор одного из первых в столице элитных жилых комплексов, самого крупного в Европе 30-х годов…
Каменного монстра не зря называли «Московской Бастилией», «ловушкой для большевиков»: почти 800 человек (каждый третий жилец!) во времена сталинских репрессий сгинуло в лагерях, было расстреляно. Среди памятных знаков типа «Выдающийся хореограф Игорь Александрович Моисеев жил в этом доме с 1974 по 2007 год» на фасаде можно увидеть скромные таблички-похоронки: «Здесь жил Михаил Ефимович Кольцов. Журналист. Арестован 14.12.1938. Расстрелян 2.02.1940».
Даже клумбы в «великом и ужасном» доме вызывают мрачные ассоциации: в лихую годину, когда чуть ли не каждую ночь сюда приезжал «воронок», иные государственные мужи, еще вчера обласканные властью, выбрасывались из окна. Несчастные думали, что так они спасут близких. Не спасли. Жены шли по этапу, а дети отправлялись в детские дома.
Хотите подробностей? Зайдите в первый подъезд, здесь работает «музей ГУЛАГа», где вам расскажут, почему в Доме окнами на Кремль можно было жить месяцами, не покидая пределов двора, почему в роскошных квартирах такие маленькие кухоньки и куда подевался 11 подъезд. Вам покажут исторические фотографии роскошно обставленных квартир с дубовым паркетом, художественной росписью на потолках, богатой мебелью, посудой и прочими вещами, которые жильцы получали во временное пользование. А еще с ключами им вручалась инструкция – как пользоваться горячей водой и прочими благами цивилизации: некоторые квартиросъемщики – вчерашние герои революции были, что говорится, «из-под сохи».
«Уж сколько их упало в эту бездну…»
А как вам идея – посещение кладбищ, коими богата «матерь городов русских»? Здесь с помощью хорошего экскурсовода можно узнать много тайн и легенд, прикоснуться к истории Отечества, а заодно и подумать о бренности жизни.
«Во всем нашем красивом и таинственном городе
нет места более красивого и более таинственного…
Москва, которую я люблю, похоронена там.
Похоронена, но не мертва».
Эти строки из «Кладбищенских историй» Бориса Акунина посвящены самому крупному в столице дворянскому некрополю, расположенному на территории Донского монастыря, который был основан в 1591 году русским государем Федором Иоанновичем. Здесь то и дело натыкаешься на знакомые фамилии – Нарышкин, Чаадаев, Одоевский, Сумароков, Голицыны, Трубецкие, Долгорукие, Вяземские, – весь цвет российской знати!
Здесь обрели последний покой декабристы, участники войны 1812 года (не случайно у входа установлены старинные пушки), белые генералы Деникин и Каппель, а также почти все друзья и некоторые родственники Пушкина.
Старое Донское кладбище не производит угнетающего впечатления «города мертвых», это ухоженный музей под открытым небом, где можно бесконечно долго бродить среди старинных произведений мемориального искусства – мраморных ангелов и плакальщиц, саркофагов и пирамид. Загляните в пронзительные глаза инженера Ясюнинского, полюбуйтесь на роскошное надгробие с листьями папоротника Карла Тиля, прочитайте эпитафии, выбитые на древних надгробьях, покрытых плесенью и мхом. «Супругу нежную и истинного друга мать посвятившую жизнь для детей своихъ оставившую свет еще в цветущих летахъ оплакивают муж и осмеро детей».
Экскурсовод обязательно расскажет вам истории усыпальниц, поведает о тех, кто приумножал славу России, и о тех, кто до сих пор не отмылся от статуса «душегуб». На старом Донском похоронена печально знаменитая помещица Салтычиха, уморившая не один десяток крепостных...
И, конечно, стоит заглянуть в музей русской архитектуры, который тоже находится на территории монастыря. А у Восточной стены находятся подлинные горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, сохраненные патриотами от разрушения.
Вероника Градова
Фото: В. Градова